Социальная политика в исламе

21.02.2012 11:22

Премьер-министр и кандидат в Президенты России Владимир Путин в своей очередной статье обратился, наверное, к одной из самых важных сфер в общественной жизни – к социальной политике. В исламе социальной сфере уделяется огромное внимание. Не ошибется тот, кто скажет, что ислам предоставляет людям наибольшую социальную защищенность. И все это оговорено в Коране и подкреплено хадисами пророка Мухаммада (сгв).

Изменения, которые происходят сегодня в общественном сознании, к сожалению, уже мало кого удивляют. Для нас стало нормой неуважительное отношение к старшим, каждый день мы слышим истории о том, как сын прогнал, избил или даже убил свою родную мать. 

Из-за отсутствия духовности общество гниет изнутри. Детские дома и дома престарелых, как бы нам не хотелось, не пустуют. Не все имеют возможность даже наесться досыта. Страшно слышать, что в XXI веке, когда человечество строит огромные небоскребы, тратит огромные деньги на строительство элитного жилья, есть люди, которые замерзают на улицах…

Что предлагает ислам для поддержания социально незащищенных слоев населения? Рассмотрим по порядку. В исламе очень важную роль в развитии общества играет семья. Ислам возвышает материнство. За сложности, которые женщина испытывает во время беременности и родов, если она воспримет их как должное, мать получит награду от Аллаха. «Рай под ногами ваших матерей», говорит пророк Мухаммад (сгв). Истинный мусульманин не должен говорить своим родителям даже слова «уф»! Та политика, которая сегодня проводится для защиты материнства и детства, несомненно, должна продолжаться и развиваться. Материнский капитал, выдача земельных участков многодетным семьям – это, конечно, материальные факторы, но они создают базу для развития семьи. Развитый институт семьи – это залог правильного развития общества.

Однако не у всех есть семья. Сироты были всегда. И во времена пророка Мухаммада (сгв), и в наше время. Сейчас, к сожалению, очень много тех детей, которые являются сиротами при живых родителей. Мы просим Всевышнего Аллаха, чтобы он наставил на путь истинный заблудших, оступившихся и молим, чтобы те, кто совершает благие деяния получили награду в Судный день. Одно из больших богоугодных дел – опекунство над сиротой. Аллах предостерегает мусульман не брать имущество сироты. «Воистину, те, которые несправедливо пожирают имущество сирот, наполняют свои животы Огнем и будут гореть в Пламени» (сура «Ан-Ниса», 10). В 9-11 аятах суры «Ад-Духа» Всевышний призывает: «Раз Мы так тебя облагодетельствовали, то сироту не унижай, просящего подаяния не отгоняй грубо и возвещай людям о милостях твоего Господа, благодаря Аллаха за Его милости и показывая их людям».

В хадисе передано, что однажды Посланник Аллаха поднял указательный и средний палец и обратился к мусульманам со следующим словами: «Я и попечитель сироты близки друг к другу, как два этих пальца. Мы будем пребывать в райских садах, при условии, что он будет богобоязнен». В основах ислама заложена помощь сиротам, чтобы они могли стать достойными членами общества. Ведь человек под опекой вырастает с совсем иным отношением к обществу, нежели тот, кто рос в постоянном притеснении.

Куда сложнее ситуация с отношением к представителям старшего поколения. Посмотрите, насколько уважительно относятся к старцам на Кавказе. И в 90, и в 100 лет они в центре всеобщего внимания. Поэтому они не боятся старости, не боятся, что какие-то социальные потрясения лишат их пропитания. Ведь дети всегда рядом. За примером почтительного отношения к старшим далеко идти и не надо. У татар к бабушкам и дедушкам всегда относились с почтением и глубоким уважением. Вспомните, какая атмосфера царила раньше в деревенских домах, где лежал больной пожилой человек? Вся жизнь семьи строилась вокруг него. И никто не жаловался, что надо работать, обеспечивать семью. Сегодня дети находят тысячи причин, лишь бы не взять под опеку престарелого родителя. Споры о том, кто должен забрать к себе немощного старика доходят до скандалов с привлечением журналистов и приданием всеобщей огласке внутрисемейных дел. Задумайтесь: человек, отрекающийся от ухода за престарелыми родителями, отправляющий их в дома престарелых, своими руками выкидывает баракат, который Аллах ему послал. И после этого он удивляется, почему же он – работяга, все силы вкладывающий для того, чтобы прокормить семью, живет плохо. Аллах дал ему шанс, который он не только не использовал, но и вывернул с негативной для себя стороны.

Конечно, не всегда у сирот, у стариков есть те, кто может о них позаботиться. Есть действительно одинокие люди. Но в исламе их одиночество условно. Вся исламская система построена на взаимопомощи, на любви к друг другу, на поддержке слабых, оскорбленных, униженных. Сам Аллах предостерегает нас от того, чтобы мы кого-либо обидели или унизили. В исламе, выражаясь экономическими терминами, выстроена целая система поддержки социально незащищенных слоев населения. Во-первых, это система махалля, когда единая мусульманская умма государства живет отдельными районами или микрорайонами. В крупных городах могло существовать несколько махалля, в деревнях и селах – одна. Естественно, что социальное неравенство существовало всегда. И во времена пророка Мухаммада (сгв) были люди и богатые, и бедные. Но все они были равны и одинаково вносили вклад в развитие ислама. Так вот, богатые в системе махалля обеспечивали содержание мечетей, создавали рабочие места, то есть финансовая сторона решалась в этом плане. В то же время средние слои и бедняки – это рабочие силы, которые обеспечивали непрерывное производство, рост экономики и сами получали доход. В итоге, получалась единая устойчивая экономическая система.

В последнее время вновь стали говорить о таком понятии, как «налог на роскошь». В исламе эта система существует изначально. Богатые люди обязаны ежегодно выплачивать закят – десятую часть своего богатства. Эти деньги всегда шли на поддержку бедняков, помощь религиозным организациям. Одним словом, бедняки всегда имели поддержку, а богатые всегда помнили о том, что богатство – от Аллаха, как и все остальное в этом мире и мире вечном.

В исламе, несомненно, во главу угла ставиться равенство всех людей, независимо от богатства и социального положения. Служит этому и другой вид подаяния – садака фитр, которая является обязательной и раздается в один из двух больших праздников мусульман – Ураза байрам после окончания поста в месяц Рамазан. Не случайно и то, что фитр предпочтительнее отдавать не деньгами, а едой, чтобы и бедняки могли устроить себе пусть маленький, но праздничный стол.

В последние годы среди мусульман Татарстана вновь возродилась и начала приобретать большие масштабы добрая традиция сбора гошер-садака – подаяния от части собранного урожая. И вновь это не просто указ – это воспитательная мера, чтобы человек знал цену того, что дал ему Всевышний.

Социальная политика централизованной религиозной организации Татарстана – Духовного управления мусульман направлена, в первую очередь, на помощь нуждающимся мусульманам, путем возрождения и распространения утерянных за годы атеизма религиозных предписаний и традиций. Именно в этих целях работает комитет «Закят», отдел по благотворительности. Организация сбора денег на сложные операции, сбор игрушек, памперсов и других необходимых вещей для детских домов и домов престарелых, организация ифтаров во время месяца Рамазан, централизованный сбор закята – все это способствует росту и развитию мусульманской уммы. Отрадно, что к этим акциям с большим желанием подключаются и жители нашей республики. Помогая другим, мы делаем очень большой саваб, за который, Иншаллах, Всевышний воздаст в Судный день. Приятно видеть, как мусульмане, по воле Аллаха, достигшие успехов в бизнесе, по своей собственной инициативе объединяются, чтобы вести свои дела по шариату. И очень радует то, что они готовы помочь своим братьям-мусульманам.

Хвала Аллаху, нам не надо придумывать ничего нового. Основы социальной политике в исламе изложены в Коране и сунне. И нам следует только крепко держаться этой ветви, дабы помочь нуждающимся и получить довольство Аллаха.

 

Председатель Централизованной религиозной организации –

Духовное управление мусульман

Республики Татарстан,

Муфтий                                                                                                                                          Илдус хазрат Файзов

Персона
Избран 17 апреля 2013 года
Персона
с 1992 года по 1998 год
Персона
с 1998 года по 2011 год
Персона
с 2011 года по 2013 год

Расписание намазов

Фaджр
Шурук
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Архив новостей