Джаназа во время эпидемии

03 апреля 2020 года 15:28

Вопрос: Ассаляму алейкум, как читать джаназа намаз по умершим мусульманам при сложившихся обстоятельствах? Насколько нам известно, джаназа без омытия умершего не читается. Но зачастую может произойти так, что тело умершего мусульманина положат в герметичный ящик без возможности дальнейшего взаимодействия с телом, а затем поставят перед фактом. Как выйти из подобной ситуации? Также нам известно, что человек, умерший от эпидемии, является шахидом. Не распространяется ли решение шариата в отношении таких людей о том, что их не моют? Ведь шахиды хоронятся без омытия. Помогите разобраться.
 
Ответ: Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракатух.
С именем Аллаха Милостивого Милующего.
 
1) Прежде всего, необходимо разобрать вопрос, подпадает ли человек, умерший от подобной болезни, под определение шахида. И если да, то какие шариатские нормы из этого проистекают и остается ли омовение такого человека обязательным.
1. Человек, умерший от подобной болезни, действительно может считаться шахидом в случае, если он покинул этот мир, будучи мусульманином.
2. Но важно понимать разницу между шахидом, тело которого не омывается и шахидом ахирата, тело которого требует омовения, поскольку в этом мире к нему применимы те же нормы, что и к обычному человеку.
Имам Ибн Абидин (рахматуллахи алейх) пишет следующее:
 
قوله (في الشهيد الكامل) و هو شهيد الدنيا و شهيد الآخرة، و شهادة الدنيا بعدم الغسل إلا لنجاسة أصابته غير دمه كما في أبي السعود. و شهادة الآخرة بنيل الثواب الموعود للشهيد
 
«Слова автора (шахид (мученик), в полном смысле этого слова) это – шахид этого мира и шахид ахирата. Мученичество этого мира выражается в отсутствии полного омовения покойника, кроме очищения от наджасы, за исключением его крови, как это упомянуто у Абу Сууда (рахматуллахи алейх). Мученичество ахирата выражается в получении шахидом обещанного вознаграждения».
 
2) Полное омовение умершего человека является религиозной необходимостью и условием действительности джаназа намаза.
 
В энциклопедии фикха «Аль-Маусу’а Аль-Фикхия» приводится позиция четырёх мазхабов по этому вопросу:
 
أما عند الحنفية و جمهور الشافعية و المالكية فلا يصلَّى عليه، لأن بعضهم يشترط لصحة الصلاة على الجنازة تقدم غسل الميت، و بعضهم يشترط حضوره أو أكثره، فلما تعذر غسله و تيممه لم يصلَّى عليه لفوات الشرط
 
«По мнению ханафитских ученых, большинства шафиитских и маликитских ученых, намаз джаназа для них (умерших мусульман, полное омовение которых не произвели) не читается, поскольку, по их мнению, гусль умершего человека является условием действительности джаназа намаза. Более того, наличие тела умершего или большей его части, также является условием. Следовательно, намаз не читается при отсутствии гусля или таяммума из-за потери условия действительности.»
 
3) Помимо того, все мусульмане несут ответственность за исполнение религиозных предписаний в отношении умерших братьев. Значит, каждый из нас должен приложить все усилия для того, чтобы тело умершего было омыто и над ним был прочитан намаз.
Но в данном случае, обстоятельства могут сложиться так, что тело не будет омыто, а тело положат в герметичный ящик без возможности дальнейшего взаимодействия.
 
В таком случае Имам Ибн Абидин (рахматуллахи алейх) склоняется к следующему:
 
فی رد المحتار: وإن دفن وأهیل علیه التراب بغیر صلاة أو بها بلا غسل او ممن لا ولایة له صلی علی قبرہ استحسانا مالم یغلب علی الظن تفسخه من غیر تقدیر هو الأصح ۔
 
۔ و قال الکرخی: یصلی، وهو الاستحسان لأن الأولی لم یعتد بها لترك الشرط مع الإمکان والآن زال الإمکان فسقطت فرضیة الغسل . 
 
«Если тело умершего человека было помещено в могилу и закопано, а намаз джаназа над ним не был прочитан или был прочитан, но без полного омовения покойного или был прочитан тем, кто не обладал первостепенным правом быть имамом (вали), то намаз должен быть прочитан перед могилой, в соответствии с истихсаном, пока не появилась уверенность в том, что тело разлагается без определения каких либо временных рамок. Это наиболее верное мнение.
Аль-Кархи (рахматуллахи алейх) сказал: в этом случае намаз должен быть прочитан (перед могилой). Это - истихсан.

Поскольку до погребения намаз не мог быть прочитан, по причине отсутствия условия (действительности намаза) при наличии возможности осуществить полное омовение покойного. Сейчас же (после погребения), возможность осуществить полного омовения отсутствует, следовательно, обязательность омовения аннулируется.»
 
Вывод: в случае, если возможность произвести полное омовение умершего человека будет безвозвратно утрачена, то намаз джаназа должен быть прочитан перед могилой после погребения покойника.
 
А Аллах знает лучше.

Другие фетвы

Персона
Избран 17 апреля 2013 года
Персона
с 1992 года по 1998 год
Персона
с 1998 года по 2011 год
Персона
с 2011 года по 2013 год

Расписание намазов

Фaджр
Шурук
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Архив новостей