Вчера в рамках реализации Федеральной программы по обеспечению подготовки специалистов с углубленным изучением истории и культуры ислама состоялось совещание рабочей группы по вопросам разработки рабочих программ и учебно-методических комплексов дисциплин среднего профессионального религиозного образования (медресе) начального, базового и повышенного уровней подготовки.
В рабочую группу вошли представители ведущих медресе Республики Татарстан, Духовного управления РТ и представители Федерального ресурсного центра по развитию исламского образования.
Как известно, образовательные стандарты среднего профессионального мусульманского образования успешно прошли экспертизу в Министерстве образования и науки РТ. В дальнейшем стандарты были утверждены приказом Председателя ЦРО – ДУМ РТ, Муфтия Камиля хазрата Самигуллина (от 12.11.2014 №74) «Об утверждении и введении в действие образовательных стандартов среднего профессионального религиозного мусульманского образования». Утвержденные стандарты предусматривают следующее количество обязательных дисциплин:
«Исламские науки и воспитание», начальная подготовка – 19 дисциплин;
«Исламские науки и воспитание, арабский язык», базовая подготовка – 30 дисциплин;
«Исламские науки и воспитание, арабский язык», повышенная подготовка – 44 дисциплин.
Помимо обязательных дисциплин стандартом предусмотрено изучение дисциплин вариативной части, прохождение практик, итоговой аттестации.
И сегодня перед всеми медресе стоит задача разработать рабочие программы и учебно-методические комплексы единого образца по всем предметам и обеспечить все учебные заведения учебными пособиями по всем дисциплинам.
Проректор по учебной работе Медресе «Мухаммадия» Зульфат Габдуллин распределил все предметы в пяти подгруппах по направлениям: Коранические науки, Сира и история ислама, Арабский язык, Шариатские дисциплины, Светские дисциплины.
На совещания были утверждены руководители подгрупп – представители ведущих медресе Республики, которыми будет осуществляться контроль на соответствие содержания учебно-методических комплектов стандарту и содержанию дисциплины. В связи с этим важным вопросом является определение базовых и дополнительных учебных пособий по каждому предмету.
Участниками совещания была поставлена задача перед Учебным отделом ДУМ РТ – составить перечень учебных пособий, имеющихся в наличии, а также составить список недостающих учебных пособий. На совещании также был утвержден график порядка разработки УП/УМК средних религиозных образовательных учреждений (медресе). Все разработанные программы и УМК должны будут проходить этап аттестации и рецензирования.
В течение недели руководители подгрупп должны составить и предоставить списки преподавателей медресе, которые будут разрабатывать рабочие программы и УМК, а к концу апреля уже должны быть предоставить окончательные варианты всех разработок.