Ситуация в мире меняется ежедневно. Но никто не может предсказать, что произойдет завтра. На все – воля Всевышнего Аллаха. Кажется, что еще вчера мы жили в Советском Союзе. Однако и с момента развала СССР прошло уже 20 лет. Не прошла и четверть века, а мир уже претерпел столько изменений. Вооруженные конфликты, революции, перевороты, коалиции…
В условиях бурной смены событий в разных точках мира, особую важность приобретает международная политика, которую будут вести ведущие мировые державы. Что бы ни говорили представители различных радикальных течений, мусульмане не могут оставаться в стороне от происходящих изменений. Но речь здесь идет не о том, чтобы достичь каких-то личных политических целей. Грамотно выстроенные международные взаимоотношения сегодня – это залог развития Ислама в мировых масштабах.
Более того, это основа для того, чтобы немусульмане перестали воспринимать мусульман как агрессоров. За последние 20 лет террористические группировки, прикрываясь исламом, довели ситуацию до того, что в мире стали бояться мусульман. Ислам – это религия мира. Заблуждаются те, кто беспрестанно призывает к джихаду против кяфиров. Ничего хорошего для мусульман это не несет. К сожалению, эти люди забывают, что пророк Мухаммад (сгв) призывал своих сахабов быть терпимыми по отношению к заблудшим. Это была мудрость Посланника Аллаха – ведь ему предстояло распространять истинную религию среди огромного числа неверующих. И если бы он (сгв) постоянно применял силу, то никто не оказал бы ему доверия. Сторонники радикальных взглядов забывают еще и том, что качества последователей пророка были настолько прекрасны, что люди, после общения с ними, после проведения каких-то сделок принимали ислам. Потому что на примере этих людей они видели, насколько справедливы основы шариата.
Что мы видим сегодня в мире? В одной стране запрещают строить минареты, в другой – запрещают ходить в хиджабах. Но мусульмане не должны искать виновных среди чужих. Все телеканалы мира многократно показали запись, в которой мусульмане издеваются над телом бывшего лидера Ливии Муаммара Каддафи. Это ли истинные мусульмане? Для них ли должны создаваться условия в немусульманских странах? В первую очередь, мусульмане, в том числе мусульмане России, должны задуматься над тем, каким предстает образ мусульманина перед глазами мировой аудитории. И не надо говорить о том, что это – рия. Нет. Не для того, чтобы показать себя мы должны это делать, а для того, чтобы мусульмане имели уважение во всем мире.
Бесспорно, для благоприятного международного имиджа мусульман необходимо устранить негатив, который несут в себе различные международные террористические, экстремисткие и другие радикальные течения, группировки, партии. Особенно это касается России. Война, которую банд-формирования навязали России на Кавказе еще в 90-х, продолжается до сих пор. Да, это уже не активные боевые действия. Но еще свежи в памяти захваты заложников и взрывы не только в кавказских республиках, но и в Москве. В преддверии крупных международных событий – Универсиады в Казани, Олимпиады в Сочи, Чемпионатов мира по водным видам спорта и футболу можно ожидать от террористов любых действий. Мы должны показать, что ислам в России – не чужой, не навязанный. Еще со времен Волжской Булгарии на этих землях следовали сунне пророка Мухаммада (сгв), читали Коран, соблюдали мусульманские религиозные предписания. Мы должны еще раз показать, что мусульманская умма России – это не террористы-смертники, финансируемые из-за рубежа, а образованные, способные вести диалог на любом уровне люди. Всевышний Аллах в Коране говорит: «По этой причине предписали Мы сынам Исраила: кто убил кого-либо не ради [законного] воздаяния (наказания) или не за нечестия и смуту, творимые на Земле, тот как будто бы убил всех людей». (Сура «аль-Маида», аят 32). В хадисе, приводимом аль-Бухари и Муслимом, тоже говорится, что пророк Мухаммад (сгв) сказал: «Пусть никто из вас не направит оружие на брата своего, ибо сатана может отбить у него это оружие и навредить им брату, и из-за этого тот (кто направил оружие) окажется на дне адской Геенны».
К сожалению, не все этого понимают. И возникают разногласия международного масштаба. В нашей стране плоды атеистической идеологии советского государства мы пожинаем до сих пор. Прелесть ислама в том, что никто не может никого принудить принять ислам. Это осознанный выбор здравомыслящего человека. Вспомним, насколько провальным оказался «сухой закон» в СССР. Почему? Все по той простой причине, что это был просто запрет. И никто не стал объяснять – почему. В исламе в отношении дурманящих средств никаких вопросов быть не может. Любое дурманящее – харам, запрещенное. Так же и с идеологией. Общемировые тенденции сегодня продолжают диктоваться блоком НАТО. И вместо того, чтобы совместно бороться против одной из основных проблем – международного терроризма, создается прецедент для еще большего развития второго не менее важного вопроса – насильной экспансии США и других стран Северо-Атлантического альянса. Так уж сложилось, что страны, в которых проживает большое количество мусульман, оказались в эпицентре этих войн за ресурсы.
Эксперты спустя годы еще дадут свою ту или иную оценку такому явлению, как «арабская весна», однако уже сегодня налицо факт вмешательства во внутренние дела стран арабского мира. Как в конце XX – начале XXI веков НАТО решило устроить демократию поочередно в Югославии, Афганистане и Ираке, так сегодня уже руками самих же граждан проливается кровь, но «демократизируется» ситуация в Сирии, Ливии, Египте и в ряде других арабских стран. На очереди – Иран. Что бы там ни говорили эксперты, какие бы версии не выражали, мы с прискорбием наблюдаем за тем, как гибнут наши братья-мусульмане. Одна из задач России в международной политике – не допустить повторения этой ситуации в нашей стране и твердо стоять на своих позициях. Однажды в сирийском вопросе российская сторона уже воспользовалась правом вето. Мусульмане же России не должны поддаваться на провокации. Ни одна страна мира не застрахована от политических потрясений. И ни одна страна мира не сможет выйти из этих конфликтов без жертв. Любой политический катаклизм, будь то революция, гражданская война или какие-то массовые и продолжительные акции протеста – это огромный минус для экономики страны. Соответственно, это пустые прилавки и голодные дети. Вместо того, чтобы выполнять предписания Аллаха и работать для обеспечения своей семьи разрешенным, сотни и тысячи мусульман то в одной, то в другой арабской стране стояли на улицах. Каков результат?..
Бурное развитие информационных технологий включило в общемировой процесс практически любого, у кого есть доступ в интернет. Однако каким бы благом нам не казался интернет, именно его возможности используют различные экстремистские течения для дестабилизации, деструктуризации обстановки в мусульманской умме России. Если уж военные действия на Кавказе финансировались извне, то почему бы и сейчас этим не заняться через Интернет? К сожалению, проконтролировать контент сайтов, а уж тем более различных групп в социальных сетях просто невозможно. Борьба против распространения экстремистских, и даже нацистских идей – это тоже одна из задач современной международной политики. И мусульманские лидеры не могут оставаться в стороне от этой проблемы. Пророк Мухаммад (сгв) завещал нам, если мы увидим зло, то попытаться прекратить его рукой, если не сможем – то словами, если же не хватит храбрости – то хотя сердцем быть против этого. Но последнее – это меньшее, что должен сделать мусульманин. Решить проблему распространения идей международных террористических группировок путем простого запрета социальных сетей или закрытия сайтов – это не выход. Мусульманские лидеры должны активно использовать Интернет для распространения идей Ислама. Перед тем, как что-то запретить, мы должны дать людям альтернативу. У мусульман такой путь один – следовать Корану и сунне. Прошло то время, когда в нашей стране образованные религиозные деятели подвергались гонениям, были вынуждены отчуждаться, ограждаться от внешнего мира. Сегодня российские имамы должны быть на передовой международной политики. Татарских богословов, религиозных деятелей знали и уважали во всем мире. Шигабутдин Марджани, Муса Бигиев, Ризаетдин Фахретдин – все эти люди, и не только они, играли значимую роль в мировой политике. У нас есть достойные примеры. И мы должны им следовать.
Так сложилось, что ислам в нашей стране в последние годы, когда народ только начал возвращаться в религию, подвергся вмешательству извне. Тонущий хватается и за соломинку. Народ после атеистической жизни начал жадно впитывать религиозные идеи, чуждые татарскому народу. Мы прекрасно понимаем, что ислам – единая религия. Однако никто не может отменить или отрицать мазхабы. Не будь Ему так угодно, не было бы 4-х суннитских мазхабов. Раз уж Аллахом было предписано так, что наши предки приняли мазхаб Абу Ханифы, мы должны придерживаться его. Да, в других регионах с другими климатическими, географическими, политическими и иными особенностями могут существовать и иные мазхабы. Однако наш путь – ханафитский ислам. Никаких «вторжений» извне мы не можем допустить. И попытки внедрить иные идеологии на этих землях – это распространение фитны. Пророк Мухаммад (сгв) запретил мусульманам распространять междоусобицу. Мы уважительно относимся и любим всех наших братьев-мусульман во всем мире. Однако будем придерживаться традиционного ханафитского мазхаба.
Все эти насильственные вмешательства только порождают недопонимание среди мусульман. Особенно среди тех, кто далек от всяких международных политических проблем. В итоге, мы можем получить еще и напряженные отношения внутри уммы. Пример тому – опять ситуация в арабских странах в период и после «арабских весен». Сможет ли эта страна достойно пройти через испытания или нет – большой вопрос. До сих пор народ Афганистана, Ирака не может спокойно жить при «демократическом» строе, который «ввели» в их странах силовики НАТО.
Необходимо, чтобы стабилизировались отношения между арабскими странами. Чтобы все они были единым целым, а не разбредающейся под давлением НАТО группой. И лишь тогда, когда лидеры мусульманских стран будут иметь одинаковые взгляды, можно будет предпринимать какие-то действия для помощи мусульманам, проживающим в Европе. Несомненно, это направление «мусульманской» внешней политики также должно развиваться. Все мусульмане – братья и сестры. И мы должны помогать друг другу, при этом не ограничивая свободу других.
Председатель Централизованной религиозной организации –
Духовное управление мусульман
Республики Татарстан,
Муфтий Илдус хазрат Файзов