string(56) "http://dumrt.ru/ru/articles/theology/analytics_1072.html"
11.03.2013 09:52

Вера в предопределение является одним из шести столпов веры, признание которых для мусульман обязательно. По этой причине отрицание предопределения считается неверием.

Предопределение относится к сфере «аль-гайбият» (скрытое знание), поэтому вера в него считается особо ценной. Суть предопределения заключается в том, что Аллаху ведомы все прошедшие и будущие человеческие деяния и события в истории человечества, и Он осуществляет эти события согласно Своему Знанию.

Наши богословы условно делят веру в предопределение на две составляющие: када (предзнание) и кадар (предопределение).

Када – это знание Аллаха о тех событиях, которые произойдут в будущем. Кадар – это осуществление Аллахом всех событий, согласно Своему Знанию, т. е. согласно када. Несмотря на такое деление, практически эти обе части являются одним целым. Таким образом, предопределение подразумевает, что Аллах знает все, что произошло и что произойдет, Он всегда претворяет свою Волю в действительность, Его Мощь безгранична, то, что Он предписал, никто не знает.

Согласно хадисам, у предопределения есть своя предыстория. В одном из хадисов сообщается, что первым созданием Аллаха был «калям» (перо). Создав его, Аллах повелел ему: «Пиши». Когда перо спросило: «Что писать?» – Аллах ответил: «Пиши все, что произойдет до Судного дня»[1]. В итоге по велению Аллаха перо записало в «Ляух аль-махфуз» (Хранимая Скрижаль) все события, которые должны произойти от начала творения до Судного дня. В Коране по этому поводу сообщается:

أَلَمْ تَعْلَمْ أَنَّ اللَّهَ يَعْلَمُ مَا فِي السَّمَاءِ وَالْأَرْضِ إِنَّ ذَلِكَ فِي كِتَابٍ إِنَّ ذَلِكَ عَلَى اللَّهِ يَسِيرٌ

«Разве ты не знаешь, что Аллах знает то, что в небе и на земле? Поистине, это – в писании; поистине, это для Аллаха легко!» (22:70)

Как видим, предопределение тесно связано с двумя божественными атрибутами – Всезнанием и Могуществом. Выше уже было упомянуто, что Всезнание Аллаха абсолютно, безгранично, уникально. Оно объемлет все, для Него нет понятий обретение или поиск знания. Благодаря этому атрибуту Аллаху еще до создания мира было известно все о Своих созданиях. Он знал, кого, что и когда создаст, знал обо всех событиях, которые произойдут с тем или иным Его созданием, и, согласно этому Всезнанию, перо записало все это в Хранимой Скрижали. Благодаря второму упомянутому атрибуту, Аллах осуществляет все события согласно Своему Всезнанию.

6.1. Соотношение Воли Аллаха и воли человека

В основе данной проблемы лежат аяты Корана, буквальный смысл которых противоречив. Приведем несколько примеров. В одном из аятов сказано:

وَهَدَيْنَاهُ النَّجْدَيْنِ

«[Не] повели его по двум путям [добра и зла]?» (90:10) Смысл данных аятов указывает на то, что человек свободен в выборе между добром и злом. Но в то же время в Коране есть аяты, привязывающие волю человека к Воле Аллаха, например:

وَمَا تَشَاءُونَ إِلَّا أَنْ يَشَاءَ اللَّهُ إِنَّ اللَّهَ كَانَ عَلِيمًا حَكِيمًا

«Но вы не захотите этого, если только не угодно будет Аллаху. Воистину, Аллах – Знающий, Мудрый» (76:30), –

مَنْ يَهْدِ اللَّهُ فَهُوَ الْمُهْتَدِي وَمَنْ يُضْلِلْ فَلَنْ تَجِدَ لَهُ وَلِيًّا مُرْشِدًا

«Тот, кого ведет Аллах, идет по прямому пути; тому же, кого Он вводит в заблуждение, ни за что не найти ни покровителя, ни [духовного] наставника» (18:17).

Такое кажущееся противоречие в Божественном Писании не могло остаться незамеченным. И, конечно, сподвижники Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, первыми обратили на него внимание. В сборнике хадисов «Сахих сунан» ат-Тирмизи (223/2)[2] приводится хадис от Абу Хурайры, в котором сказано: «Посланник Аллаха подошел к нам в то время, когда мы спорили о предопределении…» Далее хадис сообщает о том, что Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, узнав о теме разговора, очень рассердился. В другом варианте этого хадиса сообщается о том, что он, рассердившись, сказал: «Как вы можете противопоставлять одни аяты другим, ведь именно из-за этого были погублены народы, жившие до вас?»[3] Согласно первому варианту хадиса, Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, осудил саму тему разговора, а, согласно второму варианту, осудил противопоставление отдельных фрагментов Божественного Писания другим.

Данную проблему суннитские ученые разрешили, разделив деяния человека на два вида.

Первый вид – деяния, к созданию которых человек не имеет никакого отношения. Для этих деяний нет понятия принуждение или воля. К таким деяниям богословы относили дожди, движение небесных тел, рост растений, сон, болезнь, бедность, здоровье, дрожь (непроизвольное сокращение мышц), биение сердца, работа пищеварительного тракта, смышленость, проницательность, глупость и т. д. Они считали, что эти деяния создаются Аллахом помимо человеческой воли, они относятся к предустановлению и предопределению с его добром и злом[4].

Второй вид – деяния, при создании которых проявляется человеческая воля, например: еда, питье, вставание, сидение, ходьба, заработок пропитания, религиозные деяния, вмененные в обязанность человеку. По своей сущности эти деяния являются созданиями Аллаха, а по своим качествам – нет[5].

Что же касается характеристики того или иного деяния, например, будет ли оно праведным или греховным, добрым или злым, то это уже связано с волей человека.

В качестве примера можно привести техническую документацию какого-либо оборудования, в которой инженер-изобретатель перечисляет условия исправного функционирования этого оборудования, условия техники безопасности и т. д. Инженеру известно, что при нарушении того или иного условия оборудование выйдет из строя, однако он не принуждает рабочего, эксплуатирующего данное оборудование, нарушать упомянутые условия.

6.2. Упование на Аллаха (ат-таваккуль)

С предопределением также очень тесно связана тема ат-таваккуля (упования на Аллаха). Ислам призывает нас в любых ситуациях полагаться на Аллаха, однако в то же время он обязывает выполнить все необходимые условия для достижения той или иной цели, то есть выполнить закон причинно-следственных связей. Например, для получения урожая какой-либо культуры необходимо вспахать землю, использовать необходимые удобрения, засеять семена, своевременно производить полив, бороться с насекомыми вредителями и только после всего этого, уповая на Аллаха, ждать урожай. Причинно-следственные связи установлены Аллахом и их следует соблюдать, но при этом надо знать, что все происходит по Воле Аллаха.


 

Рекомендуемая литература

 

1.                ‘Абдалгани аль-Гунайми аль-Майдани. «Шарх аль-‘акыда ат-тахавиййа аль-мусамма «Байан ахль ас-сунна валь-джамаа». – Палестина: Джамгиййа аль-бейт ли-т-турас ва аль-‘улюм аш-шар‘иййа», б. г. – 62 с.

2.                ‘Абдальмалик ‘Абдаррахман ас-Са‘ди. Исламское вероучение: толкование акыды «Ан-Насафиййа». Перевод с арабского языка. – Казань: изд-во «Иман», 2006. – 232 с.

3.                ‘Абд аль-Малик ‘Абд ар-Рахман ас-Са‘ди. Шарх ан-Насафия фи аль-‘акыда аль-исламия. – Багдад, 1988 г.

4.                Адыгамов Р.К. Исламское вероучение. – Казань: Российский исламский университет, 2011. – 236 с.

5.                ‘Умар Сулейман аль-Ашкар. Аль-Када ва аль-кадар. – Амман: Дар ан-Нафа’ис, 2002. – 117 с.

6.                Абу Хамид Мухаммад ибн Мухаммад аль-Газали ат-Туси. Высочайшее из устремлений в раскрытии смыслов прекрасных имен Аллаха/ перевод с арабского Саяхов Р.Л. – Уфа, 2007. – 232 с.

7.                Ахмад ибн Ханбал. Муснад. – Электронный ресурс CD-диск «Маусугат аль-хадис аш-шариф», версия 2.00, Global Islamic Software Company (1991-1997).

8.                Ахмед Саим Кылавуз. Исламское вероучение (акыда). – М: Издательская группа «Сад», 2007. – 224 с.

9.                Ульрих Р. Аль-Матуриди и суннитская теология в Самарканде. – Алматы: Фонд «XXI век», 1999. – 286 с.



[1] Ахмад ибн Ханбал. Муснад. – Электронный ресурс CD-диск «Маусу‘ат аль-хадис аш-шариф», версия 2.00, Global Islamic Software Company (1991-1997). – хадис № 21649.

[2] ‘Умар Сулейман аль-Ашкар. Аль-Када ва аль-кадар. – Амман, 2002 – С. 50.

[3] В версии от Ахмада – т. 2, с. 178 – 181 – и Ибн Маджи – № 85.

[4] ‘Абд аль-Малик ‘Абд ар-Рахман ас-Са‘ди. Исламское вероучение (Толкование акыды «ан-Насафийа). – Казань, 2007 – С. 87.

[5] Там же.

Источник: Адыгамов А. Акыда (исламское вероучение), учебное пособие.- Казань: "ЦРО ДУМ РТ", 2012.-160 с.