string(56) "http://dumrt.ru/ru/articles/theology/analytics_1086.html"
30.10.2012 13:47

Терминологическое происхождение понятия «маляк/маля’ика» языковеды связывают с глаголами «’аляка» и «ля’ака», которые несут смысл посланничества, передачи какой-либо информации. Часть исследователей (мухаккыкын) склоняются к версии, что «маляк» в своей основе имеет слово «малик» («правитель»). По их мнению, ангелы, выполняющие управленческие функции, называются «маляк», а люди, выполняющие управляющие функции, называются «малик» («король, царь, правитель»).

Каждому мусульманину следует верить в существование ангелов, в то, что они созданы из света, и в то, что у них есть обязанности, которыми их наделил Аллах. О вере в ангелов в Коране сказано:

آمَنَ الرَّسُولُ بِمَا أُنزِلَ إِلَيْهِ مِنْ رَبِّهِ وَالْمُؤْمِنُونَ كُلٌّ آمَنَ بِاللَّهِ وَمَلَائِكَتِهِ وَكُتُبِهِ وَرُسُلِهِ

«Уверовал посланник в то, что ниспослано ему от его Господа, и верующие. Bce уверовали в Аллаха, и Его ангелов…» (2:285) В другом аяте сказано:

يَاأَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا آمِنُوا بِاللَّهِ وَرَسُولِهِ وَالْكِتَابِ الَّذِي نَزَّلَ عَلَى رَسُولِهِ وَالْكِتَابِ الَّذِي أَنزَلَ مِنْ قَبْلُ وَمَنْ يَكْفُرْ بِاللَّهِ وَمَلَائِكَتِهِ وَكُتُبِهِ وَرُسُلِهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِوَالْيَوْمِ الْآخِرِ فَقَدْ ضَلَّ ضَلَالًا بَعِيدًا

 «Кто не верит в Аллаха и Его ангелов, и Его писания, и Его посланников, и в последний день, тот заблудился далеким заблуждением» (4:136). Ангелы считаются прекрасными, праведными, пречистыми, искренними рабами Аллаха.

Ангелы незримы, однако незримость ангелов не является доводом в пользу их несуществования. На допустимость существования ангелов с точки зрения разума указывает существование ультрафиолетовых и инфракрасных лучей, которые также незримы.

2.1. Качества ангелов

Ангелы созданы до первого человека и пророка Адама, мир ему. На это указывает аят:

وَإِذْ قَالَ رَبُّكَ لِلْمَلَائِكَةِ إِنِّي جَاعِلٌ فِي الْأَرْضِ خَلِيفَةً

«И вот, сказал Господь твой ангелам: Я установлю на земле наместника» (2:30). Под наместником имеется в виду человек. Очевидно, что в момент разговора о предстоящем создании человека ангелы уже присутствуют.

Ангелы были созданы для неустанного и неутомимого служения Аллаху. В Коране об этом говорится:

يُسَبِّحُونَ اللَّيْلَ وَالنَّهَارَ لَا يَفْتُرُونَ

«Они славят [Аллаха] и днем, и ночью без устали» (21:20). В другом аяте сказано:

فَالَّذِينَ عِنْدَ رَبِّكَ يُسَبِّحُونَ لَهُ بِاللَّيْلِ وَالنَّهَارِ وَهُمْ لَا يَسْأَمُونَ

«…ведь те, которые находятся перед Господом твоим, воздают ему славу и ночью и днем без устали» (41:38).

Для подобного служения Аллах наделил ангелов особыми качествами и способностями. В частности, ангелы созданы из света. В хадисе, приведенном Аишей, да будет доволен ею Аллах, сказано: «Ангелы созданы из света…»[1] – поэтому у них нет такого материального тела, как у людей.

Вследствие отсутствия у них материального тела, отсутствуют и физиологические потребности, то есть они не едят, не спят, не размножаются. На это указывает история о том, как ангелы в человеческом обличье пришли к пророку Ибрахиму, мир ему, и он был напуган тем, что они не прикоснулись к пище[2].

С отсутствием тела связано и отсутствие полов. На это косвенно указывает аят, в котором Аллах порицает язычников за то, что они назвали ангелов дочерьми Аллаха. В этом аяте сказано:

وَجَعَلُوا الْمَلَائِكَةَ الَّذِينَ هُمْ عِبَادُ الرَّحْمَانِ إِنَاثًا أَشَهِدُوا خَلْقَهُمْ ستُكْتَبُ شَهَادَتُهُمْ وَيُسْأَلُونَ

«И они сочли ангелов, которые суть рабы Милосердного, женщинами. Да разве они присутствовали при их сотворении? Показание их будет записано, и их призовут к ответу» (43:19).

По причине отсутствия у них материальных потребностей они не совершают грехов и полностью подчинены Аллаху. В Коране по этому поводу сообщается:

وَلَهُ مَنْ فِي السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَمَنْ عِنْدَهُ لَا يَسْتَكْبِرُونَ عَنْ عِبَادَتِهِ وَلَا يَسْتَحْسِرُونَ

«А те, кто находится рядом с Ним, не пренебрегают поклонением, и это им не в тягость» (21:19). Другой аят гласит:

لَا يَعْصُونَ اللَّهَ مَا أَمَرَهُمْ وَيَفْعَلُونَ مَا يُؤْمَرُونَ

«…не ослушиваются Аллаха в том, что Он приказал, и делают то, что им приказано» (66:6).

Ангелы обладают разумом. Такой вывод богословы сделали из ответа ангелов Аллаху, когда Он сообщил им, что собирается создать человека. В Коране сообщается, что ангелы спросили:

أَتَجْعَلُ فِيهَا مَنْ يُفْسِدُ فِيهَا وَيَسْفِكُ الدِّمَاءَ

«Разве Ты установишь на ней того, кто будет там производить нечестие и проливать кровь?» (2:30) Согласно одному из преданий, до человеческой цивилизации на земле существовала цивилизация джиннов, которая была уничтожена за свою греховность. Ангелы, проведя аналогию, задали Аллаху вышеупомянутый вопрос.

Поскольку у ангелов есть разум, они обладают определенными знаниями, дарованными им Аллахом, однако они не могут всего знать. Когда ангелы спросили у Аллаха по поводу создания человека: «Разве Ты установишь на ней того, кто будет там производить нечестие и проливать кровь?» – то Аллах ответил им:

إِنِّي أَعْلَمُ مَا لَا تَعْلَمُونَ

«Поистине, Я знаю то, чего вы не знаете!» (2:30) Кроме этого, Аллах не наделил их способностью самостоятельно приобретать знания. В Коране по этому поводу сообщается:

وَعَلَّمَ آدَمَ الْأَسْمَاءَ كُلَّهَا ثُمَّ عَرَضَهُمْ عَلَى الْمَلَائِكَةِ فَقَالَ أَنْبِئُونِي بِأَسْمَاءِ هَؤُلَاء إِنْ كُنتُمْ صَادِقِينَ(31)قَالُوا سُبْحَانَكَ لَا عِلْمَ لَنَا إِلَّا مَا عَلَّمْتَنَا إِنَّكَ أَنْتَ الْعَلِيمُ الْحَكِيمُ(32)

«И Аллах научил Адама всем именам, затем вопросил о них ангелов и велел им: Разъясните мне [суть] этих имен, если вы искренни. Ангелы ответили: Хвала тебе! Мы знаем только то, чему Ты научил нас. Воистину, Ты – Всеведущий, Мудрый» (2:31-32).

Также для исполнения божественных повелений Аллах наделил ангелов рядом особых способностей.

Во-первых, они способны принимать различный облик. Коран сообщает, что ангел Джибриль предстал перед Марьям в образе прекрасного мужчины. Один из аятов провозглашает:

فَاتَّخَذَتْ مِنْ دُونِهِمْ حِجَابًا فَأَرْسَلْنَا إِلَيْهَا رُوحَنَا فَتَمَثَّلَ لَهَا بَشَرًا سَوِيًّا

«Мы отправили к ней Нашего духа, и принял он пред ней обличие совершенного человека» (17:19). Перед сподвижниками Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, он предстал в образе человека в ослепительно-белой одежде с черными волосами[3].

Во-вторых, ангелы могут передвигаться с огромной скоростью. Как известно, сподвижники Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, часто приходили к нему с различными вопросами и иногда ангел Джибриль являлся к Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и да приветствует, с ответом на эти вопросы раньше, чем сподвижники успевали завершить свой вопрос. Для того чтобы перемещаться с такой скоростью, Аллах даровал им крылья. В Коране об этом сообщается:

الْحَمْدُ لِلَّهِ فَاطِرِ السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ جَاعِلِ الْمَلَائِكَةِ رُسُلًا أُولِي أَجْنِحَةٍ مَثْنَى وَثُلَاثَ وَرُبَاعَ

«Хвала Аллаху, Творцу небес и земли, назначившему посланцами ангелов, обладающих двумя, тремя и четырьмя крыльями» (35:1). А Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, рассказывал, что у Джибриля шестьсот крыльев[4].

В-третьих, они обладают огромной силой и возможностями. Когда Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, направился с проповедью к жителям города Таиф, расположенного недалеко от Мекки, язычники камнями выгнали его из города. Тогда Аллах направил к Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, ангела Джибриля, который сообщил ему: «Аллах прислал меня к тебе, чтобы ты отдал распоряжение о тех людях[5], которые так поступили с тобой»[6].

Но, так же, как и все создания, ангелы смертны. Такой вывод богословы сделали из аята, в котором сказано:

كُلُّ شَيْءٍ هَالِكٌ إِلَّا وَجْهَهُ

«Все сущее тленно, кроме Него[7]» (28:88).

2.2. Обязанности ангелов

Аллах наделил ангелов определенными обязанностями, которые они беспрекословно выполняют. Богословы из числа ангелов выделили четырех великих.

а. Джибриль – его основной обязанностью является передача откровений от Аллаха пророкам и посланникам. Он считается самым главным ангелом, поэтому его называют «Сейид аль-маля’ика» («Господин ангелов»). Кроме имени Джибриль, аяты и хадисы приписывают ему следующие имена: Рух, Рух аль-амин, Рух аль-кудус, Расуль карим, Намус Акбар, ‘Абдалла, Джабралла, Джабаруталла.

б. Микаиль – считается, что он ответственен за природные явления, погоду и распределение пропитания среди созданий Аллаха. Следует отметить, что Джибриль и Микаиль поименно упомянуты в Коране:

مَنْ كَانَ عَدُوًّا لِلَّهِ وَمَلَائِكَتِهِ وَرُسُلِهِ وَجِبْرِيلَ وَمِيكَالَ فَإِنَّ اللَّهَ عَدُوٌّ لِلْكَافِرِينَ

«Кто бы ни был врагом Аллаху и Его ангелам, посланникам, Джибрилю, Микаилю, [пусть знает], что и сам Аллах – враг неверных» (2:98). Это указывает на их особую приближенность к Богу.

в. Исрафиль – обязанностью этого ангела являются два дуновения в Сур (Рог). Первое дуновение ознаменует начало Судного дня, после него все живое погибнет. А после второго дуновения воскреснут все, кто жил на Земле за всю ее историю. Хадисы сообщают о том, что Исрафиль находится в постоянном ожидании приказа о дуновении в Рог.

г. Азраиль – глава ангелов, забирающих души. Есть мнение, что имя Азраиль позаимствовано из недостоверных источников, а его настоящее имя – «Маляк аль-маут» («Ангел смерти»). У него есть помощники, на которых также возложена обязанность забирать человеческие души.

Кроме упомянутых великих ангелов, в аятах и хадисах также встречаются имена следующих ангелов:

Кираман катибин («Благородные писари») – это два ангела, сопровождающие человека всю его жизнь и записывающие его деяния. Один из них, находящийся у правого плеча, записывает праведные деяния, а второй, находящийся у левого плеча, записывает греховные. Коран сообщает о них следующее:

وَإِنَّ عَلَيْكُمْ لَحَافِظِينَ(10)كِرَامًا كَاتِبِينَ(11)يَعْلَمُونَ مَا تَفْعَلُونَ(12)

«Воистину, к вам приставлены наблюдатели – достойные писцы, которые знают обо всех ваших деяниях» (82:10-12). В Судный день эти ангелы будут свидетельствовать либо в пользу человека, либо против него[8].

Мункар и Накир – это два ангела, на которых возложена обязанность допрашивать людей после их смерти в могилах. Они получили эти имена, потому что они покажутся умершему в невиданном и неслыханном виде. Они спросят у него: «Кто твой Господь? Кто твой пророк?» И в зависимости от деяний и ответов человека они будут обращаться с ним либо хорошо, либо плохо.

Хамалят аль-‘Арш («Держащие трон») – это ангелы, которые держат Трон (Аль-‘Арш), их восемь. В Коране о них сообщается:

وَالْمَلَكُ عَلَى أَرْجَائِهَا وَيَحْمِلُ عَرْشَ رَبِّكَ فَوْقَهُمْ يَوْمَئِذٍ ثَمَانِيَةٌ

«Ангелы воспарят по краю небес, и восемь [ангелов] понесут Трон Господа твоего над собой» (69:17).

Хазанат джаннат ва джаханнам («Хранители ада и рая») – это ангелы, ответственные за действия, происходящие в Рае и Аде. Количество ангелов Рая весьма велико, они обслуживают правовер­ных мусульман.

Забания – ангелы, хранители Ада. Согласно Корану, их девятнадцать.

Малик &‐ глава ангелов-хранителей Ада.

Ридван – глава ангелов-хранителей Рая.

Кроме упомянутых ангелов, также есть ангелы со многими другими обязанностями и функциями, например:

Ангелы, находящиеся вокруг Трона.

Ангелы, вдувающие душу в человека.

Ангелы, охраняющие человека.

Некоторые ангелы вдохновляют людей и внушают им понятия о справедливости и истине.

Часть ангелов совершает молитвы в честь правоверных мусульман.

Есть ангелы, которые после прочтения суры «Аль-Фатиха» вместе с совершающими молитву (намаз) произносят слово «Амин».

Некоторые ангелы всегда присутствуют во время утреннего и предвечернего намаза.

Некоторая часть ангелов спускается на землю во время чтения Корана.

Часть ангелов ищет и находит собравшихся для восхваления Аллаха.

Есть ангелы, которые просят милости у Аллаха для верующих и, в особенности, для мусульманских богословов.

Некоторые ангелы внушают стойкость правоверным мусульманам.

Также существуют ангелы, которые радуют мусульман вестью о Рае, а неверующих огорчают вестью об Аде.

Существуют ангелы, ответственные за вселенную, постоянно поклоняющиеся Аллаху. Среди этих ангелов есть такие, которые постоянно находятся в состоянии поясного или земного поклонов или постоянно прославляют Аллаха.

Есть ангелы, которые молят Аллаха за мусульман, находящихся на праведном пути или получающих знания и так далее.

Несмотря на то, что у ангелов есть различные обязанности, а у некоторых даже ответственность за вселенную, Аллах в их служении не нуждается, так как Его мощь безгранична. И Он может управлять миром без помощи ангелов.

Что касается количества ангелов, то оно очень велико и известно только Аллаху.

О Аллах, даруй нам такую же духовную чистоту, которую ты даровал этим лучезарным созданиям.

2.3. Джинны

Еще одним видом существ, созданным Аллахом, и незримым для людей, считаются джинны. Согласно Корану и Сунне, они созданы из огня. Но если ангелы – это преданные рабы Аллаха, исполняющие все Его повеления, то джинны по своей сущности и образу жизни похожи на человека. Хотя в Коране и Сунне обязательность веры в существование джиннов отдельно не упоминается, она также является обязательной, исходя из того, что верующий обязан признавать правдивость всего, что сказано в Коране и Сунне. Сам термин «джинн» происходит от глагола «иджтинан», что означает «скрытность, невидимое, сокрытое». Считается, что джинны получили это название потому, что скрыты от людей, невидимы. Тем самым они как бы противопоставляются человеку («инсан»), название которого происходит от глагола «анаса» («заметить, видеть, ощутить»).

2.3.1. Качества джиннов

Джинны, так же, как и люди, были созданы только для того, чтобы поклоняться Богу. В одном из аятов по этому поводу сказано:

وَمَا خَلَقْتُ الْجِنَّ وَالْإِنسَ إِلَّا لِيَعْبُدُونِي

«Я создал джиннов и людей только ради того, чтобы они поклонялись Мне» (51:56). В связи с этим богословы считают, что Коран и Шариат были ниспосланы и для них тоже, поэтому они, так же, как и люди, обязаны поклоняться Аллаху.

В Судный день они тоже будут отвечать перед Аллахом за свои деяния. В Коране сообщается о том, что Аллах обратится к людям и джиннам со следующими словами:

يَامَعْشَرَ الْجِنِّ وَالْإِنسِ أَلَمْ يَأْتِكُمْ رُسُلٌ مِنْكُمْ يَقُصُّونَ عَلَيْكُمْ آيَاتِي وَيُنذِرُونَكُمْ لِقَاءَ يَوْمِكُمْ هَذَا

«О сонмище джиннов и людей! Разве к вам не приходили посланники [Аллаха] из ваших [братьев], которые пересказывали вам Мои аяты и предупреждали вас о наступлении Судного дня?» (6:130) Они ответят:

قَالُوا شَهِدْنَا عَلَى أَنفُسِنَا

«Мы свидетельствуем против самих себя» (6:130). И, подводя итог этого диалога, Аллах сказал:

وَغَرَّتْهُمْ الْحَيَاةُ الدُّنْيَا وَشَهِدُوا عَلَى أَنفُسِهِمْ أَنَّهُمْ كَانُوا كَافِرِينَ

«Жизнь в этом мире обольстила их, и они признались в том, что были неверными» (6:130).

Джинны делятся на верующих и неверных, неверные называются шайтанами[9] и составляют войско Иблиса. На это указывают различные хадисы от Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, в которых он рекомендует воздержаться от совершения тех или иных действий, чтобы не нанести вред верующим джиннам.

Джинны были созданы до людей. Аят Корана по этому поводу сообщает:

وَلَقَدْ خَلَقْنَا الْإِنْسَانَ مِنْ صَلْصَالٍ مِنْ حَمَإٍ مَسْنُونٍ(26)وَالْجَانَّ خَلَقْنَاهُ مِنْ قَبْلُ مِنْ نَارِ السَّمُومِ(27)وَإِذْ قَالَ رَبُّكَ لِلْمَلَائِكَةِ إِنِّي خَالِقٌ بَشَرًا مِنْ صَلْصَالٍ مِنْ حَمَإٍ مَسْنُونٍ

«Воистину, Мы сотворили человека из сухой звонкой глины, из ила, отлитого в форме. А до того [Мы сотворили] джиннов из палящего огня» (15:26-27). Цивилизация джиннов существовала на земле, за два тысячелетия до сотворения первого человека Адама, но была уничтожена войском ангелов за кровопролитие и греховный образ жизни[10].

Джинны обладают физиологическими потребностями, поэтому они в своей жизни очень похожи на людей, то есть едят, пьют, производят потомство и так далее. В частности, хадисы сообщают о том, что пищей джиннов являются кости и навоз[11]. В другом предании передается мнение Катады о том, что «дети джиннов рождаются так же, как и людские, однако их больше по количеству»[12].

Но в то же время, так же, как и ангелы, джинны незримы для людей, а люди для них зримы. Согласно хадисам, в Судный день положение дел изменится на противоположное, то есть для людей джинны станут зримыми, а люди для джиннов – незримыми.

В Коране и хадисах сообщается, что джинны обладают особыми способностями.

Во-первых, они могут принимать различный облик. В Сунне Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, сообщается о том, что в день битвы при Бадре шайтан пришел к язычникам в образе Сураки ибн Малика и пообещал оказать им поддержку[13]. Также передаются предания о том, как Абу Хурайра, будучи сторожем в казне, контактировал с джинном в образе человека.

Во-вторых, они могут передвигаться с очень высокой скоростью. На это указывает история с троном царицы Билкис. Когда пророк Сулейман, мир ему, потребовал у своих подчиненных доставить в его дворец ее трон, то один из них ответил:

قَالَ عِفْريتٌ مِنْ الْجِنِّ أَنَا آتِيكَ بِهِ قَبْلَ أَنْ تَقُومَ مِنْ مَقَامِكَ وَإِنِّي عَلَيْهِ لَقَوِيٌّ أَمِينٌ

«Я принесу его тебе, до того как встанешь со своего места» (27:39), – а второй сказал:

قَالَ الَّذِي عِنْدَهُ عِلْمٌ مِنْ الْكِتَابِ أَنَا آتِيكَ بِهِ قَبْلَ أَنْ يَرْتَدَّ إِلَيْكَ طَرْفُكَ

«Я принесу его тебе в мгновение ока» (27:40)[14].

В-третьих, джинны могут подниматься в небеса. Коран сообщает, что джинны сказали:

وَأَنَّا لَمَسْنَا السَّمَاءَ فَوَجَدْنَاهَا مُلِئَتْ حَرَسًا شَدِيدًا وَشُهُبًا

«Мы стремились подняться на небо, но оно было заполнено могучими стражами и светочами» (72:8).

2.3.2. Шайтан

Слово «шайтан» в арабском языке несет смысл «восставший, враждующий». У него есть имя собственное Иблис от арабского глагола «’абляса» («потерять надежду, отчаяться»), несущее смысл «потерявший надежду на милость Аллаха». Шайтан является уродливым и страшным существом с двумя рогами[15]. Согласно одному из риваятов, после того как ангелы уничтожили цивилизацию джиннов, обитавшую на земле до человека, они обнаружили одного джинна, оставшегося в живых, и забрали его с собой на небеса. Там они начали его обучать и, благодаря своему усердию, он своими знаниями превзошел ангелов и получил имя ‘Азазиль.

После того как Аллах создал Адама, Он велел всем ангелам пасть ниц перед ним. Все подчинились этому повелению, кроме ‘Азазиля, который с этого момента начинает именоваться Иблисом. Коран об этом событии повествует следующим образом:

وَإِذْ قُلْنَا لِلْمَلَائِكَةِ اسْجُدُوا لِآدَمَ فَسَجَدُوا إِلَّا إِبْلِيسَ أَبَى وَاسْتَكْبَرَ وَكَانَ مِنْ الْكَافِرِينَ

«И тогда Мы повелели ангелам: Падите ниц перед Адамом. Все пали ниц, кроме Иблиса, [который] отказался [пасть ниц], возгордился и стал неверующим» (2:34).

Когда Аллах спросил у Иблиса о причине отказа подчиниться божественной воле, Иблис аргументировал свой поступок следующими словами:

أَنَا خَيْرٌ مِنْهُ خَلَقْتَنِي مِنْ نَارٍ وَخَلَقْتَهُ مِنْ طِينٍ

«Я – лучше его: Ты сотворил меня из огня, а его – из глины» (7:12). В итоге он был лишен Божественной Милости.

После этого Иблис обратился к Аллаху с просьбой об отсрочке своей смерти и своего наказания до Судного дня и, получив отсрочку, дал обещание совращать человека различными способами и средствами. В Коране по этому поводу сообщается:

ثُمَّ لَآتِيَنَّهُمْ مِنْ بَيْنِ أَيْدِيهِمْ وَمِنْ خَلْفِهِمْ وَعَنْ أَيْمَانِهِمْ وَعَنْ شَمَائِلِهِمْ وَلَا تَجِدُ أَكْثَرَهُمْ شَاكِرِينَ

«Я непременно буду являться к ним спереди, сзади, справа и слева, и Ты убедишься, что большинство из них не благодарны [Тебе]» (7:17).

Позднее, когда Адам и Хава[16] начали жить в Раю, Иблис приложил все усилия для того, чтобы лишить их Рая. Но, в отличие от Иблиса, Адам и его жена признали свою ошибку и покаялись. Однако, несмотря на это, они были отправлены жить на землю. Туда же был низвергнут и Иблис. Аллах по этому поводу в Коране сказал:

فَأَزَلَّهُمَا الشَّيْطَانُ عَنْهَا فَأَخْرَجَهُمَا مِمَّا كَانَا فِيهِ وَقُلْنَا اهْبِطُوا بَعْضُكُمْ لِبَعْضٍ عَدُوٌّ وَلَكُمْ فِي الْأَرْضِ مُسْتَقَرٌّ وَمَتَاعٌ إِلَى حِينٍ

«Но по наущению шайтана они совершили грех в Раю и были вынуждены покинуть его. И тогда Мы повелели: Изыдите, и да пребудет меж вами [и потомками вашими] вражда!» (2:36). Поэтому противостояние между человеком и сатаной будет продолжаться до Судного дня.

Возникает вопрос: «В чем же мудрость создания шайтана?» Конечно, истина известна только Аллаху, однако мы можем предположить следующее: 1. Создание шайтана – это проявление божественного Могущества и Знания. 2. Шайтан для верующего является критерием добра и зла. 3. Шайтан – это испытание, пройдя которое, верующий оказывается в Раю[17].


Рекомендуемая литература

  1. ‘Абдалгани аль-Гунайми аль-Майдани. «Шарх аль-‘акыда ат-тахавиййа аль-мусамма «Байан ахль ас-сунна валь-джамаа». – Палестина: Джамгиййа аль-бейт ли-т-турас ва аль-‘улюм аш-шар‘иййа», б.г. – 62 с.
  2. ‘Абд аль-Малик ‘Абд ар-Рахман ас-Са‘ди. Шарх ан-Насафия фи аль-‘акыда аль-исламия. – Багдад, 1988 г.
  3. Адыгамов Р.К. Исламское вероучение. – Казань: Российский исламский университет, 2011. – 236 с.
  4. ‘Али ат-Тантави. Та‘риф ‘ам би дин аль-Ислам. – Джидда: Дар аль-Манар, 1989.
  5. ‘Умар Сулейман аль-Ашкар. ‘Алам аль-джинни ва аш-шайатин. – Амман: Дар ан-Нафа’ис, 2002. – 208 с.
  6. ‘Умар Сулейман аль-Ашкар. ‘Алам аль-мала’икати аль-абрар. – Амман: Дар ан-Нафа’ис, 2001. – 103 с.
  7. Адыгамов Р.К. Мусульманское вероубеждение (Акыда). – Казань: Иман, 2003. – 79 с.
  8. Ахмед Саим Кылавуз. Исламское вероучение (акыда). – М: Издательская группа «Сад», 2007. – 224 с.
  9. Валиуллин К. Гакыйда. – Казань: Иман, 1999 – 87 с.
  10. Крачковский И.Ю. Коран (перевод). – Минск, 1990.
  11. Малик Ибрахим. Параллельный мир или многое, но не все о джиннах. – Казань: Идел-Пресс, 2004. – 432 с.
  12. Марджани Ш. Зрелая мудрость в разъяснении догматов ан-Насафи (аль-Хикма аль-балига), предисл. и пер. с араб. Д. Шагавиева. – Казань: ТКИ, 2008. – 479 с.
  13. Топбаш О-Н. История пророков. Перевод с тур. – М: ООО «Издательская группа «Сад», 2006. – Ч. 3, 356 с.


[1] См. ‘Умар Сулейман аль-Ашкар. ‘Алям аль-маля’икати аль-абрар. – Амман: Дар ан-Нафа’ис, 2001. – С. 9.

[2] См.: ‘Умар Сулейман аль-Ашкар. ‘Алям аль-маля’икати аль-абрар. – Амман: Дар ан-Нафа’ис, 2001. – С. 17.

[3] См.: ‘Умар Сулейман аль-Ашкар. ‘Алам аль-мала’икати аль-абрар. – Амман: Дар ан-Нафа’ис, 2001. – С. 26.

[4] ‘Умар Сулейман аль-Ашкар. ‘Алам аль-мала’икати аль-абрар. – Амман: Дар ан-Нафа’ис, 2001. – С. 14.

[5] Имеется в виду, чтобы погубить это племя.

[6] Мухаммад аль-Худри. Нур аль-йакын. – б. м.: Мавераннахр, 1992. – С. 53.

[7] Аллаха.

[8] Здесь и далее см.: Ахмед Саим Кылавуз. Исламское вероучение (акыда). – М: Издательская группа «Сад», 2007. – С. 159-162.

[9] Более подробно см. в разделе «Шайтан».

[10] Малик Ибрахим. Параллельный мир или многое, но не все о джиннах. – Казань: Идел-Пресс, 2004. – С. 47.

[11] См.: ‘Умар Сулейман аль-Ашкар. ‘Алам аль-джинни ва аш-шайатин. – Амман: Дар ан-Нафа’ис, 2002. – С. 25.

[12] ‘Умар Сулейман аль-Ашкар. ‘Алам аль-джинни ва аш-шайатин. – Амман: Дар ан-Нафа’ис, 2002. – С. 27.

[13] См.: ‘Умар Сулейман аль-Ашкар. ‘Алам аль-джинни ва аш-шайатин. – Амман: Дар ан-Нафа’ис, 2002. – С. 37-41.

[14] Первый был джинном, а второй – человеком, обладавшим особым знанием, то есть среди людей могут быть избранные праведники, которые превосходят по своим возможностям джиннов, но это в виде исключения.

[15] См.: ‘Умар Сулейман аль-Ашкар. ‘Алам аль-джинни ва аш-шайатин. – Амман: Дар ан-Нафа’ис, 2002. – С. 23.

[16] Библ. Ева.

[17] См.: Малик Ибрахим. Параллельный мир или многое, но не все о джиннах. – Казань: Идел-Пресс, 2004. – С. 220-228.

 

Источник: Адыгамов А. Акыда (исламское вероучение), учебное пособие.- Казань: "ЦРО ДУМ РТ", 2012.-160 с.