Великий имам, осветивший исламский мир своими знаниями

07 июня 2016 года 13:07
Великий имам, осветивший исламский мир своими знаниями

Дорогие братья и сестры!

Хотелось бы с вами сегодня поговорить о том, кто преуспел в поклонении – о великом имаме, осветившем исламский мир своими знаниями, Абу Ханифе Ну’мане ибн Сабите ибн Марзабане.

Именно этот имам был первым из четырех основателей мазхабов. Родился он в 80 году после хиджры, то есть через 70 лет после смерти пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Ученые единогласны в том, что он видел Анаса ибн Малика. Также говорят, что он встречался еще с 6 сподвижниками, но в этом есть разногласия. Он принадлежит к числу таби’инов. А ведь пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:

خير الناس قرني ثم الذين يلونهم ثم الذين يلونهم

«Наилучшие среди всех людей это мое поколение, затем следующие, затем следующие». То есть наилучшими среди людей являются те, кто слышал откровения из уст пророка (да благословит его Аллах и приветствует) напрямую, кто жил с ним, а таби’ины были с теми, кто слышал откровения из уст пророка (да благословит его Аллах и приветствует).

То есть Абу Ханифа из числа тех, про кого пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) сказал, что это наилучшие из поколений мусульман.  Абу Ханифа получал знания от 93 таби’инов, таких как Ша’би, Ибрахим Наха’и, ибн Сирин, ‘Ата, Са’ид ибн Мусаййиб.

Абу Ханифа родился в Куфе. Отец его Сабит торговал тканями и Абу Ханифа, как и он занимался торговлей и преуспел в этом.

Семья была религиозной. Еще в детстве он выучил Коран наизусть, посещал уроки, но большую часть своего времени торговал. Однажды он проходил мимо Ша’би, который подозвал его к себе, так как он видел в нем проницательный ум, память и стремление к знаниям. Когда Абу Ханифа подошел, Ша’би спросил его: «Куда ты ходишь?» Абу Ханифа ответил: «Я хожу на рынки». На это Ша’би сказал: «Я не это имею в виду, я спрашиваю, каких ученых ты посещаешь?» На что Абу Ханифа сказал: «Я не посещаю уроки ученых». Тогда Ша’би сказал ему:

 لا تغفل، وعليك بالنظر في العلم ومجالسة العلماء، فإني أرى فيك يقظة وحركة

 

«Не будь беспечен к знаниям, не упусти возможность получить знания и быть рядом с учеными, ведь я вижу в тебе проницательность и активность». Абу Ханифа сказал:

   فوقع في قلبي من قوله، فتركت الاختلاف إلى السوق، وأخذت في العلم، فنفعني الله بقوله

«Его слова глубоко затронули меня, после чего я оставил торговлю и обратился к знаниям. По причине его слов Аллах принес мне пользу».

С тех пор он начал приобретать знания, но не оставил торговлю полностью: у него был компаньон по торговле, и все же большую часть своего времени он посвящал знаниям: посещал уроки философии, хадисов, языка.

Куфа на тот момент была одним из центров знаний. Но больше всего Абу Ханифа занимался изучением философии, для того чтобы опровергать утверждения му’тазилитов и хариджитов.

Однажды на его урок пришла женщина и спросила - как дается развод в соответствии с нормами шариата. Абу Ханифа не смог ответить на этот вопрос и отправил ее к Хаммаду ибн Абу Сулейману, который ей все разъяснил. Тогда это сильно повлияло на имама и с тех пор он начал учиться у Хаммада ибн Абу Сулеймана до самой его смерти, около 18 лет. И только после смерти своего учителя, когда Абу Ханифе исполнилось 40 лет, он начал преподавать.

Абу Ханифа с глубоким почтением относился к своим учителям, чего сегодня не хватает многим из нас. Как рассказывала сестра Хаммада: «Абу Ханифа всегда был у наших дверей, он покупал нам одежду, приносил продукты из рынка. Он заботился о нас».

Также часть своей прибыли он отдавал мухаддисам – ученым хадиса, говоря, что это ваша доля.

Он брал знания у Ибрахим Наха’и который в свою очередь брал знания от ‘Алкамы, а ‘Алкама от Ибн Мас’уда.

Как однажды халиф Абу Джа’фар спросил его у кого он учился, Абу Ханифа ответил: «Я брал знания от сподвижников ‘Умара от’ Умара, от сподвижников ибн Мас’уда от ибн Мас’уда, от сподвижников ибн ‘Аббаса от ибн ‘Аббаса», и тогда халиф сказал: «Сейчас ты себя обезопасил».

За свою жизнь ему пришлось пережить два халифата – Омеййадский и Аббасидский. Одна из его особенностей в том, что у него были сильные ученики. У других имамов тоже были ученики. У имама Шафи’и были ученики, как Музани, Раби’, Суюты. У имама Малика были ученики, у имама Ахмада, но при всем уважении к ним, у них не было такого уровня знаний как у учеников Абу Ханифы.

Ученики Абу Ханифы смогли распространить его мазхаб. Один из них Мухаммад ибн Хасан аш-Шайбани был знатоком фикха и написал 6 томов по нему. И его очень любил имам Шафи’и.

Абу Юсуф Йа’куб бну Ибрахим ад-Даураки. Когда халифом стал Харун Рашид, он поставил его своим премьер-министром.

Фудейль ибн  ‘Ияд, всем известный ученый мухаддис. Зуфар, Дауд ат-Таи. Все эти люди распространили его мазхаб.

Хотелось бы также упомянуть о Абу Юсуфе, который изучал право у Абу Ханифы, был из очень бедной семьи и, проводя много времени со своим учителем, не мог помогать семье зарабатывать на жизнь. Даже отец однажды забрал его из медресе и отдал работать на рынок. И когда Абу Ханифа не обнаружил его утром на занятиях, пришел к нему домой и уговорил отца отпустить сына учиться, пообещав при этом возместить ту прибыль, которую мог бы приносить Абу Юсуф, если бы работал на рынке. И сказал отцу: «Я обучу его так, что он будет лакомиться миндальной халвой с фисташками на царском столе». После этого Абу Ханифа дал ему мешочек с 100 дирхемами и сказал: «Когда закончатся деньги, скажи мне, я тебе еще дам, но не оставляй учебу». И за все время Абу Юсуф и рта не раскрыл, чтобы попросить денег, но Абу Ханифа давал ему сам, еще до того как заканчивались его деньги. И таким образом, Абу Юсуф стал учиться и постигать законы шариата, вероубеждений, историю и тафсир и другие науки. Абу Ханифа возлагал на него большие надежды, и готовил его к тому, чтобы он занял его место после смерти. Фазл Ганим рассказывал, что однажды Абу Юсуф сильно заболел. Многие думали, что он умрет. И сильнее всех печалился Абу Ханифа, так как то, что он строил годами, рушилось перед его глазами. Он постоянно посещал его, и посетив его в последний раз, увидел что он очень ослаб и сожалея сказал: «Я надеялся, что после меня для мусульман останешься ты, но если ты умрешь, то пропадет очень много знаний». Абу Юсуф выздоровел и через несколько дней вышел из дома, чтобы идти на урок Абу Ханифы. Конечно, Абу Юсуф тех слов Абу Ханифы не слышал, но так как с учеными были постоянно люди, кто-то из них встретившись Абу Юсуфу по дороге, рассказал ему об этом. Абу Юсуф очень обрадовался, и, посчитав себя уже шейхом и ученым, пришел в мечеть и собрал свой кружок, и начал давать уроки по фикху (праву). Абу Ханифа усмехнулся этой новости и отправил к нему одного человека и сказал:

- Задай ему вот этот вопрос и как бы он не ответил, скажи ему: «Ты ошибся».
Этот человек подошел к Абу Юсуфу и спросил у него: «Один человек отдал укоротить чапан портному. Придя на следующий день, он обнаружил, что портной присвоил его чапан и не собирается его отдавать. Он позвал полицию, описал свой чапан и они, обнаружив его у портного, спросили его о хозяине этого чапана. Портной не стал отпираться и сказал, что хозяином является этот человек. Чапан уже был укорочен. Надо ли этому человеку заплатить портному за работу?»

- Конечно, надо, он же сделал свою работу, - ответил Абу Юсуф.

- Ты не прав, - сказал ему спрашивающий.

- Ну да, вообще-то, он же хотел его украсть, - согласился Абу Юсуф.

- Ты опять не прав, - сказал ему тот человек.

Абу Юсуф все понял и подошел к Абу Ханифе, урок которого был на другой стороне огромной Багдадской мечети.

- О, учитель, скажи мне ответ, - взмолился он. Абу Ханифа даже не посмотрел на него. И лишь закончив урок, в уединении сказал ему:

- Ты же шейх, великий ученый, разве не знаешь ответа? Имам, у которого отдельный кружок не знает вопросов найма? Слушай. Если портной укоротил одежду по своему размеру, значит, он сначала украл и только потом укоротил для себя и не заслуживает оплаты. Если же размер чапана соответствует его хозяину, то значит, портной сначала сделал свое дело, а только потом решил украсть этот чапан и имеет право на оплату. Поэтому, тебе еще надо учиться, не оставляй нас, Абу Юсуф. И Абу Юсуф продолжал учиться у Абу Ханифы и не оставил учителя до самой его смерти. После этого он стал судьей у Харуна ар-Рашида.

Абу Юсуф рассказывал, что когда он стал служить у Харуна ар-Рашида и снискал его расположение, однажды подали миндальную халву с фисташками.

«Когда я отведал этого лакомства, — сказал он, — я вспомнил Абу Ханифу и слезы навернулись мне на глаза. Харун ар-Рашид спросил меня, почему я так взволновался, и я рассказал ему историю, как я стал учеником Абу Ханифы, а слезы навернулись из-за того, что я вспомнил его обещание о миндальной халве».

Он смог разделить науку фикх на главы: глава тахарата, глава намаза, глава уразы и таким образом заложивший фундамент целой науки - фикх.

Как сказал Имам Шафи’и:

«من أراد أن يتبحَّر في الفقه فهو عيال على أبي حنيفة»

«Тот, кто желает углубиться в науку фикх, нуждается в Абу Ханифе».

Одной из отличительных черт Абу Ханифы было - блестящее умение вести дискуссии.   Да, имам Шафи’и вел дискуссии, Малик, Ахмад тоже, но никто не мог убеждать так, как это делал Абу Ханифа.

Имам Шафи’и сказал: «Спросили Малика ибн Анаса про Абу Ханифу, видел ли он его, вел ли с ним дискуссию, на что Малик ответил: «Да я видел этого человека. Он был настолько эрудированным, что если бы он сказал про этот каменный столп в мечети, что он из золота, то смог бы вам это доказать».

Действительно, он был очень эрудированным человеком и всегда опирался в своих фетвах на Коран, Сунну, иджма’, кыяс, истихсан, ‘урф.

Как он говорил:

رُوي عن الإمام أبي حنيفة أنه قال: «آخذ بكتاب الله تعالى، فإن لم أجد فبسنة رسول الله  ، فإن لم أجد في كتاب الله ولا في سنة رسول الله   أخذت بقول الصحابة، آخذ بقول من شئت منهم وأدع قول من شئت منهم، ولا أخرج عن قولهم إلى قول غيرهم، فإذا انتهى الأمر إلى إبراهيموالشعبي وابن سيرين والحسن وعطاء وسعيد بن المسيب -وعدَّد رجالاً- فقوم اجتهدوا، فأجتهد كما اجتهدوا»

“В выведении решений в первую очередь я ищу доводы из Корана, если не нахожу там, то обращаюсь к Сунне посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) , если не нахожу и там, то беру высказывания сподвижников и выбираю среди них, а если ко мне приходят высказывания Ибрахима, Ша’би, Ибн Сирина, Хасана, ‘Ата, Са’ида, то эти люди делали иджтихад и я также делаю иджтихад, как и они”.

Вопрос: почему некоторые ученые плохо отзывались о нем. Причиной этого являются две вещи – невежество и следование страстям. В качестве примера можно привести одну историю, которая произошла с ‘Абдулла ибн Мубараком. Однажды ‘Абдулла ибн Мубарак отправился в Бейрут к имаму Ауза’и. Тот спросил его:

يا خرساني ما هذا مبتدع الذي ظهر عندكم في الكوفة و يسمي ابو حنيفة

О, хорасанец, что это за бид’атчик, который появился среди вас в Куфе по имени Абу Ханифа?

Ибн Мубарак промолчал и отправился домой. Дома в течении трех дней он записывал в тетрадь вопросы, которые они разбирали у Абу Ханифы, в конце каждого вопроса он писал выражение «сказал Ну’ман бин Сабит», затем положил себе в рукав и отправился к Ауза’и. После намаза Ауза’и взял у него тетрадь и, прочитав, сказал:

مسايل جياد من هذا نعمان فانه شيخ نبيل الزمه

«Какие хорошие вопросы, кто это такой Ну’ман? Это ученый, держись его».

На что ибн Мубарак ответил: «Так это тот человек, к которому ты запрещал ходить».

После имам Ауза’и встретился с ним в Мекке на хадже и они вели дискуссию в отношении тех вопросов, которые он прочитал в тетради. После имама Ауза’и спросили про Абу Ханифу и он ответил: «Я был поражен его знаниями и прошу прощения у Аллаха за те слова, которые я говорил про него».

У Абу Ханифы был прекрасный адаб.

Однажды один человек пришел в маджлис и услышал, как Абу Ханифа сказал: «Ошибся Хасан», на что он, возразив ему, сказал:

يا بن فاعلة اخطا حسن

«О сын такой-то (так обычно называют незаконнорождённых детей), как ты можешь говорить, что Хасан ошибся?». Тут ученики Абу Ханифы начали возмущаться и хотели проучить его, но он успокоил их и сказал ему: «Да, ошибся Хасан, а оказался прав Ибн Мас’уд!».

Или как однажды один человек пришел в маджлис Абу Ханифы и сказал ему, что он еретик, на что Абу Ханифа ответил:

غفر الله لي و لك اما والله لا يعلم عني غير الذي قلت و ما عدلته به احدا منذ عرفته و اني لارجو ثوابه و اخاف عقابه          

«Да простит Аллах меня и тебя. Аллах знает меня иным. С тех пор как я познал Аллаха, я никого не сравнил с Ним. Я надеюсь на награду Аллаха и боюсь его наказания», после чего заплакал. Этот человек попал в неудобное положение и обратился к Абу Ханифе с просьбой простить его и Абу Ханифа простил его.

Это пример того, как он обращался с людьми.

Как сказал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует):

" الْمُؤْمِنُ الَّذِي يُخَالِطُ النَّاسَ وَيَصْبِرُ عَلَى أَذَاهُمْ ، خَيْرٌ مِنَ الْمُؤْمِنِ الَّذِي لا يُخَالِطُ النَّاسَ ، وَلا يَصْبِرُ عَلَى أَذَاهُمْ 

«Тот верующий, который живет с людьми, терпя от них вред, лучше того верующего, кто не живет с людьми и не терпит их вреда»

А каким было его поклонение?!

Как передается о нем, что он около 30 лет держал уразу и 30 лет читал утренний намаз с омовением, которое он брал на ночной намаз и в течении 3 дней прочитывал весь Коран.

Как говорила его жена, что она не видела его спящим, кроме как между обеденной и предвечерней молитвами, а зимой в первой части ночи.

Как сказал ‘Абдулла ибн Мубарак:

«Я приехал в Куфу и спросил о самом знающем человеке и мне сказали, что это Абу Ханифа. Затем я спросил о самом поклоняющемся и мне сказали, что это Абу Ханифа».

А как он торговал? Однажды, когда он отправил караван, он сказал своему продавцу, что там есть одежда с изъяном, о котором надо предупредить покупателя. Когда продавец вернулся, продав весь товар, Абу Ханифа спросил его, сообщил ли он об изъяне покупателю? Тот ответил, что нет. Тогда Абу Ханифа отдал всю прибыль, как садака.

Однажды халиф собрал возле себя ученых и один из врагов Абу Ханифы решил спровоцировать его против халифа, спросив его: «Халиф нам приказывает убивать людей, должны ли мы это делать?»

Абу Ханифа задал ему ответный вопрос: «О, Таус, амир правоверных повелевает истину или заблуждение?» Тот ответил: «Истину». Тогда имам сказал: «Исполняй истину и больше не спрашивай об этом».

Также рассказывается о нем, что он провел всю ночь в слезах, читая слова Всевышнего в намазе:

بل الساعة موعدهم والساعة أدهى وأمر

(Час является назначенным для них сроком, и Час этот – самый тяжкий, самый горький.)

Сказал Йхья ибн Са’ид Каттан:

لا والله ما رايت احدا افقه من ابي حنيفة

«Клянусь Аллахом, я не видел никого, кто так же хорошо знал фикх, как Абу Ханифа».

Сказал А’маш обращаясь к Абу Ханифе:

لو كان العلم بكثرة الحديث و كثرة اللقي لكنت اعلم منك لكنه عطاء من الله

«Если бы знание заключалось в числе переданных хадисов и количестве учителей, то я был бы более знающим, чем ты. Но знание – это дар Аллаха».

Халиф Абу Джа’фар Мансур искал человека на должность верховного судьи в Аббасидской империи, но кого он хотел назначить туда? Он хотел назначить туда имама Абу Ханифу. Если бы Абу Ханифа был слабым, разве они хотели бы назначить его верховным судьей на всем пространстве Аббасидской империи!? Они что, не могли найти кого-то другого? Они предложили ему должность. А имам Абу Ханифа отказался принимать ее. Тогда Абу Джа’фар начал настаивать. Но Абу Ханифа сказал: «Я не приму эту должность». Но тот настаивал.

И тогда имам Абу Ханифа сказал: «Я не приму эту должность. Но если бы даже я согласился, а потом какое-то дело было против тебя, клянусь Аллахом, я бы осудил тебя, хотя ты и правитель правоверных. И поступив, таким образом, я все равно не отказался бы от своего решения, даже если бы ты бросил меня в самую глубокую реку. Как ты думаешь, каково же будет мое состояние, если ты вынудишь меня принять эту должность?» Абу Джа’фар же настаивал: «Ты примешь эту должность». Имам Абу Ханифа сказал: «Я не достоин того, чтобы занимать этот пост». Тот сказал: «Ты лжешь!» Абу Ханифа же сказал: «Я говорил тебе, что не достоин, ведь лжец не может быть судьей». Халиф разозлился, потому что это задело его, реально ранило его эго. Представляете, каким человеком был имам Абу Ханифа!? Тогда халиф начал использовать силу. И сказал: «Клянусь Аллахом, ты примешь эту должность». Представьте, это был правитель правоверных и он был самым могущественным человеком на земле. Имам Абу Ханифа прямо перед ним сказал: «Клянусь Аллахом, я не займу этот пост!»

Халиф сказал: «Я клянусь, что не займу этот пост». Люди умоляли Абу Ханифу, говоря: «Это тебе не Ибн Хубайр – правитель Куфы. Это правитель правоверных. Нарушь свою клятву!» Имам Абу Ханифа же сказал: «Скажите ему, чтобы он нарушил свою клятву. Он богаче меня и более способен заплатить штраф». И в предании упоминается, из-за того, что имам Абу Ханифа задел его эго, они сняли с него одежду на верхней части тела и Абу Джа’фар взял плеть и начал бить Абу Ханифу своими собственными руками. Абу Ханифе было в то время 70 лет. Затем они бросили его в тюрьму и каждый день били его, думая, что смогут заставить его изменить свое решение, но сломать го все равно не смогли, поскольку он был человеком, жившим и умершим на пути Аллаха. В конце концов, они отравили его. Когда же Абу Ханифа осознал, что уже умирает, он пал на земной поклон и умер в тюрьме. Аллах забрал его из этой жизни в состоянии земного поклона. 

Персона
Избран 17 апреля 2013 года
Персона
с 1992 года по 1998 год
Персона
с 1998 года по 2011 год
Персона
с 2011 года по 2013 год

Расписание намазов

Фaджр
Шурук
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Архив новостей
Tatarstan.Net - все сайты Татарстана