string(56) "http://dumrt.ru/ru/articles/theology/analytics_1083.html"
28.11.2012 10:05

Пророк в арабском языке «набий», является производным от «наба’» («весть»). Однокоренной глагол «’наба’а» несет смысл «оповещать», поэтому «набий» – это тот, кто оповещает кого-либо о чем-либо. В акыде под «набий» имеется в виду человек, избранный Аллахом, для того чтобы передать определенной группе людей (соплеменникам пророка) сообщения от Аллаха[1].

Слово же «расуль» (посланник) в арабском языке является производным от «ирсаль» («посылать»). Однокоренной глагол «’арсаля» несет смысл «послал», следовательно, «расуль» – это посланец или посланник. В акыде «расуль» – это человек, посланный Аллахом с определенной миссией[2].

Как было упомянуто, Аллах является создателем всего сущего, следовательно, Ему ведомо все о Его творениях. Он создал вселенную, небесные тела, человека, животных, неживые предметы, а также Он создал законы, по которым все эти создания живут и функционируют. Часть этих законов человек способен постичь в результате рационального и научного поиска. К таковым относятся законы физики, химии, биологии и других естественных, гуманитарных и прочих наук. Часть же законов человек постичь не в состоянии; к таковым обычно относятся некоторые законы, связанные с обществом, религиозной практикой, потусторонним миром и пр. Поэтому Аллах время от времени, согласно уровню развития человеческой цивилизации, ниспосылал те или иные законы, которые должны были исправлять поведение человека. Для ниспослания этих законов Он выбирал лучшего представителя того или иного народа или племени и посредством ангела Джибриля передавал ему религиозные законы. Эти избранные люди именуются пророками или посланниками. Они являются лучшими из людей и по своим качествам даже могут превосходить ангелов. Однако, несмотря на то, что они являются избранными и обладают наилучшими качествами, в Коране подчеркивается, что они остаются простыми смертными. И пророчество или посланничество не является их заслугой, а представляет собой божественную милость, которую Аллах дарует тому, кому пожелает. Но, несмотря на это, Аллах повелел нам относиться к ним с особым почтением.

Свою миссию пророки должны были осуществлять, либо обещая людям Рай, либо устрашая их Адом. Коран по этому поводу говорит: «Мы посылаем посланников только благовестителями и увещевателями» (6:48). Для подтверждения пророческой миссии этих людей Аллах сопровождает их проповедь различными чудесами.

Миссия у всех пророков и посланников была одна – призыв к Единобожию в тех обществах, в которых они жили. Поэтому вероучение и этические нормы у всех пророков совпадали, но были небольшие различия в богослужениях и некоторых юридических нормах.

Самым первым пророком был первый человек Адам, мир ему, а последним – Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует. Обычно последующие пророки происходили из рода предыдущих, и даже существует генеалогическое древо пророков[3].

Вера в пророков и посланников является одним из столпов веры и обязанностью каждого мусульманина. В Коране по этому поводу сказано:

آمَنَ الرَّسُولُ بِمَا أُنزِلَ إِلَيْهِ مِنْ رَبِّهِ وَالْمُؤْمِنُونَ كُلٌّ آمَنَ بِاللَّهِ وَمَلَائِكَتِهِ وَكُتُبِهِ وَرُسُلِهِ لَا نُفَرِّقُ بَيْنَ أَحَدٍ مِنْ رُسُلِهِ

«Посланник и верующие уверовали в то, что ниспослано ему от Господа. Все уверовали в Аллаха, в Его ангелов, Его Писания, Его посланников, не делая различия между посланными Его» (2:285).

Богословы единогласно признают пророками следующие двадцать пять людей, упомянутых в Коране: 1) Адам, мир ему, 2) Идрис, мир ему, 3) Нух, мир ему, (Ной) 4) Худ, мир ему, 5) Салих, мир ему, 6) Ибрахим, мир ему, (Авраам) 7) Лут, мир ему, (Лот) 8) Исма‘иль, мир ему, (Измаил) 9) Исхак, мир ему, (Исаак) 10) Я‘куб, мир ему, (Иаков) 11) Юсуф, мир ему, (Иосиф) 12) Айюб, мир ему, (Иова) 13) Шу‘айб, мир ему, 14) Муса, мир ему, (Моисей) 15) Харун, мир ему, (Аарон) 16) Юнус, мир ему, (Енох) 17) Дауд, мир ему, (Давид) 18) Сулейман, мир ему, (Соломон) 19) Ильяс, мир ему, (Илия) 20) Аль-Яса‘, мир ему, (Елисей) 21) Закарийя, мир ему, (Захария) 22) Яхья, мир ему, (Иоанн) 23) Зуль-Кифль, мир ему, (Иезекииль) 24) ‘Иса, мир ему, (Иисус) 25) Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует.

Других известных людей, чье пророчество не упомянуто в Коране или Сунне, признавать пророками недопустимо[4]. Однако Коран сообщает о том, что, кроме упомянутых в Коране и Сунне, Аллах ниспосылал еще много других пророков. В частности, в одном из аятов сказано:

وَلَقَدْ أَرْسَلْنَا رُسُلًا مِنْ قَبْلِكَ مِنْهُمْ مَنْ قَصَصْنَا عَلَيْكَ وَمِنْهُمْ مَنْ لَمْ نَقْصُصْ عَلَيْكَ

«Мы посылали посланников до тебя; o некоторых мы рассказали тебе, o других не рассказывали» (40:78). В другом аяте сказано:

وَلِكُلِّ أُمَّةٍ رَسُولٌ

«K каждому народу – свой посланник» (10:47). Считается, что это проявление божественной справедливости.

Из числа пророков, упомянутых в Коране, богословы выделили пятерых и определили их термином «улюль-‘азм» («обладатели величия», или «великие»), и это Мухаммад, Ибрахим, Муса, Нух, ‘Иса. В Коране о них сказано:

وَإِذْ أَخَذْنَا مِنْ النَّبِيِّينَ مِيثَاقَهُمْ وَمِنْكَ وَمِنْ نُوحٍ وَإِبْرَاهِيمَ وَمُوسَى وَعِيسَى ابْنِ مَرْيَمَ وَأَخَذْنَا مِنْهُمْ مِيثَاقًا غَلِيظًا

«Вот взяли Мы c пророков завет – и c тебя, и c Hyxa, и Ибрахима, и Мусы, и ‘Исы, сына Марьям, и взяли c них суровый завет» (33:7).

4.1. Чем различаются пророк и посланник?

Пророк – это человек, избранный Аллахом для получения откровения, ему Аллах ниспосылает законы предыдущих пророков и повелевает проповедовать их среди людей. Посланник – это такой же пророк, однако Аллах ниспосылает ему новые Божественные Законы.

Итак, разница между пророком и посланником заключается лишь в том, что посланник получает новые Божественные Законы и Писания, а пророк проповедует по откровениям, полученным прежними пророками и посланниками. Из этого можно сделать вывод, что каждый посланник является пророком, но не каждый пророк является посланником.

4.2. Обязанности пророков и посланников

Как было сказано, Аллах избирает из числа людей пророков и посланников и налагает на них определенные обязанности, связанные с получением откровения, его передачей людям, воспитанием сподвижников и пр. Рассмотрим их подробнее:

  1. Пророки принимают ту информацию, которую ниспосылает им Аллах. Избрав Мусу, мир ему, пророком, Аллах сказал ему:

وَأَنَا اخْتَرْتُكَ فَاسْتَمِعْ لِمَا يُوحَى

«Я предпочел тебя [другим людям], прислушайся же к тому, что дается тебе в виде откровения» (20:13), – то есть пророк обязан принять откровение и осмыслить то, что ему ниспослано.

  1. Передают откровение Аллаха людям. В Коране по этому поводу сказано:

يَاأَيُّهَا الرَّسُولُ بَلِّغْ مَا أُنزِلَ إِلَيْكَ مِنْ رَبِّكَ وَإِنْ لَمْ تَفْعَلْ فَمَا بَلَّغْتَ رِسَالَتَهُ

«О Посланник! Поведай [людям] то, что ниспослано тебе Господом. Если ты не сделаешь этого, то ты [тем самым] не передашь [людям] Его послания» (5:67). Передача откровения людям является одной из основных функций пророков и посланников. Именно поэтому во время прощального хаджа, в известной «Проповеди прощального хаджа» Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, произнес: «Разве я не передал вам религию?» – и в ответ услышал от сподвижников: «Конечно, передал», – и сказал: «О Аллах, будь свидетелем»[5].

  1. Объясняют смысл откровения людям. В Коране сказано:

يَاأَهْلَ الْكِتَابِ قَدْ جَاءَكُمْ رَسُولُنَا يُبَيِّنُ لَكُمْ كَثِيرًا مِمَّا كُنْتُمْ تُخْفُونَ مِنْ الْكِتَابِ وَيَعْفُو عَنْ كَثِيرٍ

«О люди Писания! К вам пришел Наш Посланник, чтобы разъяснить вам многое из того, что вы утаиваете из Писания, и чтобы простить многие [ваши грехи]» (5:15). Если некоторые из аятов Корана были непонятны сподвижникам Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, то они приходили к нему с вопросами, и он объяснял им их суть. Например, когда был ниспослан аят:

كُلُوا وَاشْرَبُوا حَتَّى يَتَبَيَّنَ لَكُمْ الْخَيْطُ الْأَبْيَضُ مِنْ الْخَيْطِ الْأَسْوَدِ مِنْ الْفَجْرِ ثُمَّ أَتِمُّوا الصِّيَامَ إِلَى اللَّيْلِ

«Ешьте и пейте, пока нельзя будет отличить белую нитку от черной, до рассвета, потом снова поститесь до ночи» (2:187), – часть сподвижников поняла его по-своему, часть не поняла и обратилась к Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и да приветствует, с вопросом о том, как определить наступление рассвета, в месяц поста, исходя из его смысла.

  1. Выполняют предписания Аллаха, ниспосланные в Писаниях. Естественно, если пророк или посланник не станет исполнять божественные предписания, то и его последователи не будут этого делать. Именно поэтому в первую очередь Божественное повеление обращено именно к нему. Описывая богослужение Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, и его сподвижников, Аллах в Коране сказал:

إِنَّ رَبَّكَ يَعْلَمُ أَنَّكَ تَقُومُ أَدْنَى مِنْ ثُلُثَي اللَّيْلِ وَنِصْفَهُ وَثُلُثَهُ

«Воистину, твой Господь знает, что ты и некоторые из твоих последователей пребываете в молитве меньше двух третей ночи, или половину ее, или треть» (73:20).

  1. Призывают к вере в Аллаха и служению Ему. В Коране по этому поводу сказано:

وَمَا أَرْسَلْنَا مِنْ قَبْلِكَ مِنْ رَسُولٍ إِلَّا نُوحِي إِلَيْهِ أَنَّهُ لَا إِلَهَ إِلَّا أَنَا فَاعْبُدُونِي

«Мы не посылали до тебя ни одного посланника без того, чтобы не внушить ему: Нет бога, кроме Меня. Так поклоняйтесь же Мне» (21:25). Вера в единого Аллаха, а также призыв служить ему были основой учения всех пророков и посланников.

  1. Воспитывают своих последователей. Об этой обязанности в Коране сказано:

هُوَ الَّذِي بَعَثَ فِي الْأُمِّيِّينَ رَسُولًا مِنْهُمْ يَتْلُو عَلَيْهِمْ آيَاتِهِ وَيُزَكِّيهِمْ وَيُعَلِّمُهُمْ الْكِتَابَ وَالْحِكْمَةَ

«Он – Тот, Кто направил к неграмотным посланника из их числа. Он возвещает им Его аяты, очищает их, учит их Писанию и мудрости» (62:2).

  1. Радуют райскими наградами и предостерегают от наказаний Ада. Коран рассказывает об этом следующим образом:

كَانَ النَّاسُ أُمَّةً وَاحِدَةً فَبَعَثَ اللَّهُ النَّبِيِّينَ مُبَشِّرِينَ وَمُنذِرِينَ

«Люди были одной религиозной общиной, и Аллах ниспослал пророков вестниками и увещевателями» (2:213). В арабском варианте аята слово «вестники» выражено словом «мубашширин» («радующие»), а «увещеватели» – словом «мунзирин» («предупреждающие, предостерегающие»).

  1. Управляют своим народом и выполняют обязанности судьи. В Коране содержится повеление Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и да приветствует:

فَاحْكُمْ بَيْنَهُمْ بِمَا أَنزَلَ اللَّهُ

«Так суди же их согласно тому, что ниспослал Аллах» (5:48). Однако не все пророки и посланники стали главами государства, большинство руководило только своими последователями.

  1. В Судный день должны стать свидетелями за или против своего народа. Коран описывает эти события следующим образом:

وَيَوْمَ نَبْعَثُ فِي كُلِّ أُمَّةٍ شَهِيدًا عَلَيْهِمْ مِنْ أَنفُسِهِمْ وَجِئْنَا بِكَ شَهِيدًا عَلَى هَؤُلَاء

«В тот день, когда Мы выставили против последователей каждой общины свидетеля из их среды – и тебя выставили свидетелем против [мекканских многобожников]» (16:89). Аллах повелел пророкам и посланникам передать Божественное откровение людям, и они добросовестно выполнили это повеление. Люди же обязаны жить согласно установлениям этих Писаний. И в Судный день пророки и посланники будут свидетелями тому, как люди добросовестно исполнили повеления Аллаха.

4.3. Качества пророков

  1. Все пророки были обычными людьми (аль-башарийя). В Коране можно встретить следующее повеление, адресованное Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует:

قُلْ إِنَّمَا أَنَا بَشَرٌ مِثْلُكُمْ

«Скажи: Воистину, я – такой же человек, как и вы» (18:110). Только человек способен передать, объяснить Божественное откровение людям, а также своим жизненным примером показать, как следует жить согласно законам Божественного Писания. В дополнение к этому, избрание в качестве пророка или посланника других существ дало бы человеку повод отказаться от исполнения Законов Аллаха. В связи с этим в Коране сообщается:

وَلَوْ جَعَلْنَاهُ مَلَكًا لَجَعَلْنَاهُ رَجُلًا

«Если бы Мы и ниспослали ангела [в качестве посланника], то Мы ниспослали бы его в облике человека» (6:9)[6]. Однако, вполне вероятно, что отдельно джиннам могли быть посланы пророки и посланники из их числа, но это было только до пророчества Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует.

  1. Все пророки были мужчинами (аз-зукура). Поскольку женщина является хранительницей домашнего очага, воспитывает детей, мужчины имеют больше возможностей для выполнения этой миссии, подразумевающей необходимость проповеди, управления государством, а в некоторых случаях даже ведение войн. В Коране по этому поводу сказано:

وَمَا أَرْسَلْنَا قَبْلَكَ إِلَّا رِجَالًا

«Мы и до тебя, [о Мухаммад,] отправляли посланниками только мужей…» (21:7)

  1. Пророки и посланники обязательно должны были обладать приятной внешностью и быть симпатичными.
  2. Пророки и посланники обладали наилучшими моральными качествами, поскольку их обязанностью было воспитание своих соплеменников и последователей. В частности, о Пророке Мухаммаде, да благословит его Аллах и да приветствует, в Коране говорится:

وَإِنَّكَ لَعَلى خُلُقٍ عَظِيمٍ

«И, поистине, ты – человек превосходного нрава» (68:4).

  1. Одним из наиболее важнейших элементов хорошего нрава в исламе считается правдивость (сидк). В связи с этим все пророки и посланники всегда были правдивы, в противном случае их пророчество не было бы признано из-за лжи[7].
  2. Все пророки обладали здравым рассудком (салямат аль-‘акль)[8] и не болели никакими психическими болезнями.
  3. Кроме упомянутых, выделяются также следующие качества пророков и посланников: хорошая родословная (хайр ан-насаб), свобода от рабства (аль-хуррийя), наличие особых врожденных навыков.
  4. В отдельную группу следует выделить качества, которые были присущи только пророкам и посланникам. Среди них следующие:

А. Пророки и посланники были безгрешны, это качество выражается термином «‘исма» («гарантированность, застрахованность»).

Б. Все пророки и посланники получали откровение от Аллаха.

В. Когда пророки и посланники спят, их сердца бодрствуют, поминают Аллаха и поклоняются ему. В хадисе по этому поводу сказано: «Глаза пророка спят, а сердце бодрствует. Точно так же и все пророки: когда их глаза спят, сердца бодрствуют»[9].

Г. Перед смертью пророкам и посланникам предоставляется выбор между роскошной мирской жизнью и райскими благами. В одном из хадисов сказано: «Когда любой из пророков заболевает, ему предоставляют выбор между этим миром и последующим[10]»[11].

Д. Все пророки и посланники были захоронены именно на том месте, где умерли. Один из хадисов гласит: «Пророков хоронят там, где они умирают»[12].

Е. Тела пророков и посланников не разлагаются в могилах. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Аллах запретил земле поедать тела пророков»[13].

Ж. После смерти пророки и посланники продолжают поклонение Аллаху, в своих могилах. В одном из высказываний Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, по этому поводу сказал: «Пророки живы, они молятся в своих могилах»[14].

З. Пророки и посланники творили различные чудеса, которые они объясняли Могуществом Аллаха.

4.4. Чудеса

В Коране и хадисах мы можем обнаружить упоминание следующих видов чудес: му‘джиза, карама, ма‘уна, истидрадж.

Му‘джиза[15] – это необычное действие, выходящее за рамки привычного, которое совершает пророк, и никто другой из современников этого пророка подобного совершить не может. Чудо является доказательством истинности пророческой миссии этого пророка.

Для того чтобы какое-либо действие было признано чудом, оно должно соответствовать следующим условиям:

  1. Пророк или посланник должен приписывать это чудо не себе, а Аллаху.
  2. Должно произойти что-либо необычное, идущее вразрез с привычным положением дел или известными законами.
  3. Оно должно исходить от человека, объявившего себя пророком.
  4. У пророка или посланника, совершившего чудо, должно быть учение, с которым он послан к людям.
  5. Должно произойти именно то, что требуется, а не обратное.
  6. Целью этого чуда должно быть подтверждение действительности пророчества, а не достижение личных амбиций того, от кого оно исходит.
  7. Никто другой из современников этого пророка не должен быть в состоянии повторить подобное.

В Коране и хадисах упоминается очень много примеров чудес, совершенных пророками, ниже будут приведены некоторые из них:

Когда пророк Ибрахим, мир ему, разбил языческих идолов, язычники во главе с правителем Немрудом решили бросить его в костер, однако огонь не нанес ему вреда[16]. Коран рассказывает об этом следующее:

قُلْنَا يَانَارُ كُونِي بَرْدًا وَسَلَامًا عَلَى إِبْرَاهِيمَ

«Мы повелели: О пламя! Обернись холодом и спасением для Ибрахима» (21:69). По одному из преданий, огонь превратился в райский сад.

Язычники из племени пророка Салиха, мир ему, обратились к нему с требованием вывести из скалы красную[17] верблюдицу с верблюжонком, и он обратился к Аллаху с мольбой, после которой из скалы действительно вышли верблюдица с верблюжонком[18]. В Коране об этом сказано:

إِنَّا مُرْسِلُو النَّاقَةِ فِتْنَةً لَهُمْ فَارْتَقِبْهُمْ وَاصْطَبِرْ

«Воистину, Мы пошлем для испытания верблюдицу, а ты, [о Салих,] понаблюдай за ними терпеливо» (54:27).

Во время состязания между магами Фараона и пророком Мусой, мир ему, палка Мусы, мир ему, превратилась в змею и поглотила палки и веревки магов[19]. Коран описывает это следующим образом:

فَأَلْقَى مُوسَى عَصَاهُ فَإِذَا هِيَ تَلْقَفُ مَا يَأْفِكُونَ

«Тогда Муса бросил свой посох, и тот проглотил все, что они наколдовали» (26:45). А когда Муса со своим народом спасался от Фараона, то море перед ними расступилось, образовав проход, позволивший спастись сынам Израилевым[20]. В Коране об этом сказано:

فَأَوْحَيْنَا إِلَى مُوسَى أَنْ اضْرِبْ بِعَصَاكَ الْبَحْرَ فَانفَلَقَ فَكَانَ كُلُّ فِرْقٍ كَالطَّوْدِ الْعَظِيمِ(63)وَأَزْلَفْنَا ثَمَّ الْآخَرِينَ(64)وَأَنْجَيْنَا مُوسَى وَمَنْ مَعَهُ أَجْمَعِينَ(65)

«Тогда Мы послали откровение Мусе: Ударь своим посохом по морю. [Он ударил], и оно разверзлось, и каждая часть его вздыбилась, словно гора. Потом Мы приблизили [к разверзшемуся морю] рать Фир'ауна, а Мусу и всех, кто был с ним, Мы спасли» (26:63-65).

О чудесах пророка ‘Исы[21], мир ему, Коран сообщает следующее:

وَرَسُولًا إِلَى بَنِي إِسْرَائِيلَ أَنِّي قَدْ جِئْتُكُمْ بِآيَةٍ مِنْ رَبِّكُمْ أَنِّي أَخْلُقُ لَكُمْ مِنْ الطِّينِ كَهَيْئَةِ الطَّيْرِ فَأَنفُخُ فِيهِ فَيَكُونُ طَيْرًا بِإِذْنِ اللَّهِ وَأُبْرِئُ الْأَكْمَهَ وَالْأَبْرَصَ وَأُحْيِ الْمَوْتَى بِإِذْنِ اللَّهِوَأُنَبِّئُكُمْ بِمَا تَأْكُلُونَ وَمَا تَدَّخِرُونَ فِي بُيُوتِكُمْ إِنَّ فِي ذَلِكَ لَآيَةً لَكُمْ إِنْ كُنْتُمْ مُؤْمِنينَ

«…[и сделает его] посланником к сынам Исраила, [и тот скажет им]: Я пришел к вам со знамением от вашего Господа. Я сотворю вам из глины подобие птицы, подую на него, и оно станет птицей с разрешения Аллаха. Я исцелю слепого и прокаженного и оживлю покойников с соизволения Аллаха. Я поведаю вам о том, что вы едите и чем вы запасаетесь в ваших домах. Воистину, во всем этом – знамение для вас, если вы верующие» (3:49).

Наиболее яркими чудесами Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, являются:

1. Раскалывание луны (иншикак аль-камар).

2. Перенесение и вознесение на небеса (аль-исра’ валь-ми‘радж).

Кроме упомянутых, в различных хадисах сообщается о множестве других чудес Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, но наивеличайшим чудом является Коран.

Карама – это сверхъестественные действия, совершаемые святыми и праведниками (авлия). Внешне это действие ничем не отличается от чуда, совершаемого пророком, но по своей сути, в отличие от чуда пророка, целью карама не ставится подтверждение праведности угодника. Например, Марьям, мать пророка ‘Исы, мир ему, Аллах одаривал летними фруктами зимой, а зимними – летом. В Коране рассказывается об этом следующим образом:

فَتَقَبَّلَهَا رَبُّهَا بِقَبُولٍ حَسَنٍ وَأَنْبَتَهَا نَبَاتًا حَسَنًا وَكَفَّلَهَا زَكَرِيَّا كُلَّمَا دَخَلَ عَلَيْهَا زَكَرِيَّا الْمِحْرَابَ وَجَدَ عِنْدَهَا رِزْقًا قَالَ يَامَرْيَمُ أَنَّى لَكِ هَذَا قَالَتْ هُوَ مِنْ عِنْدِ اللَّهِ إِنَّ اللَّهَ يَرْزُقُ مَنْ يَشَاءُ بِغَيْرِ حِسَابٍ

«Господь принял и вырастил ее прекрасно и поручил ее Закариййи. Каждый раз, когда Закарийя входил к ней в покои, находил при ней пропитание и [однажды] спросил: О Марьям! Откуда у тебя это? Она ответила: Это – от Аллаха. Воистину, Аллах дарует пропитание, кому пожелает, без ограничения» (3:37). Следует отметить, что величайшим чудом праведников является «аль-истикама» (следование законам Ислама в течение всей жизни).

Ма‘уна – это чудесное спасение или помощь, оказанная Аллахом рядовому верующему.

Истидрадж – это сверхъестественные действия, совершаемые грешниками и неверными. Примером служат чудеса лжепророка Мусайламы ал-Каззаба.

4.5. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует

Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, отличался от других пророков и посланников следующим:

  1. Предыдущие пророки посылались только к своим народам, а Мухаммад был послан для всего человечества. В одном из своих хадисов Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, по этому поводу сообщает: «Пророк [до меня] посылался только к своему народу, я же был послан ко всем людям»[22].
  2. Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, – последний из пророков, то есть после него больше пророков не будет. Коран гласит:

مَا كَانَ مُحَمَّدٌ أَبَا أَحَدٍ مِنْ رِجَالِكُمْ وَلَكِنْ رَسُولَ اللَّهِ وَخَاتَمَ النَّبِيِّينَ وَكَانَ اللَّهُ بِكُلِّ شَيْءٍ عَلِيمًا

«Мухаммад – не отец кого-либо из ваших мужей, а только Посланник Аллаха и печать пророков» (33:40)[23].

  1. Его враги боялись его, даже находясь от него на большом расстоянии. В одном из хадисов сказано: «…мне была оказана помощь устрашением моих врагов на расстоянии месяца пути…»[24]
  2. Аллах из милости к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, объявил землю чистой для очищения и молитв. Один из хадисов по этому поводу гласит: «…земля сделана для меня местом поклонения и очищения…»[25].
  3. Аллах объявил разрешенными использование трофеев. В предыдущем хадисе сказано: «…мне были разрешены трофеи…»[26]
  4. Аллах даровал ему возможность несколько раз заступиться (шафа‘а) за людей в день Суда[27]. В одном из хадисов сообщается: «…мне было даровано заступничество»[28].
  5. Он считается самым почитаемым среди пророков.

 

В книгах по сире передается, что Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, родился в двенадцатый день (понедельник) месяца Раби‘ аль-Авваль в год Слона, что соответствует 570-му г. по григорианскому календарю. Его отец умер еще до его рождения, а мать – когда ему было шесть лет. После этого в течение двух лет он жил у деда, а после его смерти опекунство перешло к дяде Абу Талибу. Вместе с дядей он совершил торговую поездку в Шам, где монах по имени Бахира сообщил его дяде о том, что Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, – последний пророк. Вскоре будущий Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, и сам занялся торговлей, ездил с караванами в Сирию, а в двадцать пять лет женился на женщине по имени Хадиджа. В сорок лет к нему пришел ангел Джибриль с первыми строками Корана и объявил ему, что он избран пророком. После этого Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, в течение тринадцати лет вел проповедь в Мекке и близлежащих населенных пунктах. Все тринадцать лет он и его последователи подвергались гонениям и в итоге были вынуждены переселиться в Медину, где к тому времени возникла и укрепилась довольно крупная община мусульман. Переселение мекканских мусульман и Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, в Медину является самым значимым событием, с которого началась история современной исламской цивилизации. После переселения Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, в Медину мусульманская община еще более окрепла, и в итоге, через восемь лет, Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, вернулся в Мекку во главе огромного десятитысячного войска. Город был взят без кровопролития, Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, простил всех своих врагов, и курайшиты, населявшие Мекку, приняли Ислам, после чего началось победное шествие Ислама по Аравийскому полуострову. В десятом году по хиджре (632-й г.) Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, совершил прощальный хадж, во время которого выступил с проповедью, которая также называется прощальной. В этой проповеди он подвел итог своей пророческой деятельности, изложил основные положения Ислама и завещал нам строго следовать Корану и Сунне. В месяц Раби‘ аль-Авваль этого же года Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, покинул этот мир. После него руководство исламским государством (халифатом) в течение сорока лет было в руках праведных халифов Абу Бакра, ‘Умара, ‘Усмана, ‘Али[29]. О Аллах, сделай каждого из нас из уммы Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, даруй нам его заступничество, соседство с ним в Раю и возможность лицезреть Тебя. О Аллах, пусть он станет духовным наставником каждого из нас. Мир ему и Твое благословение.


Рекомендуемая литература

 

  1. ‘Абдалгани аль-Гунайми аль-Майдани. «Шарх аль-‘акыда ат-тахавиййа аль-мусамма «Байан ахль ас-сунна валь-джамаа». – Палестина: Джамгиййа аль-бейт ли-т-турас ва аль-‘улюм аш-шар‘иййа», б.г. – 62 с.
  2. ‘Абд аль-Малик ‘Абд ар-Рахман ас-Са‘ди. Шарх ан-Насафия фи аль-‘акыда аль-исламия. – Багдад, 1988 г.
  3. Адыгамов Р.К. Исламское вероучение. – Казань: Российский исламский университет, 2011. – 236 с.
  4.  ‘Умар Сулейман аль-Ашкар. Ар-Русул ва ар-рисалат. – Амман: Дар ан-Нафа’ис, 2000. – 268 с.
  5. Ахмед Саим Кылавуз. Исламское вероучение (акыда). – М: Издательская группа «Сад», 2007. – 224 с.
  6. Валиуллин К. Гакыйда. – Казань: Иман, 1999 – 87 с.
  7. Ибн-Касир И. Тафсир аль-Кур’ан аль-‘азим. – Дамаск: изд-во Дар аль-файха’, 1994. – Т.3, 769 с.
  8. Крачковский И.Ю. Коран (перевод). &‐ Минск, 1990.
  9. Курсави Г. Тафсир байан. – Казань: Типография Домбровского, 1915. – 192 с.
  10. Марджани Ш. Зрелая мудрость в разъяснении догматов ан-Насафи (аль-Хикма аль-балига), предисл. и пер. с араб. Д. Шагавиева. – Казань: ТКИ, 2008. – 479 с.
  11. Муслим. Сахих. – Электронный ресурс CD-диск «Маусугат аль-хадис аш-шариф», версия 2.00, Global Islamic Software Company (1991-1997).
  12. Топбаш О-Н. История пророков. Перевод с тур. – М: ООО «Издательская группа «Сад», 2006. – Ч. 1, 296 с.
  13. Топбаш О-Н. История пророков. Перевод с тур. – М: ООО «Издательская группа «Сад», 2006. – Ч. 2, 272 с.
  14. Топбаш О-Н. История пророков. Перевод с тур. – М: ООО «Издательская группа «Сад», 2006. – Ч. 3, 356 с.


[1] См.: ‘Умар Сулейман аль-Ашкар. Ар-Русуль ва ар-рисалят. – Амман: Дар ан-Нафа’ис, 2000. – С. 13.

[2] См. там же. – С. 13-14.

[3] См. приложение №2.

[4] См.: ‘Умар Сулейман аль-Ашкар. Ар-Русул ва ар-рисалат. – Амман: Дар ан-Нафа’ис, 2000. – С. 26.

[5] Бикбулат С. Хэзрэт Мухэммэд. – Чистополь, 1999. – С. 217

[6] См.: ‘Умар Сулейман аль-Ашкар. Ар-Русул ва ар-рисалат. – Амман: Дар ан-Нафа’ис, 2000. &ndashol/p У пророка или посланника, совершившего чудо, должно быть учение, с которым он послан к людям.‐; С. 69-70.

[7] Некоторые богословы еще добавляют такое качество, как «амана» («надежность»). См.: Ахмед Саим Кылавуз. Исламское вероучение (акыда). – М: Издательская группа «Сад», 2007. – С. 119.

[8] Некоторые богословы к этому качеству еще добавляют «фатана» («проницательность»). См.: Ахмед Саим Кылавуз. Исламское вероучение (акыда). – М: Издательская группа «Сад», 2007. – С. 120.

[9] ‘Умар Сулейман аль-Ашкар. Ар-Русул ва ар-рисалат. – Амман: Дар ан-Нафа’ис, 2000. – С. 90.

[10] То есть предоставляется выбор: желает пророк продолжить свою жизнь в этом мире или покинуть его, чтобы насладиться благами потусторонней жизни.

[11] ‘Умар Сулейман аль-Ашкар. Ар-Русул ва ар-рисалат. – Амман: Дар ан-Нафа’ис, 2000. – С. 91.

[12] ‘Умар Сулейман аль-Ашкар. Ар-Русул ва ар-рисалат. – Амман: Дар ан-Нафа’ис, 2000. – С. 91.

[13] ‘Умар Сулейман аль-Ашкар. Ар-Русул ва ар-рисалат. – Амман: Дар ан-Нафа’ис, 2000. – С. 92.

[14] ‘Умар Сулейман аль-Ашкар. Ар-Русул ва ар-рисалат. – Амман: Дар ан-Нафа’ис, 2000. – С. 93.

[15] От глагола «а‘джаза» («сделать неспособным, немощным, бессильным»). Имеется в виду, что никто не в силах повторить подобное действие.

[16] См.: Топбаш О-Н. История пророков. Перевод с тур. – М: ООО «Издательская группа «Сад», 2006. – Ч. 1, С. 219-224.

[17] Эта порода верблюдов среди арабов всегда считалась самой ценной из-за своей редкости.

[18] См.: Топбаш О-Н. История пророков. Перевод с тур. – М: ООО «Издательская группа «Сад», 2006. – Ч. 1, С. 188-190.

[19] См.: Топбаш О-Н. История пророков. Перевод с тур. – М: ООО «Издательская группа «Сад», 2006. – Ч. 2, С. 176-180.

[20] См.: Топбаш О-Н. История пророков. Перевод с тур. – М: ООО «Издательская группа «Сад», 2006. – Ч. 2, С. 198-201.

[21] Так же См.: Топбаш О-Н. История пророков. Перевод с тур. – М: ООО «Издательская группа «Сад», 2006. – Ч. 3, С. 296-298.

[22] Маджд Макки. Аль-Байан фи аркан аль-иман. – Джидда: Дар нур аль-матабат, 1999. – С. 242.

[23] Также в одном из хадисов Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, сообщает: «Пример со мной и пророками, пришедшими до меня, подобен примеру человека, построившего великолепное здание, но не доложившего в одном из углов кирпич. Люди проходят рядом с этим зданием и спрашивают: «Разве нельзя было доложить этот кирпич?» Я и есть этот [последний] кирпич. Я печать пророков». См.: Маджд Макки. Аль-Байан фи аркан аль-иман. – Джидда: Дар нур аль-матабат, 1999. – С. 243.

[24] Муслим. Сахих. – Электронный ресурс CD-диск «Маусугат аль-хадис аш-шариф», версия 2.00, Global Islamic Software Company (1991-1997). – Хадис № 810.

[25] Там же. – Хадис № 812.

[26] Там же. – Хадис № 812.

[27] Более подробно о заступничестве Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, см. в разделе «Судный день».

[28] Муслим. Сахих. – Электронный ресурс CD-диск «Маусугат аль-хадис аш-шариф», версия 2.00, Global Islamic Software Company (1991-1997). – Хадис № 810.

[29] Как добавляют или уточняют некоторые ученые – Хасана ибн Али, потому что именно с его правлением в несколько месяцев общий срок правления упомянутых личностей достигает ровно 40 лет.

 

Источник: Адыгамов А. Акыда (исламское вероучение), учебное пособие.- Казань: "ЦРО ДУМ РТ", 2012.-160 с.

 

title=