По всему миру разбросано более 20 миллионов бывших и нынешних наших сограждан. Большая их часть разъехалась по свету в 80-90-е годы прошлого века. Не секрет, что и сегодня подавляющая часть молодежи мечтает уехать в Европу, в Америку, в арабские страны в поисках лучшей доли. Сегодня об этом мы поговорим с доктором социологических наук, профессором, заведующим кафедрой социальной и политической конфликтологии Казанского государственного технологического университета, директором Центра аналитических исследований и разработок Александром Салагаевым.
- Александр Леонидович, так почему же молодые люди стремятся покинуть Россию? Что сподвигает их на такой шаг?
- Чаще всего нас покидает образованная часть молодежи. Обычно молодые люди едут на Запад учиться в магистратуре и потом пытаются там остаться, так как привыкают к условиям местной жизни. Людей привлекает большая комфортность жизни. Я жил в Америке почти год и на своем опыте убедился в том, что условия жизни там лучше, чем в России. И дело не только в элементарных повседневных вещах, таких как городская инфраструктура, быт и т.п. На Западе молодежь находит возможность открытия бизнеса в тех случаях, когда это сложно сделать в России. Для этого там условия намного лучше – низкая стоимость входа в бизнес, дешевые кредиты. В России много предприимчивых и активных людей, которые могут полностью реализоваться только на Западе. Если брать, как пример, Финляндию, то местное население не стремится становиться предпринимателями, выбирая спокойные профессии госслужащих, и потому наши российские бизнесмены там себя чувствуют вольготно.
В России пока очень высок уровень коррупции и предпринимателям сложно добиться справедливости, как это произошло в случае нашумевшего дела Магнитского. Даже практика судов показывает большую разницу - в Европе и США по статистике выносится 20-25% оправдательных приговоров, то есть если человек судится, есть вероятность, что его оправдают, если он прав. У нас этот показатель равен 0,8%. Обвинительный уклон нашей системы очень сильно тормозит ее развитие. Люди не верят судам и правоохранительной системе.
Молодежь все это видит. Ведь она сегодня очень интерактивна. Если раньше молодые люди больше ходили по барам, пили пиво и исповедовали плотоядные интересы, то сейчас появляется новый костяк молодежи, которая не пьет, не курит, занимается спортом, не смотрит телевизор, а сидит в интернете, где обсуждает различные темы. Демотиваторы – совершенно новое явление нашего времени, заменили анекдоты, в которых народ показывал свое отношение к власть имущим в том числе.
- Какова роль религии в формировании молодежи?
- У нового поколение отношение к религии неоднозначное. С одной стороны, они тянутся к духовным ценностям, которые дает религия, с другой стороны – молодежь отталкивает близкая связь религиозных институтов с властью, которую воспринимают не все. Про религиозных деятелей говорят, что они «спят с властью в одной постели». Поэтому, например, православная молодежь уходит в язычество или протестантские секты, а мусульманская в радикальные течения типа Хизб-ат-Тахрир.
Религия всегда была нравственным мерилом человеческой деятельности, и если действия власти были неправомерны, религия осуждала власть и ее аморальные действия. Сейчас идет тотальное одобрение любых действий государственной власти религиозными институтами, что, естественно, отвращает молодежь. В результате она оказывается вне системы вообще. Это очень опасная для общества тенденция, которая ведет к радикализации молодежи.
- Как же должны себя вести религиозные организации?
- Религиозные организации должны немного дистанцироваться от власти. Религия – это духовное и нравственное начало, даже те, кто не верит в Бога, придерживаются тех же правил, что прописаны в религиозных учениях.
Одним из примеров ошибочной, на мой взгляд, позиции религиозных институтов мы можем узреть в оценках событий на Манежной площади. Там были очень разные люди – скинхеды, болельщики-фанаты, простой народ, который был возмущен коррупцией в милиции. Патриарх Кирилл, назвав всех хулиганами и наркоманами, сразу оттолкнул большую часть молодежи. Я считаю, что религиозным деятелям нужно воздерживаться от поспешных оценок, ведь есть риск отвратить людей от религии. Более адекватной была оценка этих событий пермским муфтием и дьяконом Кураевым, которые заявили, что событие вызвано протестом молодежи против коррупции и продажности правоохранительной системы. Не всегда нужно одобрять действия властей, иногда, если мы не можем открыто заявить о своем негативном отношении, лучше промолчать. Сейчас молодежь не просто уезжает на Запад, она внутренне мигрирует, то есть выходит из существующих социальных институтов и сама создает группы, часто радикальные и внесистемные. Власть не совсем это понимает и реагирует, используя только карательные меры. Нужно работать с молодежью. Запретительным методом решать проблему нельзя.
- Как же должна себя вести молодежь?
- Она должна в первую очередь почувствовать себя гражданами – знать свои права и обязанности, уметь общаться с властями. Должна формироваться гражданская позиция для формирования гражданского общества. К сожалению, у нас много аполитичной молодежи.
- Какова роль социальных сетей в формировании такой позиции?
- В различных интернет-блогах и соцсетях обсуждается много случаев и дается их оценка. Радует, что очень часто дается правовая оценка со ссылками на кодексы и конституцию. Но есть и другая сторона медали – посредством Интернета запускаются радикальные идеи. Сайты тоже бывают разными.
- Какую роль играет этнокультурная и конфессиональная самоидентификация в жизни молодых людей?
- Этническая и конфессиональная самоидентификация, безусловно, играет роль в развитии здорового патриотизма, а значит, может удержать молодежь в стране и предотвратить «утечку мозгов». У нас этническая мобилизация прошла в 90-е годы, причем у русских она слегка запоздала. Татары осознали себя представителями своего этноса, а у русских пока еще очень сильно имперское сознание. Это очень негативно влияет на их поведение и отношение ко многим проблемам. Причем власть, возможно, сама культивирует это имперское сознание – вынося на повестку дня такие вопросы, как, например, «Отдадут Курилы или нет?» И большинство русских вообще не беспокоят проблемы воспитания детей и приобщения их к родной культуре, фольклору. Русских используют как «держиморд» для других этносов, поэтому они нередко испытывают такой негатив с их стороны. А русские, которые мыслят этнично, понимают другие народы, осознают важность сохранения традиций и взаимоуважения.
Однако в последнее время это имперское сознание начало рушиться. Этнические конфликты (Кондопога. Сагра и т.п.) показывают, что власть не защищает русских и среди них распространяется мнение, что они самый брошенный народ в России. Нет центров ответственности за русскую культуру и язык, и это плохо. Россия не растит патриотов своей страны и показателем того является большое количество уклонистов от армии, в прошлом году было более 150 тысяч человек по России.
- Что бы вы посоветовали лидерам молодежных движений?
- Надо, прежде всего, заниматься культурными вопросами. Культура - нетленная вещь и главное достояние народа. Я сюда включаю и правовую культуру. Нужно законно добиваться своих прав и заявлять о своей позиции, в том числе и в сети интернет. Вода камень точит. Когда в СМИ или интернет попадает информация о преступлениях на этнической почве, то власти уже не могут замолчать, что показали события в Сагре, например.
Что касается религии, то она как часть культуры должна придерживаться золотой середины. Атеизм и фундаментализм – это две крайности. Задачей религиозных институтов на сегодняшний день является развитие социальной составляющей своей деятельности, работа с молодежью, которая включает в себя правовое просвещение, спортивные мероприятия, организацию досуга и т.п. Богословскую составляющую, узконаправленные темы нужно оставить профессионалам, ведь именно невежественный подход к этим вопросам рождает радикализм.
Беседовала Гузель Максютова
www.e-umma.ru