Уважаемые участники и гости конференции!
Позвольте мне от имени мусульман Татарстана и от себя лично поприветствовать Вас приветствием Ислама - желая мира, милости Всевышнего и Его нескончаемых благ!
Знаете, тема, которую сегодня обсуждают в этом зале, наболевшая, поскольку реалии современного мира таковы, что многие сегодня живут так, как будто бы забыли о постулатах справедливости. Действительно, сегодня среди людей столько зла и ненависти по отношению друг к другу, что порой, этот мир нам кажется таким несправедливым. Здесь я хотел бы задаться одним вопросом: почему это происходит?
Дело в том, что главная задача человека в этом мире - нести пользу как самому себе, так и обществу. Именно об этом вы можете прочитать в любом божественном писании. Гармония в жизни достигается лишь тогда, когда люди добродушны друг к другу, сопереживают и решают проблемы сообща. Но это – в идеале. На самом деле, человек всегда стоит между выбором добра и зла. Поэтому Всевышний говорит в Коране: «Воистину, Аллах ни в чем не проявляет несправедливости к людям, но люди сами поступают несправедливо по отношению к себе» - сура «Юнус», аят 44. Эта истина, ниспосланная 1400 лет тому назад всему человечеству, говорит нам о том, что несправедливость не исходит от Всевышнего Аллаха, а исходит лишь от людей. Поэтому общество должно постоянно стремиться к божественным установлениям справедливости.
Рассматривая этот вопрос в рамках Ислама, то я хочу заметить, что пророк Мухаммад, мир ему и благословение Всевышнего, еще в 7 веке передал нам постулаты добра и справедливости. Он резко осуждал несправедливость, потому что это противоречит духовно-нравственным ценностям, на которых зиждется гармоничное общество. К примеру, он говорил такие слова: «О люди! Остерегайтесь несправедливости, ибо несправедливость обернется мраком в Судный День» (передано имамами аль-Бухари и Ахмадом). И в этом он руководствовался Кораном, в котором сказано: «О те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности…» - сура «Трапеза», аят 8. Причем справедливость мусульманином должна проявляться во всех аспектах его жизнедеятельности.
К примеру, именно Ислам в эпоху тотальной несправедливости между людьми, когда человек являлся обычным товаром, провозгласил равенство между ними. В Коране было сказано: «О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный» - сура «Комнаты», аят 13. Ислам провозгласил, что никто не имеет преимущество перед Всевышним из-за своего цвета кожи или положения в обществе. Перед Богом все равны.
Если вы заметили, то в двух приведенных мной священных стихах Корана говорится о богобоязненности. И это неспроста. Только духовное начало в человеке, может противостоять его желанию поступать несправедливо. Я здесь подразумеваю истинную богобоязненность, с верным истолкованием. Это очень важно при понимании священных слов. Просто сегодня люди как хотят, так и трактуют строки Священного писания, не ссылаясь на мнение классических ученых исламского мира.
Также стоит обратить внимание на еще одну особенность Ислама, касающуюся справедливости. В эпоху глобализации и материальных благ в обществе существует социальное неравенство. Эта самая большая проблема современности. Кто-то богат, а кто-то беден. Причем одни богатеют за счет других и не всегда справедливо. Ислам выступает за общее социальное благополучие. У мусульман именно богатые должны заботиться о бедных. Для этого предусмотрено одно из обязательств – ежегодная выплата Закята – милостыни богатыми в пользу бедных и незащищенных слоев населения. Мы все прекрасно знаем, к чему приводит социальное неравенство, поэтому Ислам особо относится к вопросу выплаты милостыни богатыми, так как все богатство принадлежит Всевышнему Аллаху. В Коране сказано: «…И давайте бедным из достояния Аллаха то, что Он дал вам» - сура «Свет», аят 33.
Также стоит подчеркнуть еще один момент Ислама - значения милосердия в Исламе. Нельзя достичь справедливости без милосердия. Пророк, мир ему и благословение Всевышнего, говорил: «Проявляйте милосердие к тем, кто на земле, – и Тот, Кто на небесах, проявит милосердие к вам». (Передано Абу Даудом).
Я здесь затронул лишь некоторые, но очень важные религиозные аспекты подхода Ислама к понятию «Справедливость». Причем они охватывают все взаимоотношения, выстраиваемые между людьми, индивидуумом и обществом.
Мы должны с вами понять, что суть Ислама заключается в стремлении найти гармонию счастливого существования человека на этой земле, не забывая о вечном мире. Ислам не приемлет никакого разрушения, которое ему сейчас навязывают часто в СМИ.
Сегодня для достижения справедливости как никогда необходимо вести межконфессиональный диалог.
Хотелось бы в конце своего выступления привести несколько фактов, свидетельствующих об уважительном отношении мусульман к другим конфессиям, диалоге культур и справедливом сотрудничестве.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, предоставил мечеть для делегации христиан народа бани Наджран для ночлега. Это является доказательством того, что в Исламе разрешается людям другой религии заходить в мечети и находиться там. Посланник Аллаха вел торговлю с иудеями и разрешал сподвижникам делать это. Также посланник Аллаха предоставил защиту для христиан народа бани Наджран после взятия Мекки, сказав: «Народ Наджрана после сегодняшнего дня будет под нашей опекой».
Как вы видите, эти примеры свидетельствуют о том, что Ислам всегда выступал за мир и согласие, без чего не бывает справедливости.
Мне хотелось бы процитировать изречение пророка, мир ему и благословение Всевышнего, которое показывает нам, чему учит мусульманское вероучение. Пророк сказал: «Ни за что не уверовать вам по-настоящему, пока не станете вы проявлять милосердие друг к другу». На что люди стоявшие рядом сказали: «О посланник Аллаха, каждый из нас не лишен милосердия». Тогда посланник Аллаха произнес: «Поистине, это не то милосердие, которое каждый из вас проявляет по отношению к своему товарищу, но милосердие по отношению к людям вообще, милосердие по отношению ко всем!».
Спасибо за внимание!
Конференция: «Справедливость в современном обществе. Религия, философия и наука». Коми, Сыктывкар, 26 апреля 2013 год.