В работе Первого совещания преподавателей примечетских курсов Татарстана приняло участие более 200 преподавателей со всех районов республики, представляющие свыше 950 действующих при мечетях курсов изучения начал Ислама, а также представители научно-педагогической общественности, СМИ и духовенства.
Среди важнейших задач участники совещания выделяют повышение качества преподавания Ислама перед лицом глобальных вызовов современности. Также подчеркнута необходимость сохранения и укрепления действующей модели межконфессионального и межнационального мира и согласия в Татарстане, более активного включения татарстанского мусульманского учебного сообщества в процессы модернизации и развития образовательного пространства республики.
Участники совещания единодушно констатировали, что в религиозной образовательной сфере Татарстана за последние десятилетия произошли значительные позитивные изменения, что стало возможным благодаря поддержке, оказываемой государством и обществом. Однако, в этот же период мусульманская образовательная система республики столкнулась с рядом проблем, для решения которых и дальнейшего развития необходимо:
• консолидировать весь образовательный процесс на основе Корана и Сунны, согласно традиционного толка-мазхаба Абу Ханифы;
• нацелить систему примечетского образования на недопущение любых форм религиозного экстремизма, ксенофобских настроений и исламофобии;
• ориентироваться в построении учебного процесса на духовный, интеллектуальный и общественный опыт татарской богословской школы;
• расширить просветительскую и образовательную деятельность, добившись открытия примечетских курсов по одногодичной программе при каждой мечети республики;
• включиться в процесс подготовки и содействия преподаванию основ исламской культуры в светских учебных заведениях;
• создать при каждом мухтасибате методические советы из числа опытных преподавателей примечетских курсов;
• акцентировать внимание в учебном процессе на необходимость активного участия в реализации проекта возрождения древнего города Болгар, пропаганде его значения для развития традиционных ценностей Ислама и татарского народа;
• способствовать развитию мусульманской инфраструктуры, при необходимости возводя отдельные здания для начальных медресе при мечетях;
• сделать практику проведения республиканских совещаний преподавателей примечетских курсов ежегодной;
• выстроить систему финансового обеспечения образовательного сегмента примечетских курсов;
• при необходимости включать в программы примечетских курсов обучение татарскому языку.
Участники совещания считают, что реализация этих решений будет способствовать качественному обновлению системы начального мусульманского образования, росту духовности населения.