Научный ислам

12 декабря 2011 года 11:00

В столице Татарстана с 1 по 2 декабря 2011 года состоялась международная научно-практическая конференция «Обновленческие движения в Исламе».

Организаторы конференции: Казанский федеральный университет, Российский исламский университет, международная межправительственная Исламская организация по образованию, науке и культуре (ISESCO) при ОИС (ОИК).

В ходе конференции была затронута тема религиозного и светского образования, а также инициативы государства в распределении ролей мусульманской теологии  в религиозных вузах и исламоведения в светских.

По мнению к.и.н., с.н.с. Института истории АНТ Дамира МавлявиевичаИсхакова политику государства в области этого специфического образования нельзя рассматривать без обращения к истории татар. А именно, его удивило, что государство сводит «татарский» ислам к посещению Булгар, где мусульмане совершают языческие обряды. Дамир Исхаков считает, что ислам на территории России имеет более широкое распространение, а значит, и больше интерпретаций. Все это ведет к тому, что преподавание исламской теологии в вузах должно быть основано на многообразии проявлений ислама в России.

Затрагивая вопрос об институционализации мусульманского образования, Рафик Мухаметшин рассказал присутствующим, что по стандарту «мусульманская теология» работают пять российских вузов, из которых три - государственные. «Процесс институционализации уже начат. Пока мы выдаем дипломы бакалавра, но уже в этом году будем выпускать магистрантов, а также планируем обучать аспирантов»,- сообщил он.

Что касается исламоведческого образования, то, как оказалось, опыт в подготовке исламоведов в России небольшой. Рафик Мухаметшин упомянул Московский государственный университет, который готовит востоковедов, в том числе, и с исламоведческим уклоном. Также в Казанском федеральном университете с 2011 учебного года стали готовить специалистов по направлению "Зарубежное регионоведение". Выпускает специалистов кафедра регионоведения и исламоведения Института востоковедения КФУ, созданная в декабре прошлого года. «Но нужно учесть, что в российском образовательном стандарте нет «исламоведов», - уточнил Рафик Мухаметшевич, - а институанализация подразумевает такие стандарты. С этой точки зрения проблемы есть». Присутствующие задались вопросом: может ли мусульманский теолог быть исламоведом и наоборот. Известно, что у профессора ИСАА МГУ Дмитрия Фролова, так же выступающего с докладом на конференции, был студент, который писал дипломную работу по ангелам, упомянутым в Священном писании. Если бы такую же работу написал мусульманин, он назывался бы мусульманским теологом и богословом. Выходит разграничения между мусульманской теологией и исламоведением заключаются во внутренних убеждениях и мировоззренческих установках? «Это выходит за пределы научных ценностей. У меня нет четких представлений по этому поводу», - заявил Рафик Мухаметшин.

В России проблема институанализации исламоведческого образования стоит острее в отличие от мусульманской теологии, где решены правовые аспекты вопроса - уже есть определенные разработанные стандарты, которым следуют в преподавании теологии.

Возвращаясь к затронутому в начале выступлений Дамиром Исхаковым вопросу о мусульманской образовательной системе и татарских традициях, Рафик Мухаметшин отметил, что для татар очень важно осмысление традиционных ценностей. Он посчитал, что Дамир Исхаков к булгарской проблематике относится как ученый. В основе научной проблемы лежит давний спор между булгаристами, которые абсолютизируют только булгарский компонент в традициях, генах современных татар, и теми, кто считает, что золотоордынский компонент тоже имеет место быть. Но в данном аспекте речь идет просто о разных уровнях восприятия ислама. Символ Булгаров важнее, чем какая-то научная проблема, так как он собирает всех российских мусульман вокруг какого-то центра. Понятно, что истоки ислама в Среднем Поволжье разные. Но с тех пор тут сложились многовековые традиции.

 «Опасения абсолютизации булгарского фактора я не вижу. На уровне обыденного восприятия традиций религии символы нужны», – заявил Рафик Мухаметшин.  Он выразил сожаление о том, что у татар в отличие от народов Средней Азии этих символов мало. «Конечно, во всех традициях много языческого, но нужно научится очищать зерна от плевел», - продолжил он.

России еще предстоит выстраивание целостной системы исламоведческого образования. Для этого потребуется координация усилий исламоведов и теологов.

Очень важно, что сейчас негосударственные мусульманские учебные заведения имеют право на федеральные дотации. Ректор РИУ в шутку пригрозил, что разведет конкуренцию светским вузам в этом направлении.

Валиулла Якупов, кандидат исторических наук:

“ Мусульманское сообщество в последние годы очень довольно темпами развития исламоведческого , религиоведческого и теологического образования. Еще на съезде 1995 года мы приняли резолюцию по мусульманскому образованию, где и поставили задачу для мусульманских учебных учреждений достичь такого уровня, где выпускаются доктора наук, а также создаются академии наук. Постановление правительства позволило сделать шаги по конвергенции богословского и светского образования, которое осуществляется в федеральных университетах. Это правильно, так как локальная изоляция некоторых медресе приводила к изоляции и уходу от основного развития мейнстрима ислама в РФ. Эта тенденция к взаимному общению федеральных светских и религиозных учебных учреждений доказала свою плодотворность. Федеральное финансирование учебных программ принесло свои плоды.  Позитивный пример - с этого учебного года мы официально ввели во все подведомственные учреждения ДУМ РТ разработанные единые программы обучения. Но еще предстоит много работы. Необходимо создание учебной литературы, и было бы хорошо заложить это в следующие этапы осуществления программы”.

Профессор ИСАА МГУ Дмитрий Фролов:

- С моей точки зрения, рубрики, кто исламовед, а кто мусульманский теолог – условны, особенно для тех, кто причисляет себя к исламской умме. Если человек мусульманин, работает ли он в светском или в религиозном заведении, он остается мусульманином. В Москве одни и те же лекции могут быть прочитаны как в университетах, так и в медресе. В университетах это исламоведение, а в медресе - мусульманская теология.

У нас идет процесс становления системы передачи разным категориям людей знаний об исламе. Всем нужны знания. “Ищите знания, даже в Китае», - говорится в хадисах. Рубрики, о которых мы тут говорим, навязаны не сутью предмета, а административными запросами.  Нужно просто делать общее дело. Мы, в МГУ, пошли на политику интерференции. У нас люди работают везде. Религиозные и нерелигиозные структуры перекрещиваются. При этом институционально остается автономия. И ориентация остается своей, так как исламоведение не покрывается исламской теологией, учитывая то, что в исламоведении рассматриваются сопоставительные аспекты и взгляд извне. Проблема институционализации в том, как реально живой процесс вписать в рамки данной нам административной системы. Если нам это не удастся, то будем страдать от искусственных делений. Перегородки до неба не достают».

Отдельно профессор высказался по вопросу, затронутому предыдущими докладчиками, а именно –  по поводу традиций в исламе.

-  Я считаю, что вопрос кто от кого произошел – это онтологическая проблема и не совсем правильно представлять ее как методологическую. Ислам накатывал из разных источников по-разному. Значит ли это, что это подрывает единство? Чем больше каналов передачи знаний, тем любопытнее феномен ислама в России. Любой тезис, выдвинутый в спорах на эту тему, не влияет ни на внутреннее единство, ни на внешние геополитические интересы.

Кроме народного ислама, как народной традиции, существует местная традиция мусульманской науки, например джадидизм. Это важная традиция, которая выросла из недр самого народа. Если ислам – мировая религия, у него будет местный оттенок и колорит. Ислам не может быть однообразным по самой сути универсальности миссии заключенной в Коране. Даже в Шариате есть четыре признанных мазхаба и гурф (традиция). Изучения гурфа должно быть. Это приоритетное направление исследования, потому что это потом войдет в преподавание. Вспомните о труде “Антология татарской мысли». Если бы он был переведен на иностранные языки, то стал бы экспортным товаром! Давайте будем поддерживать местных производителей идей», - завершил свою речь профессор.

Нияз Сабирзянов

Источник:  www.e-umma.ru

 

Другие журналы

Персона
Избран 17 апреля 2013 года
Персона
с 1992 года по 1998 год
Персона
с 1998 года по 2011 год
Персона
с 2011 года по 2013 год

Расписание намазов

Фaджр
Шурук
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Архив новостей