Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного! Ассаляму алейкум уа рахматуллахи уа баракатух! В связи с 225-летним юбилеем издания первого печатного Корана в России ДУМ РТ объявило нынешний год “Годом Корана”. В начале года были намечены мероприятия, приуроченные к этой дате. В нашей республике, по всей России и по всему миру проходят различные мероприятия. Одна из самых важных задач, поставленных в рамках “Года Корана”, выполнена. Недавно в свет вышло новое юбилейное издание Корана “Казан басмасы”. На этот раз усилиями ДУМ РТ тираж издание Священной книги составил 10 тысяч экземпляров.
Казань знаменита своим печатным изданием Корана “Казан басмасы” во всем мире. Известно, что до того, как в России был издан первый печатный экземпляр Корана, в зарубежных странах печатный вариант Священной книги был распространен уже несколько веков (с 15-16 вв). Удивительно, что издатели этой Книги не являлись мусульманами и, она в основном издавалась в качестве пособия по изучению и анализу Священного Писания мусульман. А “Казан басмасы” – первое печатное издание Священной Книги и плюс ко всему – первое в мусульманском мире издание, подготовленное от имени самих мусульман.
Раньше историю Корана арабы излагали в стихотворной форме. Упоминание Казани среди таких значимых в мировом масштабе городов и поселений, как Хиджаз, Стамбул и Каир, ясно показывает высокое положение наших предков в мусульманском мире.
“Казан басмасы” стала основой традиции религиозного книгопечатания в татарских типографиях.
На сегодняшний день разговоры о том, что необходимо возвращаться к нашим религиозном истокам, и означают продолжение обучения и изучения таких традиций. В противном случае, мы будем представлять себе наши традиции как просто развлечения. Это не так. Печатание религиозных книг издревле считалось укреплением разума, души и сердца татарского народа. Эта занятие сохранялось на протяжении многих веков. В результате, оно стало традицией и большим наследием народа.
Безусловно, стремящиеся к знаниям татары испокон веков могли получать знания и в других странах мира. Но чаще всего религиозные книги татары печатали сами, даже разрабатывали специальные шрифты для этого, и “Казан басмасы” – весомое тому доказательство. Религиозные деятели и интеллигенция рапространяли эти издания и основываясь на Священную Книгу, создавали научно-богословские труды.
Скажем, татары Петербурга добиваются возврата в Казань типографии, где был напечатан первый Коран. В 1802 году здесь издается книга под названием “Иман шарты” (“Условия Имана”). Данную книгу татары называют “татарской азбукой”. В 1803 году в качестве второй книги издается Коран, состоящий из двух томов. Этот Коран издается в двух вариантах. Первый выходит в двух томах, а второй издается частями, по джузам. Владелец типографии Бурашев пишет, что “это было сделано для того, чтобы наши дети могли научиться читать Коран”.
После революции традиция книгопечатания у татар почти исчезла. Во времена массового сожжения книг на улицах прерывается и традиция книгопечатания татарского народа. В советском государстве Священная Книга издавалась всего лишь один-два раза.
После перестройки магазины переполнились религиозной литературой, привезенной из других стран.
Также во время проведения мероприятий, посвященных 1000-летию Казани, к открытию мечети “Кул-Шариф” в качестве мемориального издания вышел в свет Коран “Казан басмасы”.
В настоящее время мы стремимся возродить традицию религиозного книгопечатания в республике. Появление нового издания Корана “Казан басмасы” говорит о серьезной работе в этом направлении. В дальнейшем готовится издание книги “Муаллим сани”, обучающей чтению Корана.
Председатель Централизованной
религиозной организации – Духовного
управления мусульман РТ,
Муфтий Илдус хазрат Файзов