Исламский дизайн

19 декабря 2011 года 16:28

Исламский дизайн. Что это? Есть ли сегодня такие понятия как «мусульманский дизайн» и «мусульманская архитектура»? Что им свойственно? Что стоит использовать, невзирая на конфессиональность, и что уже вошло в золотой фонд мирового дизайна? Насколько правильным является использование термина «исламский дизайн»?

Как правило, когда люди интересуются исламским дизайном, им предлагают ознакомиться с творчеством таких известных людей, как Карим Рашид и Заха Хадид.

Это этнические мусульмане, нашедшие себя в мире подобного искусства. Заха Хадид — британский архитектор арабского происхождения, представительница деконструктивизма. В 2004 году стала первой в истории женщиной-архитектором, награждённой Притцкеровской премией. Карим Рашид — известный промышленный дизайнер Карим Рашид запустил в производство около 2500 разработок, включая проекты дизайна мебели, посуды, модных аксессуаров, упаковки, фурнитуры, осветительных приборов, а также интерьеры, инсталляции и прочие архитектурные проекты.

Однако эти дизайнеры никак не заявляют, кроме как своим происхождением, об исламском направлении их дизайна.

По-мнению некоторых экспертов, исламский дизайн отражает квази-кристаллическую геометрию в симметричных и многоугольных формах. С их помощью он создаёт узоры, которые могут бесконечно продолжаться, ни разу не повторившись. До нынешнего момента традиционная точка зрения заключалась в том, что сложные звёздчато-многоугольные орнаменты исламского дизайна брали начало от зигзагообразных линий, прочерченных с помощью прямоугольных линеек и циркуля.

Молодой казанский архитектор Илдар Кэрим считает само понятие исламского дизайна довольно расплывчатым:

- Что считать элементами исламского дизайна? Принято считать, он находит свое отражение только в каллиграфии, арабесках, мозаике. В основном это дизайн интерьера, выраженный в прикладном искусстве, основанном на каллиграфии и геометрии форм. Каллиграфия как искусство настолько разнообразна, что по сей день она развивается, идет постоянный поиск новых форм. Разнообразие работ в этом виде искусств можно увидеть и в Татарстане, если посмотреть на шамаили таких известных каллиграфов Татарстана, как Наджип Наккаш и Владимир Попов, то мы увидим, что у первого в основе всех работ лежит традиционализм, а вот второй художник –авангардист. У татар понятие исламского дизайна в интерьере применимо только в одном – шамаилях.

То, что мы называем исламским дизайном, сегодня не что иное, как прикладное искусство арабов. Естественно татары, в связи с принятием ислама, переняли часть этого искусства. Но до сих пор мы не можем сравнивать искусство мусульманских народов, например, Поволжья и какой-нибудь арабской страны. Разница большая. Дело в том, что на татарское прикладное искусство, помимо исламского, до сих пор оказывают влияние традиции предков-язычников, традиции народов, с которыми предки татар тесно соприкасались. Если брать современное татарское жилище, то единственным отличием от европейского можно считать наличие шамаилей. А раньше дом татарина делился на две половины – мужскую и женскую, что является так же следствием влияния исламских традиций. Об этом подробно можно прочитать в книге кандидата исторических наук Диляры Сулеймановы «Интерьер татарского дома».

В современной архитектуре Казани проглядываются элементы исламского искусства. Так, например, здание Сбербанка на ул. Бутлерова построено вокруг фонтана. Как известно, мусульманские медресе востока строились вокруг фонтана во дворе, где шакирды совершали омовение. Это пример дизайна, функционального для мусульман когда-то, но пересмотренного в современности и оцениваемого как «исламский».

Чисто исламского дизайна не встретишь нигде. Везде есть только элементы. Например, в мавзолее Гумбез Манаса в Кыргызтане можно увидеть элементы христианского культа, культа зороастрийцев и арабскую каллиграфию.

По мнению другого эксперта, художника и архитектора Рафаэля Мустаева, исламский дизайн выражается, помимо форм и традиционного орнамента, еще и своей структурой, а в архитектуре, помимо прочего, своим назначением и функционалом.
- Понятно, есть культовые сооружения, такие как мечети, медресе, храмовые комплексы, но, помимо прочего, есть некоторые востребованные аспекты в строительстве и планировке жилищ современных мусульман, учитывающие их требования. Так в современных многоквартирных домах для мусульманских семей предпочтительно иметь две уборные, одна общая, а другая – для женщин (мамы, жены, сестры, дочерей), а холл и гостиная должны быть отделены от остального жилого пространства. Здесь главное требование в проектировании – разделение жилой и гостевой зоны и чтобы при входе в квартиру случайные прохожие на лестничной клетке или соседи не могли увидеть, что происходит внутри жилой зоны квартиры. Поэтому требование для мусульманских квартир – это укромность жилых и функциональных зон квартиры. Кстати, во многих мусульманских странах с жарким климатом именно такие комнаты скрыты от внешних глаз с улицы красивым каменным оконным орнаментом. В индивидуальном домостроении главное требование остается тем же, поэтому здесь главным фактором выступает планировка дома и внутридворового пространства, как это можно встретить в Средней Азии, в частности в Узбекистане. 
Что касается дизайна и стилистики здания, то, на мой взгляд, любое здание или его фасад можно выразить в мусульманской традиции. Здесь хорошо подойдут такие элементы, как стрельчатые окна, орнамент, сводчатые крыши и другое. Вопрос как это будет выглядеть, и возможно ли это для применения в современных городах или микрорайоне до сих пор остается открытым для архитекторов и дизайнеров.

Подготовила Гузель Максютова

Источник: www.e-umma.ru

 

Другие журналы

Ислам в СССР. Смутное время 20-х

13 января 2012 года 14:06

Мазхабы в исламе

10 января 2012 года 08:30

Молодежный ислам

10 января 2012 года 08:28
Персона
Избран 17 апреля 2013 года
Персона
с 1992 года по 1998 год
Персона
с 1998 года по 2011 год
Персона
с 2011 года по 2013 год

Расписание намазов

Фaджр
Шурук
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Архив новостей