string(56) "http://dumrt.ru/ru/articles/theology/analytics_1136.html"
26.07.2011 09:35

Религиозные мероприятия на дому обязанность образованных хазратов, а не “шабашников”.
Вопрос, который меня все больше беспокоит и тревожит - это правильное доведение до людей традиционного Ислама и проведение мероприятий на дому у прихожан. Анализируя, я пришёл к выводу, что традиции Ислама распространяются в основном на маджлисах. Маджлис - это своеобразная начальная стадия медресе, где человек получает представление о религии.

Если проповедник грамотно и богобоязненно объясняет суть Ислама, то в результате услышавший его может начать ходить в мечеть на пятничный намаз, и в дальнейшем продолжить приобретение знаний уже в воскресных школах или в медресе. Самое печальное и страшное, это когда неграмотный проповедник неправильно объясняет суть Ислама. Своими сказками он обманывает доверившихся ему людей, чтобы приобрести материальные блага и этим самым отталкивает людей от Ислама. Люди по своей наивности или по незнанию, приглашают для проведения обрядов в большинстве случаев таких «шабашников». Но когда «шабашник» по какой-либо причине не может прийти, они приглашают хазрата из мечети и тут же видят разницу между грамотным, профессиональным проведением обряда, хорошей проповедью и неискренней работой шарлатана. Интересно вспомнить пример того, как может подействовать хорошая проповедь по время маджлиса на распространение Ислама. У одной женщины преклонного возраста христианского вероисповедания умер муж-мусульманин. Смешанных браков у нас очень много. Они прожили в браке около 40 лет. Хазрат, соблюдая все каноны традиционных похорон, рассказал проповедь и почитал Коран над покойным. Он так же обратился к русской женщине с коротенькой проповедью и благодарностью за то, что она, уважая традиции и религию мужа, провожает его в последний путь по мусульманским традициям. На второй день супруга нашего брата мусульманина позвонила хазрату в мечеть и спросила, как проводятся поминки по мусульманским традициям. Коротко объяснив порядок проведения маджлиса, он сказал, что есть одно условие и его необходимо соблюдать. Что бы Господом Всевышним было принято это благодеяние, пища должно быть халяль! На следующий день хазрата пригласили на маджлис. Когда дело дошло до угощений, хозяйка сказала, что вся еда на столе - халяль. И, опережая хазрата, объяснила, что это означает. С тех похорон прошло уже более семи лет. И вот однажды на мусульманском кладбище хазрату показали могилу, где был похоронен муж той русской женщины. Рядом с ней было свободное место для еще одной могилы – его жены. Оказалось, она приняла ислам и совершает пятикратный намаз, держит пост-уразу. А причиной всему этому послужила та самая проповедь во время маджлиса.

А вот другой случай, где появление «шабашника» привело к тому, что обряд был выполнен неправильно с точки зрения исламского права – шариата. Известно, что среди прочих требований к никаху, жених должен быть мусульманского вероисповедания. Однажды, во время проведения этого обряда выяснилось, что жених не хочет подтверждать своим свидетельством, что он является мусульманином. Хазрат увидел крест на груди у парня и решил, уединившись с ним, обговорить все детали. Согласно Исламу мужчина, решившийся на никах с мусульманкой, обязан засвидетельствовать и произнести формулу "Ашхаду алля иляха илляллах уа ашхаду анна Мухаммадан расулюллах" (Свидетельствую, что нет божества, кроме Бога, и свидетельствую, что Мухаммад - посланник Бога) и поменять свою веру. Но жених категорически отказался произнести эту формулу, которая состоит в отрицании поклонения кому-либо, кроме Аллаха. Хазрат предложил отложить никах до решения этой проблемы, прочитав молитву и Коран по случаю собрания мусульман, оставил маджлис. Родители не долго думая позвали «шабашника», который без проблем прочитал «никах».
Неграмотные в религиозном плане «духовные лица» разлагают традиционный Ислам своими действиями. Поэтому необходимо постараться привлечь их к получению знания, так как Пророк (сгв) сказал: «Когда Аллах кому-то желает добра, то дает ему правильное понимание в религии и наставляет его на истинный путь».
Чтение Корана во время маджлисов желательно. Но знают ли люди, правилно ли читается Коран для них?
Читать Коран надлежит степенно, неторопливо, произнося звуки отчетливо и ясно, поскольку Всевышний сказал: «Мы разделили Коран для того, чтобы ты читал его людям, не спеша» (аль-Исра, 106). Он также сказал: «…И читай Коран размеренным чтением» (аль-Муззаммиль, 4).
За каждую правильно прочитанную букву Корана чтец получает большое вознаграждение. Передают, что Абдуллах б. Масуд рассказывал, что Пророк сказал: «Кто прочел одну букву из писания Аллаха, тому засчитывается доброе дело, и за доброе дело воздается в десятикратном размере. Я не говорю, что «алиф», «лам», «мим» – это одна буква. Напротив, «алиф» – буква, «лам» – буква, и «мим» – буква».
Ибн Масуд сказал: «Не декламируйте Коран так, как декламируют ремель, и не распевайте его так, как распевают стихи. Останавливайтесь на этих удивительных аятах, и пусть они приводят в чувство ваши сердца, и пусть никто из вас не жаждет поскорее достичь конца суры».
Тем не менее, быстрое чтение Корана не порицается, если читающий его правильно произносить все звуки и не делает упущений. Если же он в спешке нарушает правила чтения Корана (таджвид) или неправильно выговаривает звуки, то своими действиями он искажает смысл Откровения, и так поступать запрещено.
А «шабашники» читают Коран на кириллице, не соблюдая элементарных правил чтения. Тем самым они изменяют смысл Священного писания.

Как решить эту проблему, вставшую перед мусульманским обществом? Чтобы контролировать ситуацию необходимо совместное решение данного вопроса. На мой взгляд, достаточно провести аттестацию на местном уровне, собрав всех желающих вести мусульманские обряды, и прикрепить их к мечети. Прошедшим экзамен выдавать документ, удостоверяющий их профпригодность. Ревизионная комиссия должна взять под контроль деятельность аттестованных помощников-хазратов.



Заместитель имам-мухтасиба Бавлинского
мухтасибата Ильдар хазрат ШАМСУТДИНОВ