О введении нового времени молитвы

05.06.2014 07:46

Альхамду лилляхи раббиль алямин, вассаляту вассаляму аля расулихиль карим ва аля алихи ва асхабихи аджмаин.

2014 год Духовным управлением мусульман Республики Татарстан объявлен Годом возрождения религиозных традиций. Сегодня наша главная цель – вернуть то забытое и потерянное богословское наследие, которое было накоплено на протяжении многих веков нашими предками.

В последние годы в Татарстане в источниках и календарях указывалось разное время намаза – молитвы, одной из главных основ Ислама, что в мусульманском сообществе приводило к недопониманию и недовольству. Чтобы изучить данный вопрос с канонической точки зрения, в 2013 году его рассмотрение было передано Совету Улемов ДУМ РТ. Ими была проделана огромная работа в изучении современных календарей, нашего богословского наследия, старинных книг, мнения различных ханафитских ученых и было составлено новое расписание времени молитв, согласно географическим особенностям нашего региона. К примеру, та работа, которая проделана председателем Совета Улемов Абдуллой хазратом Адыгамовым по изучению вопроса наступления времени ночной молитвы в трудах Шигабутдина Марджани (1818-1889), привела к тому, что им была опубликована целая статья. Затем, в течение полугода в Совете Улемов изучалась практика поминутного выведения времени молитв в других странах.

После долгих дебатов и согласований, опираясь на мнения ханафитских учёных, учитывая географические особенности и астрономические вычисления, было принято решение о переходе на новое времяисчисление молитвы для всего Татарстана. 12 января этого года IV пленум ДУМ РТ утвердил решение Совета Улемов по внедрению нового времяисчисления молитвы.

Как известно из исторических очерков, когда к нам сюда в 922 году 21 мая пребывает делегация Ахмада ибн Фадлана из Багдада, они, думая, что их призывают на ночную молитву (тат. «Ясту»), выясняют, что это был призыв – азан на утреннюю (тат. «Иртэнге»). Когда они спросили про ночную молитву, им ответили, что её читают после захода солнца.

То есть наши предки, после того как приняли ислам, сталкивались с такими вопросами, на которые необходимо было искать решение в шариате, так как время ночной молитвы не наступало в нашем регионе. Ибо белое зарево заката соединяется с белизной утренней зари – то есть на протяжении всей ночи белизна на горизонте не исчезает и, стало быть, невозможно с помощью астрономических расчётов точно определить начало времени ночного намаза (тат. «Ясту»), а также время завершения «Сухура» и начало времени утреннего намаза (тат. «Иртэнге»).

В известной ханафитской книге «Хашия ибн Габидин» написано, что в таких случаях необходимо ориентироваться на близлежащий регион, где заходит данная молитва, то есть наступает темнота и заканчивается белое зарево заката. Это же мнение поддержал и известный наш богослов и ученых Галимжан Баруди (1857-1921) в своей книге «Хоснел-гыйбадат». В этой связи, были изучены регионы, где заходит время ночной молитвы и выяснилось, что оно соответствует 1,5 часам после наступления вечерней молитвы (тат. – Ахшам). Поэтому, к примеру в Казани, с 5 мая по 8 августа было решено принять за время вхождения ночного намаза (тат. – Ясту) полтора часа после захода солнца, а время завершения «Сухура» и начало времени утреннего намаза отсчитывать за два часа до восхода солнца.

За основу же времяисчисления молитв в другие месяцы по Грегорианскому календарю были взяты дореволюционные (до 1917г.) календари наших предков и астрономические расчеты всех мусульманских стран.

Каждый из нас должен внимательнее относиться к своей молитве. В Коране, в суре «Женщины», в 103 аяте сказано: «Поистине, намаз предписан верующим в определенное время». Оно же зависит от движения солнца и его можно вычислить астрономическими расчетами. До революции (до 1917г.) наши предки именно этим способом и вычисляли время молитвы. Поэтому мы также обратились на кафедру астрономии и космической геодезии КФУ, которые в течение года изучали вопросы исчезновения белизны и при каких градусах угловых расстояний она исчезает (от 15 до 18 градусов) в нашем регионе, и их расчеты взялись за основу.

Если же у вас возникнут какие-либо вопросы относительно нового времени молитвы, то вы сможете задать их Совету Улемов и получить от них полные ответы.

Таблица же времен молитв размещена на официальном сайте ДУМ РТ, и постоянно публикуется в официальных источниках ДУМ РТ, как журнал «Шура». Также нами разработана специальная программа для смартфонов «Намаз вакытлары», скачав которую у вас под рукой будет постоянное напоминание о правильное расписание.

Председатель ДУМ РТ, муфтий Камиль хазрат Самигуллин

Персона
Избран 17 апреля 2013 года
Персона
с 1992 года по 1998 год
Персона
с 1998 года по 2011 год
Персона
с 2011 года по 2013 год

Расписание намазов

Фaджр
Шурук
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Архив новостей