Советское религиозное прошлое

10 апреля 2012 года 17:48

Беседа с кандидатом социологических наук, преподавателем КФУ, сотрудником государственного учреждения "Научный центр безопасности жизнедеятельности детей" Мансуром Вилевичем Кильдеевым.

- Мансур Вилевич, в область Вашего научного интереса и исследований входит изучение религиозности населения в советское время. Чем уникально это исследование?

- На сегодняшний день многие исследователи изучают религиозность населения в нашем Среднем Поволжье. Исследования разные и по применяемым методам и по своему научному уровню. Меня заинтересовала тема, каким образом исследовалась религиозность населения в советское время.

Надо начать с того, что сам статус социологии в советском обществе был маргинальным. Социология считалась буржуазной лженаукой. Соответственно  все, что делалось в этом направлении, жестко контролировалось по идеологической линии. Поэтому не у многих возникало желание заниматься этой темой. Так продолжалось до 60-х годов.

Советское государство поняло, что оно не владеет информацией об обществе, а единственный объективный способом измерить градус настроения общества -  социологические исследования.   В 1961 году появился Институт научного атеизма в Москве, который занимался координацией подобных исследований по всей стране. К проведению исследований привлекались местные ученые из университетов. В Казани, например, к исследованиям были привлечены ученые историко-филологического факультета Казанского университета.  По официальным социологическим сводкам  и газетным публикациям того времени, религиозность в стране  катилась на убыль.  Комсомольцам (то есть молодому поколению в целом), например, запрещалось посещать религиозные собрания. Среди  тех, кто постарше велась мощная антирелигиозная пропаганда. Однако, как только начали проводить  социологические исследования на эту тему, выяснилось, что в русских областях 10%, а в республиках 20- 30% населения открыто признают, что они верят в Бога или в Аллаха . Даже эти данные не точны, и возможно, религиозных людей было больше.  Представьте себе, что гражданина СССР спрашивают о его религиозных воззрениях. Он не будет отвечать, что думает на самом деле, ведь согласно идеологическим установкам того времени, религиозными являются только престарелые люди, чье  личностное формирование пришлось на дореволюционное время.  Тем не менее, в процессе исследований выясняется, что среди молодежи тоже есть религиозные люди. Так исследованием, проведенным социологами КГУ в 1966 году, выяснилось,  что 4% молодежи до 29 лет – сознательные верующие. Это для нас кажется небольшим показателем, а для тех времен это была настоящая информационная бомба. До этого считалось, что юноши и девушки приходят в церковь или мечеть под давлением старших.

- Какими были общие показатели первого репрезентативного исследования 1966 года?

- Было опрошено около 10 тысяч человек, в соответствии с данными переписи, 65% русских и 35 % татар. Исследование показало следующую картину: татарское население религиозней русского; среди татар верующих было 25%, среди русских – 19%. Все это имело идеологический  резонанс и в татарском обкоме были приняты меры.

- Через 20 лет, в 1987 году, было проведено повторное исследование. Какие результаты оно показало?

- Во второй половине 80-х, при «перестройке» в республике социологии было много. Каждый год проводилось около 100 исследований на разные темы. Исследования религиозности  были неоднократно проведены в Казани, в районах. Самое масштабное исследование охватило Казань и Арский район.Основную часть верующих в 1966 году составляли женщины (80%), как правило пенсионного возраста.  Типичный верующий – бабушка с уровнем образования не выше начальной школы. В 87-м году поколение верующих бабушек и дедушек 60-х должно было уйти, и на смену ему придти поколение пенсионеров-атеистов. Но картина, которую показало исследование, была несколько иная. Среди опрошенных пенсионеров уже 2/3 составляли верующие. Получается, эти около 70 процентов людей в 60-е годы скрыли свои религиозные воззрения. Или же всю жизнь были атеистами и под ее конец уверовали. Далее исследования показали, что среди православных  количество верующих явно уменьшалось, а по мусульманам была противоположная тенденция – увеличилось количество верующих как среди старшей возрастной категории, так и среди молодежи и даже среди членов партии. В Татарстане есть Нурлатский район, он очень интересен с точки зрения социологии религии тем, что там еще в советские времена действовали целых 5 мечетей. Это из 16 вообще существовавших в ТАССР на тот момент. Контроль со стороны обкома  был ослаблен. Советская власть была вынуждена считаться с верующими. Партийные работники, председатели колхозов, сельсоветов  смирились, что на мусульманские праздники работники колхозов поголовно не выходили на работу, а некоторые руководители сами  участвовали в них и посещали  мечеть. 

- Изменились ли показатели количества верующей молодежи?

- Если в исследовании 1966 года было зарегистрировано 4% верующей молодежи, то в 87-м этот показатель составил 10-15% на территории современного Татарстана. Что интересно, в 87-м году уровень религиозности в Арском районе был выше, чем, например, в Узбекистане. Все это говорит о том, что понятие идеологического вакуума после падения советского строя сильно преувеличено.Сотни новых татарских мечетей появились не на пустом месте. Еще в  86 году партийные органы предупреждали, что не сегодня-завтра в Татарстане верующие попросят разрешение на строительство 600 мечетей. Хотя многие по-прежнему считают, что религиозное возрождение в Татарстане началось с визита в республику саудовских или катарских проповедников. Мы видим, что это не так. 

Беседовала Гузель Максютова

можно добавить:  когда готовилась эта публикация стало известно, что наш собеседник получил грант Российского государственного научного фонда 12-03-18003 для работы над темой «Историко-социологическое исследование религиозности мусульманского населения Поволжья»

www.e-umma.ru

 

Другие журналы

Акция к 70-летию Победы в ВОВ "Мы едины, потому непобедимы"

На фоне возрастающей агрессии вокруг народу крайне важно помнить о его единении, о том, что...

04 марта 2015 года 14:36

В Татарстане проходит акция «Шамаиль моей семьи»

- Цель акции в том, чтобы пробудить у всех верующих татар республики интерес к национальному...

02 марта 2015 года 10:36

Татарстан и Турция создадут центр по изучению старых книг и рукописей

Центр по изучению старых книг и рукописей договорились создать муфтий Татарстана Камиль хазрат...

18 февраля 2015 года 13:28

Рустам Батыр: «Российский Коран татар – основа татарстанской модели»

Шамаиль — старинное искусство мусульманской каллиграфии, ставшее неотъемлемой частью духовного...

17 февраля 2015 года 10:26
Персона
Избран 17 апреля 2013 года
Персона
с 1992 года по 1998 год
Персона
с 1998 года по 2011 год
Персона
с 2011 года по 2013 год

Расписание намазов

Фaджр
Шурук
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Архив новостей