6 сентября 2011 года Центр евразийских и международных исследований Казанского (Приволжского) федерального университета провел научно-практический семинар «Ислам в Татарстане: постсоветский период» с участием профессорско-преподавательского и студенческого состава университетов Германии. Немецкие коллеги специально приехали в Татарстан, чтобы познакомиться с опытом мирного сосуществования двух конфессий – православия и ислама – в Поволжье.
Открывая работу семинара, директор Центра евразийских и международных исследований Булат Ягудин напомнил его участникам о том, что Казанский университет благодарен своему становлению именно немецким профессорам, которые в XIX веке приехали в Казань специально для того, чтобы развивать науку в Поволжье. Именно немецкие ученые стояли у истоков казанского востоковедения, известного во всем мире.
Доцент кафедры политологии, социологии и менеджмента Казанского государственного технического университета Екатерина Ходжаева дала обзор истории ислама в Татарстане и его современного положения. В своем выступлении казанский социолог привела количественные соотношения религиозных общин разных конфессий в Татарстане за последние двадцать лет, сделав акцент на численности мусульманской уммы региона.
Заведующий Отделом истории общественной мысли и исламоведения Института истории Академии наук Республики Татарстан Дамир Шагавиевподробно остановился на традиционном для татар исламе ханафитского мазхаба. Также он поведал о том, как устроена система религиозного мусульманского образования в Татарстане.
Руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Раис Сулейманов выступил с докладом «Радикальные формы зарубежного ислама в Татарстане: конфликтный потенциал и меры противодействия». В своем выступлении эксперт рассказал о проникновении в Татарстан идеологии ваххабизма, Хизб-ут-Тахрира, Джамаата Таблиг, Такфира аль-Хиджра и «Братьев-мусульман» («Ихван аль-Муслимун») и его последствиях. «События 25 ноября 2010 года в Нурлатском районе Татарстана, в ходе которых была обнаружена и впоследствии ликвидирована банда боевиков-фундаменталистов, открыли глаза всем, кто еще по наивности думал, что ваххабизм – это всего лишь «страшилки». «Нурлатский синдром» показал реальность повторения в Татарстане северокавказского сценария развития событий», - высказал свою мысль Раис Сулейманов. По его мнению, твердая политика нового муфтия Татарстана Ильдуса Фаизова по сохранению традиционного для татар ислама ханафитского мазхаба дала свои положительные результаты: и на государственном, и на общественном уровне радикальный исламизм стал восприниматься как реальная угроза и порицаться. Однако говорить об однозначных успехах пока рано: ваххабизм стал мимикрировать и перешел в крипто-фазу. Многие ваххабиты, осознавая изменившуюся ситуацию в обществе, стали изображать из себя сторонников традиционного ислама.
Немецкие участники семинара внимательно слушали выступавших докладчиков и после каждого задавали множество вопросов. Так, к примеру, они удивлялись большому количеству межнациональных и межконфессиональных браков среди населения Татарстана. Им было непонятно, как это возможно, чтобы, к примеру, татарин женился на русской, заводил с ней семью и мог прожить с ней всю жизнь. Удивляло немцев и то, что в Татарстане считается нормальным взаимное поздравление мусульман и христиан с религиозными праздниками друг друга. Задали они и такой вопрос: «Почему Старо-татарская слобода в Казани выглядит такой неухоженной и разрушенной? Это специально так городская мэрия делает?» Вопрос остался риторически без ответа.
В итоге работа семинара продемонстрировала огромный интерес немецкой профессуры и студентов (многие из которых занимаются востоковедением) к исламской проблематике Татарстана, что в дальнейшем приведет к расширению сотрудничества между казанским и германскими университетами в деле изучения ислама в России.
Гузель МАКСЮТОВА
www.e-umma.ru