string(56) "http://dumrt.ru/ru/articles/theology/analytics_1085.html"
19.11.2012 13:14

Аллах создал мир, создал людей и, для того чтобы научить их жить в этом мире, время от времени из числа людей избирал посланников. Им Аллах посредством ангела Джибриля ниспосылал откровения, содержавшие тексты Божественных Писаний. В Коране сказано:

كَانَ النَّاسُ أُمَّةً وَاحِدَةً فَبَعَثَ اللَّهُ النَّبِيِّينَ مُبَشِّرِينَ وَمُنذِرِينَ وَأَنزَلَ مَعَهُمْ الْكِتَابَ بِالْحَقِّ لِيَحْكُمَ بَيْنَ النَّاسِ فِيمَا اخْتَلَفُوا فِيهِ

«Люди были одной религиозной общиной, и Аллах ниспослал пророков вестниками и увещевателями и ниспослал вместе с ними Писание истинное, чтобы рассудить людей в том, в чем они разошлись» (2:213). Названия наиболее известных Божественных Писаний упомянуты в Коране. О менее известных и безымянных сообщается в Сунне. Некоторые из этих Божественных Писаний были зафиксированы в письменном виде. Зачастую одни Божественные Писания дополняли другие, как случилось с Тауратом, Забуром и Инджилем. И только Коран отменил все предыдущие Божественные Писания и был назван «Ар-Рисаля аль-халида» («Вечное послание»). В Божественных Писаниях Аллах излагал основы вероучения и практические законы, представлявшие собой комплекс повелений, запретов и норм, регулировавших как жизнь отдельного человека, так и общества. В тексты всех докоранических Божественных Писаний монахами и священниками были внесены исправления, искажения и слова людей. Коран об этом сообщает:

أَفَتَطْمَعُونَ أَنْ يُؤْمِنُوا لَكُمْ وَقَدْ كَانَ فَرِيقٌ مِنْهُمْ يَسْمَعُونَ كَلَامَ اللَّهِ ثُمَّ يُحَرِّفُونَهُ مِنْ بَعْدِ مَا عَقَلُوهُ وَهُمْ يَعْلَمُونَ

«Среди них были такие, которые слышали слово Аллаха, а потом, после того как поняли его смысл, заведомо исказили его» (2:75). В связи с этим они не могут служить руководством для жизни, однако мы, как мусульмане, обязаны признавать, что эти Божественные Писания действительно были ниспосланы Аллахом в качестве руководства для людей. В Коране по этому поводу сказано:

وَالَّذِينَ يُؤْمِنُونَ بِمَا أُنْزِلَ إِلَيْكَ وَمَا أُنْزِلَ مِنْ قَبْلِكَ وَبِالْآخِرَةِ هُمْ يُوقِنُونَ

«И тех, которые веруют в то, что ниспослано тебе и что ниспослано до тебя» (2:4). Отрицание Божественного происхождения этих Писаний признается неверием и выводит человека из лона Ислама.

3.1. Вахий (Откровение) как путь передачи Божественных Писаний

Вахий – это особая связь между Аллахом и Его пророками, целью которой служит доведение божественных законов до людей. Лексическое значения слова «вахий» – шептать, говорить по секрету, обращаться, разговаривать, писать письма.

К понятию «вахий» относится следующее:

  • Непосредственное общение с Аллахом. Это произошло с Пророком Мухаммадом, да благословит его Аллах и да приветствует, в ночь Вознесения. Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, в эту ночь видел Аллаха и разговаривал с Ним. Хадисы сообщают, что во время этого общения Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и да приветствует, было велено исполнять пятикратную молитву.
  • Вещие сны. Сны, увиденные Пророком Мухаммадом, да благословит его Аллах и да приветствует, воплощались затем в реальной жизни. Жена Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, ‘Аиша[1] в связи с этим сказала следующее: «Сны, виденные Пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, сбывались в точности наяву. Они были ясными, как утренний рассвет». Согласно хадисам, сподвижники Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, зная это, не будили его, ожидая, пока он не проснется сам.
  • Вдохновение. Когда Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, находился в состоянии бодрствования, ангел Джибриль вкладывал Божественное откровение в сердце Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует. В Коране о такого рода откровениях сказано:

نَزَلَ بِهِ الرُّوحُ الْأَمِينُ(193)عَلَى قَلْبِكَ لِتَكُونَ مِنْ الْمُنذِرِينَ(194)بِلِسَانٍ عَرَبِيٍّ مُبِينٍ(195)

«Воистину, Коран – послание Господа Миров, с которым снизошел Верный Дух (Джибриль) в твое сердце, чтобы ты стал одним из увещевателей, на ясном арабском языке» (26:193-195). В одном из хадисов Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, об этом виде откровения сказано: «Святой Дух (ангел Джибриль) вдохнул в мое сердце (внушил) то, что никто не умрет до тех пор, пока не закончится хлеб его насущный. Остерегайтесь неповиновения Аллаху. Ища свой хлеб насущный, держитесь праведного пути».

  • Откровения, переданные через ангела Джибриля. В этом виде откровения богословы выделяют три подвида:
  • Звон колокольчика. В этом случае Джибриль был невидим для глаз, однако перед его появлением Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, слышал звон колокольчика. Один из сподвижников по имени Харис ибн Хишам[2] спросил у Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует: «О Посланник Аллаха, как же к тебе приходит Божественное откровение?» Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, ответил: «Порой оно приходит ко мне как звук колокольчика, это самое трудное для меня. Не успевает это состояние покинуть меня, как слова ангела, которые он мне говорил, запоминаются мною».
  • Приход ангела в облике человека. Считается, что это самый легкий путь внушения Божественного откровения. Ангел Джибриль чаще всего являлся Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, в образе сподвижника по имени Духья аль-Кальби. Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, об этом откровении сказал: «Порой ангел предстает предо мной в образе человека, беседует со мной, и я запоминаю сказанное им».
  • Явление ангела в своем истинном облике. Таким образом откровения передавались дважды. Первый раз это случилось в день ниспослания первых аятов Корана, когда Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, находился в пещере Хира[3]. Второй – во время вознесения Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, в небеса.

3.2. Докоранические божественные писания

Сухуф (Свитки)

Это особый вид Божественных Писаний, отличающийся от остальных тем, что не имеет своего собственного названия и характеризуется небольшим объемом. «Сухуф» – множественное число слова «сахифа» («страница, свиток»). Они представляли собой свиток или несколько страниц, которые были ниспосланы Аллахом определенным народам в соответствии с их потребностями. В  Коране об этом виде Божественных Писаний сказано следующее:

أَمْ لَمْ يُنَبَّأْ بِمَا فِي صُحُفِ مُوسَى(36)وَإِبْرَاهِيمَ الَّذِي وَفَّى(37)

«Разве ему не поведали о том, что содержится в Свитках Мусы и Ибрахима, который был верен заповеди» (53:36-37),

قَدْ أَفْلَحَ مَنْ تَزَكَّى(14)وَذَكَرَ اسْمَ رَبِّهِ فَصَلَّى(15)بَلْ تُؤْثِرُونَ الْحَيَاةَ الدُّنْيَا(16)وَالْآخِرَةُ خَيْرٌ وَأَبْقَى(17)إِنَّ هَذَا لَفِي الصُّحُفِ الْأُولَى(18)صُحُفِ إِبْرَاهِيمَ وَمُوسَى(19)

«Преуспел тот, кто очистился [благодаря вере], поминал имя своего Господа и совершал обрядовую молитву. Но нет же! Вы предпочитаете жизнь здешнюю, хотя будущая жизнь – лучше и вечна. Воистину, эти [слова] находятся в Свитках прежних народов – в свитках Ибрахима и Мусы» (87:14-19).

В одном из хадисов со слабой цепочкой передатчиков, переданном Абу Зарром[4], сообщается, что Аллах ниспослал сто свитков, из которых пятьдесят было передано пророку Шису, мир ему, тридцать – пророку Идрису, мир ему, десять страниц – пророку Ибрахиму, мир ему, десять страниц – пророку Мусе, мир ему. Последние были ниспосланы Мусе, мир ему, до Таурата.

Таурат

Таурат, ассоциируемый с Торой, был ниспослан пророку Мусе, мир ему, и содержал Божественные законы, адресованные его последователям. В Коране об этом Писании сказано:

إِنَّا أَنزَلْنَا التَّوْرَاةَ فِيهَا هُدًى وَنُورٌ يَحْكُمُ بِهَا النَّبِيُّونَ الَّذِينَ أَسْلَمُوا لِلَّذِينَ هَادُوا وَالرَّبَّانِيُّونَ وَالْأَحْبَارُ بِمَا اسْتُحْفِظُوا مِنْ كِتَابِ اللَّهِ وَكَانُوا عَلَيْهِ شُهَدَاءَفَلَا تَخْشَوْا النَّاسَ وَاخْشَوْنِي وَلَا تَشْتَرُوا بِآيَاتِي ثَمَنًا قَلِيلًا وَمَنْ لَمْ يَحْكُمْ بِمَا أَنزَلَ اللَّهُ فَأُوْلَئِكَ هُمْ الْكَافِرُونَ

«Вне всякого сомнения, Мы ниспослали Таурат, в котором руководство к прямому пути и свет веры. По нему пророки, покорные Аллаху, принимали решение среди евреев, и предавшиеся Аллаху праведники и ученые поступали сообразно с тем, что им было дано на хранение из Писания Аллаха, и они свидетели этому» (5:44).

Таурат не дошел до нас в первозданном виде, а был искажен. Современная Тора, или, как ее еще называют, Пятикнижие, состоит из пяти частей.

Забур

Забур, ассоциируемый с Псалтирем, был ниспослан Пророку Дауду, мир ему. В Коране по этому поводу сказано:

وَآتَيْنَا دَاوُودَ زَبُورًا

«... и Мы дали Дауду Забур» (17:55). Считается, что Забур был дополнением к Таурату. Он является самым малым по объему Божественным Писанием и не содержит в себе новых религиозных предписаний. Содержание Забура, ниспосланного пророку Дауду, мир ему, неизвестно.

Современный Псалтирь представляет собой псалмы — гимны религиозно-лирического содержания. Псалтирь был очень популярен как в дохристианский период, так и начиная с эпохи раннего христианства. Псалтирь был переведен на греческий язык и положен в основу христианского богослужения.

Инджиль

Инджиль, ассоциируемый с Евангелием, был ниспослан пророку ‘Исе, мир ему. В Коране по этому поводу сказано:

وَقَفَّيْنَا عَلَى آثَارِهِمْ بِعِيسَى ابْنِ مَرْيَمَ مُصَدِّقًا لِمَا بَيْنَ يَدَيْهِ مِنْ التَّوْرَاةِوَآتَيْنَاهُ الْإِنجِيلَ فِيهِ هُدًى وَنُورٌ وَمُصَدِّقًا لِمَا بَيْنَ يَدَيْهِ مِنْ التَّوْرَاةِ وَهُدًى وَمَوْعِظَةً لِلْمُتَّقِينَ

«Вслед за пророками Мы отправили ‘Ису, сына Марьям, с подтверждением истинности того, что было прежде ниспослано в Таурате. И Мы даровали ему Инджиль, в котором было верное руководство и свет веры, в подтверждение тому, что было прежде ниспослано в Таурате, и он был руководством и наставлением для богобоязненных» (5:46).

В наше время не существует подлинника Инджиля, который отличается от современного Евангелия. На заре возникновения христианства существовали сотни Евангелий, содержания которых различались. Так как из-за этого в среде христиан возникало много разногласий, смуты и беспорядков, византийский император Константин в 325-м году по христианскому летоисчислению созвал духовный собор для упорядочения христианской веры. Более тысячи христиан, принявших участие в Духовном соборе, канонизировали четыре Евангелия, дав им общее название «Новый Завет».

3.3 Коран

Коран – это дословная Божественная Речь, ниспосланная Пророку Мухаммаду[5], да благословит его Аллах и да приветствует. От хадисов кудси его отличает то, что, во-первых, все части Корана являются абсолютно достоверными, во-вторых, Коран, это дословная Речь Аллаха, а хадисы – только смысловая.

           Коран разделяется на тридцать частей, каждая из которых называется джузом. Каждый джуз разделяется на четыре части, называемые хизб.

           Кроме этого, Коран разделен на сто четырнадцать глав, именуемых сурами. Каждая сура разделяется на части, называемые аятами. Общее число аятов Корана приблизительно 6236[6]. Самая большая сура – «Аль-Бакара» (Корова) – включает 286 аятов, а самая маленькая сура – «Аль-Каусар» (Изобилие) – включает 3 аята. Самый большой аят Корана – 282-й аят суры «Аль-Бакара» – включает 172 слова и 579 букв, самые краткие аяты – это аяты, содержащие несколько букв. В Коране содержится 77437 слов и 323015 букв.

           Каждая сура Корана начинается словами «БисмиЛляхи-р-Рахмани-р-Рахим», кроме суры «Ат-Тауба» (Покаяние), а в суре «Ан-Намль» (Муравьи) эта священная фраза повторяется дважды: в начале суры и в 30-м аяте.

Что касается содержания, то в Коране излагаются поучительные отрывки из жизни различных пророков, посланников, праведников, их современников. Упоминаются различные божественные творения вместе с призывом размышлять о совершенстве их создания. Перечисляются и разъясняются различные Божественные предписания и запреты. Обсуждаются вопросы мироздания, мироустроения и вероучения.

У Корана – более пятидесяти названий, отражающих его особенности. Наиболее известные из них: «Китаб» (Книга), «Фуркан» (Отделяющий правду ото лжи), «Танзиль» (Ниспосланный Аллахом), «Зикр» (Книга, упоминающая Аллаха), «Хакк» (Истина), «Hyp» (Свет веры), «Калямуллах» (Слово Аллаха), «Хаблюллах» (Нить, ведущая к Аллаху) и др.

Коран ниспосылался Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, в течение двадцати трех лет, согласно событиям, которые происходили в жизни Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, и его сподвижников. Причем Кораном считается только его копия на арабском языке, все остальное называется либо переводом, либо толкованием. Поэтому разрешается прикасаться без ритуального омовения к переводам Корана и толкованиям, не содержащим аятов на арабском языке. Что же касается арабского оригинала, то для прикосновения к нему каждый мусульманин обязан иметь большое ритуальное омовение (гусль) и малое ритуальное омовение (вуду’).

Мы обязаны верить, что Коран – действительно Божественная Книга. В доказательство этого положения мы приводим следующие аргументы:

Во-первых, Аллах призвал людей и джиннов сочинить что-либо подобное Корану, однако они не смогли сделать этого, несмотря на то, что превосходно знали литературный арабский язык.

Во-вторых, Коран передавался методом таватур, то есть в каждом звене цепочки передатчиков Корана – такое большое количество передатчиков, что не возникает сомнения, что они могли сговориться и изменить его.

В-третьих, в Коране содержится научная информация, которую ученые путем научных исследований узнают только сегодня, а четырнадцать веков назад не было ни оборудования, ни знаний для проведения подобных исследований.

Коран является последним Божественным откровением человечеству, предписания которого действительны вплоть до Судного дня, это подтверждается хадисом о том, что после Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, больше пророков не будет.

Исходя из этого, мы делаем вывод, что Коран является единственным неискаженным Божественным Писанием. Сам Аллах обещал сохранить его:

إِنَّا نَحْنُ نَزَّلْنَا الذِّكْرَ وَإِنَّا لَهُ لَحَافِظُونَ

«Ведь Мы ниспослали напоминание, и ведь Мы его охраняем» (15:9).

В отличие от других Божественных Писаний Коран сохранился на языке первоисточника.

Также следует отметить традицию составления цепочек передатчиков Корана. На сегодняшний день Коран имеет многочисленные цепочки передатчиков, не прерывающиеся вплоть до Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, и многие знатоки Корана (хафизы) знают наизусть не только текст Корана, но и всю цепочку своих наставников.

Коран является чудом Аллаха, доказывающим истинность пророчества Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует. В хадисе по этому поводу сказано: «Нет ни одного пророка, который не подарил бы чуда своим современникам, в которое они не поверили бы. Мне же в качестве чуда даны откровения от Аллаха». Как известно, Коран был ниспослан в период расцвета арабской литературы[7], в момент ее апогея. Однако язык Корана бросил вызов всем мастерам слова того времени и оставил их в беспомощной растерянности, поскольку прежде им не доводилось слышать ничего подобного. В Коране об этом сказано:

قُلْ لَئِنْ اجْتَمَعَتْ الْإِنسُ وَالْجِنُّ عَلَى أَنْ يَأْتُوا بِمِثْلِ هَذَا الْقُرْآنِ لَا يَأْتُونَ بِمِثْلِهِ وَلَوْ كَانَ بَعْضُهُمْ لِبَعْضٍ ظَهِيرًا

«Скажи, [Мухаммад]: «Если бы объединили усилия люди и джинны, чтобы сочинить нечто, подобное Корану, это им бы не удалось, если бы даже они и помогали друг другу» (17:88).

О Аллах, даруй каждому из нас возможность читать Коран и правильно его понимать. Пусть он для каждого из нас станет проводником на пути духовного самосовешенствования.


Рекомендуемая литература

  1. ‘Абдалгани аль-Гунайми аль-Майдани. «Шарх аль-‘акыда ат-тахавиййа аль-мусамма «Байан ахль ас-сунна валь-джамаа». – Палестина: Джамгиййа аль-бейт ли-т-турас ва аль-‘улюм аш-шар‘иййа», б. г. – 62 с.
  2. ‘Абд аль-Малик ‘Абд ар-Рахман ас-Са‘ди. Исламское вероучение: толкование акыды «Ан-Насафиййа». Перевод с арабского языка. – Казань: изд-во «Иман», 2006. – 232 с.
  3. ‘Абд аль-Малик ‘Абд ар-Рахман ас-Са‘ди. Шарх ан-Насафия фи аль-‘акыда аль-исламия. – Багдад, 1988 г.
  4. Адыгамов Р.К. Исламское вероучение. – Казань: Российский исламский университет, 2011. – 236 с.
  5.  ‘Умар Сулейман аль-Ашкар. Ар-Русул ва ар-рисалат. – Амман: Дар ан-Нафа’ис, 2000. – 268 с.
  6. Аль-Бухари. Сахих. – Электронный ресурс CD-диск «Маусугат аль-хадис аш-шариф», версия 2.00, Global Islamic Software Company (1991-1997).
  7. Ахмад ибн Ханбал. Муснад. – Электронный ресурс CD-диск «Маусугат аль-хадис аш-шариф», версия 2.00, Global Islamic Software Company (1991-1997).
  8. Ахмед Саим Кылавуз. Исламское вероучение (акыда). – М: Издательская группа «Сад», 2007. – 224 с.
  9. Ибн-Касир И. Тафсир аль-Кур’ан аль-‘азим. – Дамаск: изд-во Дар аль-файха’, 1994. – Т.3, 769 с.
  10. Муслим. Сахих. – Электронный ресурс CD-диск «Маусугат аль-хадис аш-шариф», версия 2.00, Global Islamic Software Company (1991-1997).


[1] Умерла в 58-м г. по хиджре/678-м г. н.э.

[2] Умер в 18-м г. по хиджре/639-м г. н.э.

[3] Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, перед началом пророчества уединялся в этой пещере и поклонялся Аллаху. И именно в этой пещере к нему впервые пришло Божественное откровение. В настоящее время пещера находится на территории Мекки, и многие паломники посещают ее.

[4] Один из сподвижников, умер в 32-м г. по хиджре/652 г. н.э.

[5] См.: Маджд Макки. Аль-Байан фи аркан аль-иман. – Джидда: Дар нур аль-матабат, 1999. – С. 160.

[6] Существуют также и другие цифры. Разногласие относительно количества аятов Корана связано с тем, что одни богословы в некоторых случаях объединяют два аята в один, а другие рассматривают их как два отдельных аята.

[7] В особенности – поэзии.

Источник: Адыгамов А. Акыда (исламское вероучение), учебное пособие.- Казань: "ЦРО ДУМ РТ", 2012.-160 с.