Бисмилляхи-ррахмани-ррахим! Ассаляму алейкум уа рахматуллахи уа баракатуху! Уважемый Президент Рустам Нургалиевич! Имамы и гости! Мне выпала честь сегодня стоять перед вами, хотя в этом зале есть очень много достойных и уважаемых людей. Позвольте представить Вам свое видение того, как должна строиться работа ДУМ РТ.
Ещё совсем недавно, буквально 2 года назад, на внеочередном съезде мусульман Татарстана мы с вами приняли решение акцентировать наше внимание на деятельности в соответствии с ханафитским мазхабом и матуридитской акыдой. Это решение проистекало из потребностей самого времени, которое диктовало нам необходимость смещении акцента в деятельности ДУМ РТ с выстраивания исламской инфраструктуры в сторону идеологическо-богословского направления.
Поэтому в своей работе мы должны прежде всего опираться на многовековое наследие ортодоксального суннитского ислама, и это касается разных направлений деятельности: и дагвата, и исполнения религиозных обрядов, и внутренней политики, и международных дел. Хочу вас заверить, что работа в данном ключе будет продолжаться, всё, что намечено, будет реализовываться. Это тот фон, на котором мы должны выстраивать свою работу. Сейчас я не буду вновь возвращаться к этому вопросу подробно. Сейчас хотелось бы озвучить те проблемы, которые, на мой взгляд, являются для нас первостепенными.
Во-первых, важнейшее предназначение Духовного управления мусульман – это консолидация мусульманской уммы Республики Татарстан. В Священном Коране Всевышний Аллах говорит: «Держитесь за вервь Аллаха все, и не разделяйтесь, и помните, милость Аллаха вам, когда вы были врагами, а он сблизил ваши сердца, и вы стали по Его милости братьями!». Слова из этого священного аята входят в официальную символику нашего духовного управления. И это не случайно. Этот призыв Всевышнего – основа всей нашей работы. Да, возможно наши взгляды на различные проблемы в чем-то не совпадают. Но различие не значит расхождение. Единство уммы не требует отсутствия разнообразия во взглядах. Важно не забывать, что единство уммы – наша религиозная обязанность. Мусульмане должны быть одной общиной. Чем сильнее их вера, тем крепче узы между ними. Аллах говорит в Коране: «Верующие ведь братья» (49:10). Вот почему всегда исторически институт Духовного управления мусульман выступал духовной скрепой татарского народа, консолидируя и цементируя его в единое целое.
Для каждого, кто хочет привнести в этот мир что-то светлое и доброе двери Духовного управления мусульман всегда будут открыты. Мы готовы к совместной работе с ними во благо нашей уммы. Однако с приверженцами экстремизма и терроризма не по пути. Никто не имеет права покушаться на человеческую жизнь и тем более использовать ислам для достижения своих меркантильных, политических целей.
В этом непростом и важном деле мы с вами будем опираться на опыт наших предков, на наше историческое наследие. Нам с вами не потребуется вновь «изобретать велосипед». Проблемы, которые существуют в мусульманской умме, в том или ином виде имели место быть и ранее, и ответы на них, основу для современных вызовов можно найти в работах известных татарских богословов и просветителей. И в этом наша сила, наше преимущество!
Во-вторых, мы должны приложить максимум усилий для того, чтобы наше общество знало правду об исламе узнало истинный Ислам, о великом учении Св. Корана, который донес до человечества наш любимый Пророк (САВ). В последнее время все чаще тиражируются негативные представления, стереотипы об исламе, мусульман стали ассоциировать с террористами и угрозой. Многие СМИ неправильно интерпретируют многие исламские священные понятия, такие как джихад, шариат, хиджаб и другие термины. Все это существенно осложняет нашу с вами повседневную работу. Вот почему создание положительного восприятия ислама – это одна из важнейших задач Духовного управления мусульман РТ.
Без обратной связи с обществом невозможно выстроить эффективно нашу работу. Всевышний поставил нас на ответственную должность, поэтому мы должны быть примером для остальных. И именно в связи с этим я бы хотел призвать наших уважаемых хазратов начать работу с себя, так как наше поведение, наше образование, культура общения, степень честности и искренности в словах и на деле, которые демонстрируются в повседневном поведении, являются важным элементом в формировании положительного образа мусульман. Ну и, конечно, нужно усилить просветительскую работу со средствами массовой информации, довести до них истинное значение ислама и важность его места в жизни нашего общества. Только так мы сможем создать единый информационный поток и повлиять на мировоззрение окружающих.
В-третьих, о Казани. Татары являются вторым по численности народом, населяющим Российскую Федерацию. Именно эта нация первой представляла ислам испокон веков на территории России. Татары в течение нескольких веков занимали лидирующее положение и в области образования, и в области издательства и просветительской деятельности. Вся мировая мусульманская общественность перенимала опыт казанских ученых и богословов. Мы, нынешнее поколение, должны перехватить эту эстафету и продолжить работу в данном направлении, должны сплотить вокруг себя всех наших соотечественников, разбросанных по всему миру, дальше развивать толерантное отношение к другим конфессиям, укреплять мир и согласие. Казань имеет полное право именоваться духовным центром России и мы приложим все усилия, чтобы подтвердить это высокое звание. Это будет одной из наших приоритетных задач.
Следующее направление, которое, как я полагаю, необходимо развивать, это социальное служение. Как вы знаете, одним из самых главных принципов исламского вероучения является справедливость. Поэтому я хотел бы сказать несколько слов о социальном служении мусульман ради довольства Всевышнего Аллаха. Пророк Мухаммад (сгв) сказал: «Аллах не помилует того, кто не проявляет милосердия по отношению к людям». Люди ждут от нас, от Духовного управления, от каждой нашей структуры на местах, реальной помощи и поддержки, а не пустых обещаний и демагогии. Больных и нуждающихся очень много, и оказание помощи в решении их проблем – это наша прямая религиозная обязанность, этот тот долг, который заповедовал нам Всевышний в Коране и в Сунне нашего любимого Пророка (САВ).
Это не говорит о том, что мы в одночасье сможем помочь всем. Но давайте же возьмемся пусть за небольшие, но конкретные дела, такие как сбор помощи бедным, больным и старикам, приготовление и раздача обеда для бездомных, бесплатные мероприятия для малоимущих, организация курсов профессиональной подготовки для тех, кто не может финансово себе этого позволить. Мы можем открыть реабилитационные центры для бывших наркоманов, алкоголиков, людей, вышедших из мест лишения свободы, возродить мусульманское волонтерское движение и другие социальные проекты. Часть вышеуказанных работ уже реализуется, но только точечно, в единичных районах. Например, в мечети «Сулейман», которую возглавляет Ильдар хазрат Баязитов, уже многие годы успешно действует мусульманский реабилитационный центр для слепых, не имеющий аналогов у нас в стране. Мы планируем разтиражировать данный опыт в масштабах всего Духовного управления мусульман.
Для меня очевидно, что работа в контексте социального служения должна быть повсеместной, масштабной. Потому что подобная деятельность помимо всего прочего служит мощнейшим средством консолидации уммы на базе «общего дела», средством единения мусульман различных взглядов, снятием социальной напряженности, популяризации ислама. Здесь нет ничего невозможного. Нужно просто начать.
В-пятых, особое внимание должно быть уделено сфере науки и образования. За прошедшие годы в Республике сложилась собственная система мусульманского религиозного образования. Она строилась благодаря настоящим подвижникам исламского просвещения. Зачастую, не имя системного финансирования, методической поддержки сверху они сумели выстроить работу целых учебных заведений. И я бесконечно благодарен этим людям за их самоотверженный труд. Сегодня наша задача поднять качество мусульманского религиозного образования в Республике на новый качественный уровень. За последнее столетие образовательные технологии современного мира совершили мощный рывок вперед, в то время как у нас в стране в советский период истории о развитии мусульманского образования вообще не могло быть и речи, так как подобной системы просто не существовало. Поэтому я считаю, что нам жизненно необходимо интегрировать в деятельности мусульманских учебных заведений РТ современные образовательные технологии, сохраняя при этом с содержательной точки зрения полное соответствие мусульманского образования даже в мелочах всем канонам нашей религии.
С этой целью уже сейчас мы при ДУМ РТ создали Учебно-методическое объединение учреждений религиозного профессионального мусульманского образования Республики Татарстан, которое возглавил ректор Российского исламского университета Мухаметшин Рафик Мухаметшович. Задача этого органа - помочь нашим мусульманским заведениям совершить новый рывок в своем развитии. Мы уже мы приступили в рамках УМО к работе по созданию образовательного стандарта в сфере религиозного образования, основанного на т.н. компетентном подходе, что позволит нам не только выстроить целостную многоступенчатую систему мусульманского образования в нашей Республике, но и сделать выпускников наших мусульманских учебных заведений востребованными в мусульманских приходах ДУМ РТ. С этой точки зрения для нас крайне важно ориентировать развитие наших мусульманских учебных заведений как на повышение качества даваемого ими образования, так и на такие показатели в работе, как трудоустройство выпускников. Безусловно, решение этих задач требует комплексного подхода. И мы уже начали работать в данном направлении. Решение всех этих задач требует колоссальной концентрации сил и наших возможностей. Однако дорогу осилит идущий.
Важно также отметить, что и в контексте исламского образования нужно продолжить и расширить работу с нашим татарским богословским наследием. И именно на этой базе готовить своих ученых, своих богословов международного уровня. Ведь мы во многом самодостаточны и можем опираясь на наше наследие готовить высококлассных специалистов в сфере ислама, что, в свою очередь, в дальнейшем послужит основой для подготовки кадрового резерва и воспитания мусульманской молодежи через призму многовековых традиций татарского народа.
Одной из важнейших задач являетсяпродолжение просветительской деятельности, которую в свое время вели Шигабутдин Марджани, Ризаэтдин Фахретдин и другие татарские ученые- богословы. Сегодня для этого необходимо переиздание татарских богословских книг, а также привлечениеинтереса современных ученых к данной проблематике и издание их работ. Поэтому мы имеем намерение создать издательский дом, занимающийся выпуском подобной литературы. Среди целей издательского дома будет предоставление возможности использования этих ценнейших работ посредством интернета и других современных инструментов для татар, проживающих в других регионах России и зарубежных стран. При этом деятельность издательства также будет призвана консолидировать интернет- ресурсы,печатные издания, привлекающие аудиторию разных возрастов и интересов.
Нам предстоит огромная слаженная работа всех нас во благо нашей уммы, Республики, страны. Каждый на свое месте может и должен работать с полной отдачей сил. И я абсолютно уверен, что все вместе мы с вами сможем достичь самых высоких целей, самых сложных задач. На нас с вами Всевышнем возложена особая миссия – служить своему народу. И потому каждый из нас должен быть непоколебимо убежден, что именно от его стараний и работы зависит будущее татарского народа и всей нашей многонациональной страны. Только так, а не иначе, мы сможем с вами оправдать высокое доверие нашего Творца.
Камиль хазрат Самигуллин,
муфтий РТ