string(56) "http://dumrt.ru/ru/articles/theology/analytics_1080.html"
10.01.2013 10:05

В Духовном управлении мусульман РТ готовится «Книга Хаджа» - перевод главы фундаментального труда по ханафитскому фикху Мухтасар аль-Кудури, которая может устранить фитну среди  российских паломников  во время Хаджа. Данный фундаментальный труд приводит неопровержимые доказательства (далили) из Корана и Сунны по правильному выполнению Хаджа.

Перевод и толкование сделал Камиль хазрат Самигуллин. Islam-Today.ru эксклюзивно приводит первые страницы из этой долгожданной книги. 

 

* * * * * * * * * * * 

Мухтасар аль-Кудури

بسم الله الرّحمن الرّحيم

كِتَابُ الْحَجِّ

Книга Хаджа1

شُرُوطُ وُجُوبِ الْحَجِّ

Необходимые условия обязательности хаджа

Хадж обязателен2  свободным3, совершеннолетним4 и здоровым мусульманам, если у них есть средства5 и транспорт6, не считая места жительства и необходимых вещей. Также, вплоть до их возвращения, они должны обеспечить всем необходимым свою  семью. Дорога должна быть безопасной.7 Для женщины8 есть требование, чтобы с ней во время паломничества был родственник9 или муж, иначе без них ей не дозволяется совершать хадж, но это в том случае, если между ней и Меккой растояние  трех дней и трех ночей пути.10 Если же ребенок достиг совершенолетия после того как вошел в ихрам11 или раб был освобожден12, и в таком состоянии они пересекли границу миката13, то это паломничество не засчитается за обязательный хадж ислама.

 

1. Лексическое значение слова «хадж» – «обращаться, посещать что-либо почитаемое», «поехать куда-либо и вернуться», «одержать победу в чем-либо». Как термин фикха, означает особый вид поклонения, совершаемый в установленное время, в определенном порядке и последовательности в период пребывания около Каабы, на Арафате, в Муздалифе и Мина.

2. По поводу обязательности хаджа между мусульманами нет разногласий. Хадж – это обязательное поклонение, фард-айн (фард-айн - это термин исламского права, обозначающий обязательное для каждого мусульманина в отдельности действие). Каждый, у кого есть на это возможность, должен выполнить это поклонение. Хадж является фарзом лишь один раз в жизни. Совершение хаджа становится фарзом в тот год, когда у человека появляется на это возможность. Хадж приобрел статус обязательного поклонения через девять лет после того, как Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) совершил хиджру в Лучезарную Медину. Обязательность хаджа была провозглашена как в Коране, так и в сунне Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), и по поводу его обязательности между мусульманами нет никаких разногласий. На обязательность этого поклонения указывают следующие аяты Корана:

وَ لِلّٰهِ عَلَى النَّاسِ حِجُّ الْبَيْتِ مَنِ اسْتَطَاعَ اِلَيْهِ سَبِيلاً

«…Тот, у кого есть на это возможность, обязан совершить паломничество» (Али Имран, 3/97),

وَاَذِّنْ فِي النَّاسِ بِالْحَجِّ يَاْتُوكَ رِجَالًا وَعَلٰى كُلِّ ضَامِرٍ يَاْتِينَ مِنْ كُلِّ فَجٍّ عَمِيقٍ

«Возвести среди людей о хадже, и они придут к тебе и пешими и верхом, придут со всех концов земли» (Хадж, 22/27).

Об обязательности хаджа в сборниках хадисов приводится большое количество хадисов. Приведем лишь некоторые из них:

بُنِيَ اْلاِسْلاَمُ عَلَى خَمْسٍ شَهَادَةِ اَنْ لاَ اِلَهَ اِلاَّ اللّٰهُ وَاَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللّٰهِ وَاِقَامِ الصَّلاَةِ وَاِيتَاءِ الزَّكَاةِ وَصَوْمِ رَمَضَانَ وَحَجِّ الْبَيْتِ مَنِ اسْتَطَاعَ اِلَيْهِ سَبِيلاً

«Ислам был установлен на пяти столпах. Это подтверждение единства и единственности Аллаха и пророческой миссии Мухаммада (саллаллаху алейхи ва саллям), выполнение намаза, выплата закята, соблюдение поста в месяц Рамазан и совершение хаджа к Дому если способен преодолеть дорогу» (Бухари, Иман, 1).

3. Т.е. чтобы он не был рабом или не находился в местах лишения свободы. Ибо одним из условий обязательности хаджа, является истита'а, т.е. возможность совершить хадж, а у раба или заключенного такой возможности нет. По поводу рабов, Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал:

اَيُّمَا عَبْدٍ حَجَّ عَشْرَ حِجَجٍ فَعَلَيْهِ حَجَّةُ اْلاِسْلاَمِ اِذَا اُعْتِقَ

"Какой бы раб не совершил хадж хоть десять раз, если его освободят ему все равно обязательно совершить хадж ислама" (Бадаи').

4. Под совершеннолетием здесь имеется ввиду булуг, т.е. время полового взросления (12-15 лет для мальчиков и 9-15 лет для девочек). Детям хадж не обязателен. Приводится от Абдуллаха ибн Аббаса (радыяллаху анхума), который рассказывал, что Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал:

أيُّمَا صَبِيٍّ حَجَّ ثُمَّ بَلَغَ فَعَلَيْهِ حَجَّةٌ أُخْرَى

"Если человек совершил паломничество, будучи ребенком, то по достижении совершеннолетия он должен совершить паломничество еще раз"(аль-Хаким "Мустадрак" 1/655 №1769. Ибн Хузейма "сахих" 4/349 №3050. аль-Байхакы "ас-Сунан аль-Кубра" 4/325 №8396)

5. Сюда входят деньги и провиант.

6. Это слово также можно перевести как верховое животное. Относительно этих двух пунктов передается от Анаса (радыяллаху анху), что Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) был спрошен относительно слов Всевышнего "Кто может преодолеть дорогу" (3:97):

قِيلَ يَا رَسُولَ اللهِ مَا السَّبِيل قَالَ الزَّادُ وَالرَّاحِلَةُ

"О Посланник Аллаха! Что означает, что человек должен быть в состоянии совершить путешествие в Мекку?" Он ответил: "У него должны быть провиант и верховое животное" (аль-Хаким "Мустадрак" 1/609 №1613. ат-Тирмизи "Сунан" книга хаджа №813 и книга толкования Корана №2998)

7. Дороги должны быть безопасными с того времени, когда жители города или селения, где живет паломник, начинают отправляться в хадж, и до времени их возвращения.

8. Даже если она пожилая (Любаб фи шархиль китаб).

9. Близким родственником (махрам) считается любой разумный, зрелый и не относящийся к числу нечестивцев и огнепоклонников мужчина, на брак которого с мусульманкой шариат налагает абсолютный запрет. (Абдульхамид Тахмаз)

10. Передается от Абу Саида (радыяллаху анх), что:

أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ نَهِىَ أَنْ تُسَافرَ المرأةُ مَسِيرَةَ يَوْمَيْنِ أَوْ لَيْلَتَيْنِ إِلاَّ وَمَعَهَا زَوْجُهَا أَوْ ذو رحمٍ

"Поистине Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) запрещал женщине отправляться в поездку на два дня или более без сопровождения мужа или близкого родственника" (Бухари Сахих №1864, 1996. Муслим Сахих №827). Современные ученые уточняют, что это расстояние не должно превышать 70 или 80 км.

11Ихрам – это отказ человека от некоторых дозволенных для него в обычное время действий во время совершения обрядов хаджа или умрыИхрам является условием действительности хаджа. Другими словами, это особое состояние.

12. Имеется ввиду после входа в ихрам.

13. Места вхождения в ихрам.

islam-today.ru