Этническую одежду в культуре этноса во втором десятилетии XXI века можно рассматривать как результат переосмысления традиционализма в ситуациях прерывания эволюционной цепочки развития традиционной культуры этноса.
Рынок одежды сегодня - один из наиболее динамично развивающихся рынков в России. На долю иностранных поставщиков уже сегодня приходится около 80% всех продаж на этом рынке.
Специалисты модельного бизнеса обсуждают вопросы: «Нужна ли нам этническая одежда при сегодняшнем богатстве выбора среди новых и от сезона к сезону все более модных изысков дизайнеров всего мира?»
В мире моды и дизайна появился лозунг «Национальная одежда должна быть современной, а современная - национальной». Этническую одежду дизайнеры и модельеры разделяют на этнографический костюм, выполненный по всем стилевым правилам, и этнические мотивы (традиционная расцветка, особенности кроя и другие этнические фрагменты). Обзор различных модных женских журналов свидетельствует о том, что очередной раз одним из модных трендов сезона 2011-2012 годов является этнический стиль. Этнический стиль рассматривается ими не как имитация традиционной одежды, а как сплав из деталей, рисунков, способов кроя, методов декоративной отделки, характерных для одного или нескольких этносов.
Одно из направлений такого сплава — «стильная и оригинальная этническая одежда как сочетание восточной экзотики и европейского комфорта». Эта одежда нивелирует социальный статус, национальность, возраст и пол, так как, по мнению дизайнеров одежды, они не являются важными.
Кроме того, этнический стиль рассматривают как «симптом глобализации, против которого не будут выступать даже самые радикальные антиглобалисты». По мнению одних специалистов, потребители выбирают такую одежду потому, что она удобна и универсальна. По мнению других специалистов, основные причины популярности этнического стиля в мире моды связаны с такими его характеристиками, как «свобода, многообразие, естественность, яркость».
Этнический стиль привлекает потребителей экзотичностью, самобытностью, разнообразием вариаций, возможностью создавать индивидуальный неповторимый образ.
Выделяют следующие популярные направления этники в 2011-2012 годах:
- Американский, африканский, индийский этнические стили в одежде;
- Традиции мусульманских стран в современной моде. Модными этническими хитами являются такие элементы традиционного мусульманского гардероба, как штаны-шаровары, шелковые головные платки, накидки из прозрачной ткани.
В молодежной среде выделяют следующие этно-направления: этномилитари, ультра-этно, этно hand made, rockabilly, гламурное этно.
В Интернете, на виртуальных страницах одного женского журнала, проводился опрос. Респондентам, пользователям сети, задавался один вопрос с двумя вариантами ответа: «Нравится ли вам одежда в этническом стиле?» Вариант «Да, отличный тренд для осени» выбрало 95,2% респондентов. Второй вариант - «Мне эта пестрота глаза режет» - выбрала 4,8% респондентов.
ВКонтакте создана открытая группа «САХТИАН». Её руководитель - художник РТ и РФ, экс-директор Арской фабрики, ныне руководитель ООО «Сахтиан», фирмы по производству кожаных изделий по татарским национальным традициям. В группе 279 человек. Анализ сообщений участников форума свидетельствует о большом потребительском интересе к ичигам, мужским повседневным чувякам. Основные пожелания потребителей и клиентов магазина свидетельствуют о неудовлетворенном спросе на национальную обувь.
Одна из тенденций рынка одежды - рост фирм по пошиву и продаже национальной одежды и её элементов; появление этномагазинов, в ассортименте которых есть этническая одежда. Ателье татарского костюма и мусульманской одежды «LuiZa». В ассортименте ателье, которое работает с 2001 года, татарские костюмы, костюмы и одежда для мусульман, татарские национальные головные уборы, татарская национальная обувь, VIP-подарки, сценическая одежда и костюмы для творческих коллективов. На сайте размещены 3 публикации о мусульманской одежде, 49 публикаций в разделе «Из истории татарского костюма», в том числе таких ученых, как Суслова СВ., Валеев Ф.Т., Сатарова Л.И., Сафина Ф.Ш., Валеева-Сулейманова Г.Ф., Ша-рифуллина Ф.Л., Атнагулов И.Р. и другие. Посетителям сайта и ателье предоставлена возможность познакомиться с книгой Р.Мухамедовой «Татарская народная одежда» и Ф.Гуловой «Татарская народная вышивка». Кроме того, есть подборка материалов об этнической одежде азербайджанцев, грузин, киргизов, коми-пермяков, кабардинцев, марийцев, русских, туркмен, удмуртов, узбеков, украинцев, чувашей и других народов. Все они являются надежными источниками информации для клиентов и работников ателье.
В виртуальном рыночном пространстве становится больше информационных ресурсов о возможностях потребителей удовлетворить спрос на этнику. Один из таких ресурсов - Tat BRAND. В каталоге этого сайта есть такие позиции, как «татарская национальная одежда». В каталоге есть только один предмет национальной одежды: тюбетейка.
В августе 2011 года в агентстве инвестиционного развития Республики Татарстан состоялось третье заседание конкурсной комиссии по защите бизнес-проектов по направлению «развитие народных художественных промыслов и ремёсел Республики Татарстан». Было представлено 85 проектов малого и среднего предпринимательства. 47 из них разработаны казанскими предпринимателями.
Как представлены этнические мотивы, этнические цитаты в структуре рыночного предложения местных производителей одежды, обуви и аксессуаров? Для этого были проанализированы сайты рыночных игроков, которые вошли в ТОП «100 лучших товаров Татарстана» в категории промышленные товары для населения. Рынок одежды был представлен такими брендами-лидерами, как «Мелита» (мужское пальто), «Адонис» (костюм для мальчика школьного возраста), «Спартак» (полуботинки мужские).
Таким образом, на рынке одежды сегодня сформировался достаточно устойчивый спрос на этническую одежду. Этот спрос связан с удовлетворением таких потребностей, как самовыражение, индивидуализм. Одна из сфер её применения - праздники как семейные, так и корпоративные. Благодаря тенденциям моды, этническая одежда (этнические мотивы, этнические цитаты) становятся элементом повседневности. Данный материал позволил сформулировать и некоторые исследовательские гипотезы, которые можно сформулировать через постановку вопросов: может ли этника быть одним из факторов, усиливающих рыночную позицию местных, региональных брендов и стать одним из элементов их конкурентного позиционирования? Использование этнического стиля в одежде местными производителя в стратегиях позиционирования будет реставрацией или реанимацией этничности на рынке одежды и как это будет соотноситься с процессами модернизации экономики?
Надежда Васильевна Рычкова,
доцент Казанского национального
исследовательского технологического
университета, кандидат исторических наук.
В Интернете, на виртуальных страницах одного женского журнала, проводил
Источник: www.e-umma.ru