«Экстремизм и терроризм: причины возникновения и распространения»

15.12.2011 11:25

Доклад Илдус хазрата Файзова на конференции "Ислам против терроризма" 15 декабря 2011 г.

Трагические события и конфликты  способны нарушить некое равновесие и гармонию в обществе, для восстановления которого затрачивается огромные и разнообразные ресурсы. Применительно к российским реалиям этноконфессиональный фактор в общественном развитии в особенности становится важным в силу многонационального  и поликонфессионального характера нашей страны.

Политическое руководство страны в настоящее время озабочено сохранением стабильности, недопущения стагнации в обществе, что является подспорьем в гармонизации общественных процессов. Значимость обеспечения  спокойствия в сфере межрелигиозных отношений для общественного развития очень велика. Любая религия не только составляет важную основу духовной культуры, но и “оказывает мощнейшее влияние на политическую культуру и политическое поведение значительной части общества”.

В нашей стране может зарегистрироваться почти любая религиозная группа и организация без должной экспертизы, а значит, есть шанс столкнуться с деструктивным культом. Существует экспертиза, которая устанавливает, является ли данная организация религиозной или нет. Что касается выявления экстремистских организаций, то для этого собирается специальная экспертиза уже после запроса соответствующих органов. В идеале, любая организация, которая претендует на право быть зарегистрированной как религиозная,  должна пройти более глубокую экспертизу, касающуюся вероучения и потенциальной опасности для общества. Важно знать, что проповедует данное течение, является ли оно традицией или ее искажением. Даже если рассматривать сборник проповедей, который на первый взгляд безобиден, можно найти в нем скрытые манипуляции, в результате чего человеку преподносят совершенно другую систему вероубеждений. Это разглядит только специалист. К сожалению, на сегодняшний день экспертные группы носят больше светский характер, мусульман в эти группы не приглашают. Поэтому результаты работы экспертов носят однобокий характер, не учитывают все особенности религиозной составляющей, ее идеологической подоплеки. Сегодня мы говорим о терроризме, об идеологии, которую используют деструктивные силы для реализации своих целей. Выражать ее могут как отдельные физические лица, организации, так и целые государства. И называться она может по разному, но сути при этом не меняет. Например, последние полгода мы наблюдаем поворот в геополитической концепции США управления остальным миром от «войны с международным терроризмом» к «демократизации» государств «Большого Ближнего Востока», что уже предполагает союз с религиозно-политическими экстремистами и предоставление им полной свободы действий, что приведет скорее не к управляемому хаосу, а непредсказуемой дестабилизации всего региона и рано или поздно вернется сокрушительным бумерангом в сторону западной цивилизации. После произошедших революций к власти в странах Ближнего востока пришли наиболее радикализированные партии. И это предупреждение для нас.

 

В средствах массовой информации часто пишут о том, что где-то задержаны люди, подозреваемые в принадлежности к той или иной организации, занимающиеся пропагандой своей идеологии.

На территории Российской Федерации существует ряд  религиозных организаций, деятельность которых запрещена Верховным Судом РФ. Среди них наиболее известные такие организации: «Партия исламского освобождения» («Хизб ут-Тахрир аль-Ислами») международная религиозная организация «Нурджулар», международное религиозное объединение "Ат-Такфир Валь-Хиджра", международная религиозная организация "Таблиги Джамаат" . Разоблачать их, принимать превентивные меры должны не только властные и религиозные структуры, но и само общество. Но учитывая антиправительственные настроения и приятие любой оппозиции, общество может попасть впросак из-за недостатка знания о специфике некоторых течений и их истоках. По предварительным прогнозам популярность радикалов будет только расти.

Поэтому для эффективной борьбы с терроризмом в первую очередь требуется объективное научное знание, адекватное понимание природы этого явления. Современной культуре недостает политической грамотности в отношении терроризма, что в свою очередь затрудняет осознание правильных мер и способов профилактики в области духовной и нравственной. К настоящему времени  в современном языке это слово так обросло всевозможными смыслами как научными, так и обыденными, что потеряло необходимую ясность. Хотелось бы сосредоточить внимание на нескольких узловых проблемах, препятствующих адекватному пониманию феномена терроризма в современном обществе, а соответственно, и грамотной профилактике этого явления в плане духовном и нравственном.

Главное, что толкает людей в ряды подобных организаций – это идеологическая пропаганда, игра на максималистских чувствах молодого человека.

Встает вопрос, что же толкало подобных людей на преступные деяния? В качестве предварительного вывода можно заключить, что терроризм в ряде случаев скорее дьявольское искушение для людей идеалистически настроенных с обостренным чувством справедливости. Окольным путем, оправдывая насилие во имя самых лучших побуждений, терроризм подменяет истинное понимание справедливости и добра на ложные идеалы.

Для того чтобы борьба с терроризмом не превращалась в манипуляцию общественным сознанием или погоню за фантомами, следует возвратить самому термину научную строгость и понимать, что за реальным терроризмом всегда стоят объективные проблемы социального, политического, культурного и даже духовного плана, которые и следует решать с целью предотвращения этого разрушительного явления.

Потенциальный террорист – человек, способный к активному протесту и напряжению своей воли ради рискованной цели. Он может переступить нравственные ограничения на причинение вреда другому человеку в виде суда совести. Однако в ряде случаев именно болезненно обостренное одностороннее чувство совести –  глубокое сопереживание к страданию собратьев по вере, соплеменников, боль от утраты близких в военно-политическом конфликте может привести к совершению террористического акта человеком по природе своей не склонным к преступлению. Это другой психологический тип террориста.  В любом случае, общие социально-культурные предпосылки вовлечения в терроризм таковы: духовный кризис и утрата четких культурно-ценностных ориентиров обществом в целом или же определенными социальными группами, глубокие социальные противоречия внутри общества, нарушение баланса социальной справедливости или же вовлеченность в социально-политический или военный конфликт, зарождение экстремистской субкультуры в среде маргинальных групп, предлагающей новую систему идеологических ценностей и радикальный план действий по преодолению кризиса. Экстремистский тип сознания вне зависимости от его уникальных и социокультурных вариаций представляет собой сознание, в котором происходит подмена и фальсификация истинных ценностей. Импульсы ненависти и мстительности в нем превращены в идеологемы, выдающие зло за добро. Скажем, «любовь» здесь трансформирована в своеобразно понимаемый «альтруизм», «героизм» – во имя народа, родного этноса и даже Бога. Скажем, у народнических террористов в царской России альтруизм и «любовь к народу» подразумевали ненависть к самодержавию и полный отказ от собственного «я», то есть по сути, деструкцию собственной личности. У экстремистов исламистского типа часто этика героизма подменяет собой этику труда – установку на постепенное и мирное возрождение родного общества и цивилизации. Как показывают исторические примеры, некоторые из лидеров и даже рядовых представителей террористических движений представляют собой достаточно богатые и неординарные натуры, не лишенные талантов, при этом подлинный облик личности в них замутнен, а сознание сужено до идеологических концептов. Следует иметь в виду, что понимание сложности мотивации и нравственного сознания террориста крайне важно для адекватного объяснения истоков террористического насилия.

Обществу для предотвращения угрозы экстремизма необходимо сохранение и возрождение традиционных духовных ценностей и здоровых нравственных ориентиров, сбережение своего историко-культурного наследия. Сейчас, в условиях тотальной пропаганды потребительского образа жизни,  это крайне необходимо. Часть современного поколения ценностно дезориентирована, другая – испытывает жажду в глубоких, созидательных смыслах своей жизни. Просветительская деятельность в среде молодежи и повышение ее уровня политической и общекультурной грамотности – крайне важные направления профилактики экстремизма. Деятельность духовных учреждений традиционных для России конфессий в этом плане представляется просто незаменимой. Развитие системы религиозного образования, глубоко консервативного по содержанию, но соответствующего требованиям современной жизни по форме и подаче материала, также представляется актуальной задачей.

В ноябре текущего года представителям Духовного управления мусульман Республики Татарстан представилась честь принять участие в заседании президиума Межрелигиозного совета стран СНГ, в который входят руководители традиционных в России религий. Эта организация координирует деятельность религиозных организаций по обеспечению межрелигиозного и межнационального мира, утверждению в обществе традиционных духовных ценностей, согласия и стабильности, помогает решать социальные проблемы. Сопредседателем данной организации является наш гость, Председатель Управления мусульман Кавказа, шейх-уль-ислам хаджи Аллахшукюр Пашазаде, который также возглавляет Консультативный совет мусульман СНГ, основная миссия которого перекликается с темой нашей сегодняшней конференции, это противодействие исламофобии, экстремизму и терроризму и пропаганда "созидательного и миротворческого потенциала ислама".  От имени мусульманской уммы Татарстана позвольте поблагодарить Вас, уважаемый шейх-уль-ислам, за ваш вклад в борьбе с терроризмом и создания положительного имиджа ислама. В этом мы полностью поддерживаем Вас и пользуясь случаем хочу сделать Вам деловое предложение. Прошу Вас рассмотреть возможность создания  Совета по религиозному образованию стран СНГ. Духовное управление мусульман Татарстана обладает большим опытом  в данной сфере и готово поделиться своим опытом, своими наработками и с духовными управлениями других регионов. И было бы символично, если  бы секретариат Совета по религиозному образованию стран СНГ  находился в Татарстане, Казани. Этот шаг послужил бы дополнительным стимулом для консолидации сотрудничества между нашими народами.

 

Спасибо за внимание!

Персона
Избран 17 апреля 2013 года
Персона
с 1992 года по 1998 год
Персона
с 1998 года по 2011 год
Персона
с 2011 года по 2013 год

Расписание намазов

Фaджр
Шурук
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Архив новостей