Хвала и благодарность да будут вознесены Всемогущему Господу! Мы уверовали в Него и надеемся на милость Его. Свидетельствуем, что нет бога, кроме Единого Бога. Свидетельствуем, что Мухаммад — Его раб и посланник.
Качественное религиозное образование сегодня – это гармоничное развитие отношений между светской и религиозной частью общества страны в будущем. На современном этапе в исламских образовательных учреждениях Татарстана уровень образования выпускников оставляет желать лучшего. И это явление, к сожалению, приводит к узкому религиозному мышлению и низкому уровню толерантности, что в свою очередь является препятствием для полноценного участия гражданина страны в социальной жизни. Согласно Конституции Российской Федерации, каждый гражданин имеет право на получение качественного образования. Некачественное религиозное образование является ущемлением социального права гражданина страны, который желает получить религиозное образование, как и является ущемлением прав религиозного гражданина, который желает получить светское образование.
Незнание элементарных основ религиозной культуры делает человека, в особенности молодого возраста, уязвимым перед лицом опасных идеологических течений, дают повод для нетерпимости и агрессивности. Как фактор этих идеологических течений в России существует Хизб ут-Тахрир, ваххабизм и другие нетрадиционные проявления политического ислама. То есть это создает опасную перспективу для будущей целостности мусульманской общины нашей страны, где религия вообще как понятие может выполнять не функцию развития духовности, а функцию дезинтеграции общества. Безусловно, то исламское образование, которое дается в нашей республике на сегодняшний день, является одним из самых популярных и востребованных. Однако необходимо заметить, что качество образования находится на низком уровне, нет необходимых условий и технического оснащения. На сегодняшний день молодежь, желающая получить высшее религиозное образование, стремится получать его за границей. Многие из них в будущем остаются работать в той стране. Это очень волнующий и больной вопрос для нас. Также нужно отметить, что обучение за границей зачастую проходит по другим мазхабам, и в случае возвращения студентов на родину, это еще более обостряет тему разногласий и разобщенности мусульман в нашей стране и республике. Немаловажным аспектом является то, что в наших республиканских и казанских религиозных учебных заведениях обучаются юноши и девушки не только со всей республики Татарстан, но и других республик, округов Российской Федерации и стран СНГ. При поступлении в медресе не существует никаких национальных и возрастных ограничений. Здесь вопрос национальности никогда не являлся спорным, ведь Ислам учит национальной терпимости и сотрудничеству между народами. Более того, очевидным является тот факт, что подавляющее большинство студентов – представители других национальностей. Нам бы хотелось, чтобы при таких уникальных возможностях и наличии в республике востребованных религиозных учебных заведений, в них обучалось еще большее количество студентов нашей национальности, т. к. от этого во многом зависит духовное будущее татар. Необходимо постараться, чтобы преподавание шло на родном татарском языке. Это послужит также и стимулом усвоения второго государственного языка для иноязычных студентов.
Нам нужно вспомнить конец 19-ого – начало 20-го века, когда на территории РТ существовала одна из известнейших и сильных богословских школ. Нам известны имена таких мусульманских ученых и просветителей как Садри Максуди, Юсуф Акчура, Шигабуддин Марджан и другие. Эти общественные деятели внесли неоценимый вклад в развитие татарской культуры и татарской общественной мысли. Не только мы, татары, но и мусульмане всей России и мира знают их, учатся по их учебникам, изучают их труды.
Религия, будучи социальным феноменом, способствует стабильности социальных институтов, в которых она обеспечивает сохранение и развитие ценностей культуры народа и осуществляет передачу этого наследия следующим поколениям, одним словом духовно развивает общество.
Основной задачей религиозных учебных заведений является воспитание истинно мусульманской личности, способной к национальной и культурной самоидентификации. В настоящее время мы наблюдаем не очень полезную и перспективную тенденцию: выпускники высших религиозных учебных заведений идут работать в другие сферы деятельности. Все бы хорошо, да только в настоящее время наша мусульманская община переживает острую проблему дефицита квалифицированных кадров: это и нехватка грамотных и образованных имамов, ораторов, проповедников; и нехватка специализированных преподавателей в мечетях и медресе, а также кадыев и богословов. Решение этого вопроса прямо зависит от того, будут ли выпускники религиозных учебных заведений работать в религиозной сфере.
Как известно, летом 2011 года в РТ была введена единая унифицированная программа и единые стандарты преподавания. Мы намерены продолжить реформирование нашей религиозной образовательной системы. Хвала Всевышнему, ДУМ РТ удалось изыскать финансовые средства на поддержку деятельности учрежденных им духовных образовательных учреждений. Таким образом, впервые в истории татарстанских медресе Духовное управление начинает финансирование своей образовательной системы. Это очень значимое и долгожданное для мусульман республики событие. В связи с этим в сфере религиозного образования появятся новые более строгие требования к процессу ведения образовательной деятельности, а также в ближайшее время будет проведена аттестация всех преподавателей.
Наша умма отличается тем, что она является централизованной и упорядоченной общиной. Главное, чтобы в сердцах каждого из наших студентов были не только теоретические знания, но и исламская этика. Они должны нести в общество свет знаний и веры, а выпускники должны соответствовать своему статусу. Принимая это во внимание нужно сказать, что будущие выпускники обязаны содействовать укреплению Ислама в Татарстане и поднятию духовного потенциала исламской общины, применяя полученные знания на практике. Прошу преподавателей направить все свои усилия на повышение уровня и качества образования, особенно принять во внимание воспитательную работу со студентами. Мы должны сделать все, чтобы сохранить в наших детях тот божественный духовный потенциал, который даруется Всевышним каждому при рождении, и вырастить образованное и духовно развитое поколение. Верю, что сплотив наши силы, мы сможем добиться высоких результатов. Дай Аллах нам сил и терпения воспитать новую плеяду блестящих мусульманских богословов.
Председатель ЦРО-ДУМ РТ,
Муфтий Илдус хазрат Файзов