Слово идеология происходит от греческого (ιδεα — прообраз, идея; и λογος — слово, разум, учение). Это система концептуально оформленных взглядов и идей, выражающая интересы различных социальных классов, групп, обществ, в которой осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также либо санкционируются существующие в обществе формы господства и власти (консервативные идеологии), либо обосновываются их преобразования (радикальные, революционные идеологии).
Нам известно что в мире существует множество идеологий. Кроме того, они могут представлять собой как политические, так и религиозные идеологии. Что касается Ислама, то эта идеология утверждает, что над вселенной, человеком и жизнью стоит Создатель всего сущего и им является Всевышний Аллах. Поэтому основой Ислама является вера в существование Всевышнего Аллаха. Религия и шариат для мусульманина – это свод законов и кодексов, определенных Всевышним Аллахом, используя и придерживаясь которых, он достигает счастья в этой земной жизни и заслужит рай в следующей. Ислам – это определенный образ жизни, упорядоченная, последовательная и целостная система руководства жизнью.
Идеологии, утверждающие, что их источник – откровение, должны быть подвержены серии испытаний, первое и наиболее важное из которых – последовательность. Надо искать два типа последовательности – внутреннюю и внешнюю. Внутренняя последовательность означает, что одно утверждение в книге не должно противоречить другому из этой же самой книги. Внешняя последовательность означает, что утверждение из книги не должно противоречить общеизвестным фактам, будут ли они из области психологии, физики, химии, истории, географии, биологии и т.д. «Почему они не изучат Коран? Если он дан из другого источника, чем от Бога, он, безусловно, будет полон противоречий» (Коран 82:4).
В наше время очень много различных сект и вероисповеданий. Настолько, что определить их истинное предназначение и разобраться в истинности той или иной порой очень сложно. Проявление чрезмерности и недостаток в чём-либо всегда порицались: мудрыми людьми порицается чрезмерность в любви к мирскому; медиками порицаются недостаток в лекарственном средстве и переизбыток; спортивными тренерами порицаются чрезмерность в тренировках; диетологами порицаются излишество или недостаток в микроэлементах, витаминах, макроэлементах и т. д. Известно множество хадисов, в которых упоминается о том, что религия Ислам является срединной (на арабском الوسطية васатыя – «срединность», الوسط васат – «середина»). Срединность – путь, которому следовали Пророки (да благославит их Аллах и приветствует) в своем методе донесения светлого послания Ислама до людей. Это такая особенность Ислама, что при ее отсутствии закладываются основы нетерпимости и фанатизма. Когда Всевышний сделал "васатыю" руководством для мусульман в их интеллектуальной, духовной и общественной деятельности, он наделил их религию таким свойством, что она всегда остается подходящей для любого времени и места, для любой страны и человека не зависимо от его расовой или этнической принадлежности. Васатыя - срединный исламский путь, который способствует достижению гармонии и мирного сосуществования между всеми людьми, несмотря на их различия, потребности и особенности.
Сейчас для нашей уммы очень важно подвести итоги и выработать верный путь общения с внешним миром. Ибо сегодня необходимо чтобы исламская умма заняла свое достойное место в социальном мире, приобрела влияние и добилась успехов. Выбор срединного исламского пути это выбор сущности ислама. "Васатыя" выражает собой несколько значений: доброта, умеренность, толерантность, дружелюбие и терпимость. Не говоря уже о том, что "васатыя" - это уважение мнения другого, проявление милосердия и мирное сосуществование с ним. Тот, кто будет руководствоваться в жизни этими понятиями, обязательно постигнет сущности ислама и поймет его потребности. Этот термин не продукт современной эпохи, а исконно коранический термин. Его издавно использовали в качестве аргумента наши ученные-факихи. К примеру, тот, кто прочитает книгу «аль-Акидат-уль-Тахавия», много раз встретит термин «аль-васат» (середина) в хадисе о вероубеждении «ахль ас-сунна ва-ал-джамаа» («людей сунны и согласия»). Также этот термин использовали наши праведные имамы. О термине васатыя свидетельствуют Коран, Сунна и образ жизни мусульман первых поколений. В Коране говорится: «Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всем человечестве, а Посланник свидетельствовал о вас самих» (2:143). Умма избегающая крайностей в любом их проявлении и прочно держащаяся середины, является образцом толерантности и умеренности. Ислам это религия, которая гармонично совмещает мирскую жизнь с духовной, а мусульмане любят и чтят всех божьих пророков. Согласно привиденному выше кораническому аяту в День воскресения мусульманская община будет свидетельствовать против других общин, когда Аллах спросит Посланников, донесли ли они истину до человечества, а неверующие народы станут отрицать то, что им была известна истина. Вот тогда пророки приведут мусульман в качестве свидетелей собственной правдивости, а Пророк Мухаммад подтвердит правдивость самих мусульман. В языковом значении же «васатыя» ограничивается такими понятиями, как справедливость, равновесие, примирение, правосудие, прямота, правдивость, толерантность. Однако, наиболее распространенное понятие в наше время "васатыи" это умеренность в убеждениях, в отношении с людьми, умение идти на диалог с представителями разных культур и верований. Одним словом, «васатыя» это показатель справедливости и срединности исламской уммы. Ибо ислам умеренная религия, не сбившаяся с истинного пути, и совместимая с реальной действительностью. Множество коранических аятов и хадисов Пророка свидетельствуют о срединном исламском пути. К примеру, упомянутый аят: « Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины (2:143)» или аят «Когда они делают пожертвования, то не расточительствуют и не скупятся, а придерживаются середины между этими крайностями» (25:67). Пророк Мухаммад сказал: «Воистину Ислам великая религия! Войди в нее с добротой и мягкостью. Ибо отставший хоть и не щадит спины верблюда, не проедет нужного расстояния» (Передал Баззар со слов Джабира. Т. е. поспешными и необдуманными решениями, нетерпимостью и фанатизмом мусульманин ничего не добьется, a будет все дальше и дальше удалятся от своей религии). «Воистину религия - облегчение! И не препирайтесь относительно религии, а то устанете и охладете к ней. Направляйте же людей на правильный путь, сближайте их и радуйте» (Привели в своих сборниках Бухари и Муслим).
Также передают, что Пророк сказал: «Лучше умеренно, по мере сил соблюдать «сунну», чем переусердствовать в нововведениях и ереси» (Привел в своем сборнике хадисов имам Табарани). В многочисленных хадисах Посланника Аллаха Мухаммада (мир ему и благословение) передаётся, что упущения и проявления излишества в религии – это не путь истинного мусульманина:«Поистине признаком почитания Аллаха Всевышнего является проявление уважения по отношению к знающему наизусть Коран, который не излишествует в отношении него и не делает упущений» (Абу Дауд). Передают, что имам Хасан аль-Басри говорил: «Эта религия теряется между крайностью и халатностью».
«Васатыя» - это равновесие, которое в равной степени удерживает человека от впадания в крайность и неумеренность и наоборот от равнодушия и халатности в вероубеждении, в исполнении религиозных обрядов, в решении вопросов богословско-правового характера («иджтихаде»), в шариатских законах, при вынесении фетв и взаимодействии культуp.
Председатель ЦРО - ДУМ РТ
Муфтий Илдус хазрат Файзов
www.e-umma.ru