События последних лет и даже месяцев (перечислять их не буду), на мой взгляд, окончательно удалила из исламского и около-академического дискурса словосочетание «татарский ислам». Максимум приходится слышать о «татарских традициях в исламе» не более. На смену «татарскому исламу» пришли «новые» концепты: традиционный ислам или ханафитский ислам.
Проект «татарского ислама», на мой взгляд, изначально не имел больших перспектив, так как никогда у его условных идеологов не было конкретного определения того, что представляет из себя «татарский ислам».
Да, татары имели целую плеяду выдающихся мусульманских богословов, да, в мечетях Волго-Уралья (и не только) доминирующим языком всегда был татарский (или поволжский тюрки), безусловно, татары имеют свой отличный исторический опыт сохранения мусульманской религии и жизни в инорелигиозном окружении.
Но, что в этом принципиально по-татарски нового? Каждый мусульманский народ имел и имеет своих выдающихся богословов, свой опыт сохранения ислама (Африка, Юго-Востоная Азия, Балканы и т.д.) и естественным образом национальные языки доминировали в мечетях разных народов.
Да, у татар есть какие-то свои знаковые и особые места, связанные с исламом (Булгар, Билярск), однако такие места есть также практически у каждого народа. Но какое отношение все это имеет непосредственно к исламу? Что принципиально нового, отличительно нового было в исламе как духовно-этической и ритуальной практики именно у татар?
Близость к европейской культуре, также не является чем-то отличительно татарским – боснийцы, турки или арабы Магриба соприкоснулись с европейской цивилизацией без каких-либо посредников и межкультурная коммуникация.
Попытка модернизации исламского общества действительно была у татар одной из первых, но гораздо больше в этом отношении преуспели в Турции и Юго-Восточной Азии (Индонезии и Малайзии).
Еще один пунктик особенности татар, это превратившийся в штамп словосочетание о диалоге культур и взаимообогащении народов в нашем регионе. Однако то, что у нас последние 100 лет называли диалогом, на самом деле, являлась банальной ассимиляцией одной культурой другой, вымывание культурной и духовной основы татарского народа. Подобные тенденции наблюдаются и сейчас.
В последние годы, мы уже наблюдали провалы многих проектов переформатирования ислама под российские реалии – «евроислам» от Рафаэля Хакимова или «русский ислам» от Сергея Градировского. После того, как уважаемый Рафаэль Хакимов покинул пост советника Президента Татарстана, а Градировский ушел Центра стратегических исследований Приволжского федерального округа об этих проектах забыли. А все почему? Потому что в самом исламском сообществе никто никогда в серьез этих концепции не воспринимал. Разве может существовать евро-, татарский, традиционный, русский, российский ислам без самих мусульман?..
Признаться честно, мне никогда не приходилось встречать мусульманина, который сказал бы: «я евромусульманин» или «я традиционный мусульманин», или «я российский мусульманин». Нет таких и не было. При этом я знаю тех, кто называется себя «мусульманином-ханафитом», «суфием», «салафитом» и так далее.
Словосочетание «татарский ислам» использовалось время от времени, как альтернатива т.н. арабскому салафизму. Но как мы видим сейчас из уст наших религиозных деятелей и функционеров данное словосочетание исчезло. И неудивительно, слишком слабым и не конкурентоспособным оказался этот концепт.
Примерно, как наука не может быть национальной, так и религия в принципиальных своих положениях оказывается вне этих рамок. Разве кому-то известно об узбекском, турецком или иранском исламе? Разве мусульманские традиции этих народов в чем-то уступают нашим? Ничуть нет. Тогда для чего эти национальные прилагательные? Даже пресловутый салафизм нельзя называть арабским, так как одним из его крупнейших идеологов был албанец аль-Албани, а сама ее философия носит принципиально наднациональный характер, не случайно она находит столько приверженцев в не арабских обществах.
В этом отношении, я не соглашусь, с теми, кто утверждает, что т.н. «салафизм» (хотя вернее было говорить «безмазхабность») это арабское и для арабов. Это идеология сконструирована именно на экспорт.
Вместо того, чтобы тратить энергии и силы на межклерикальные разборки, которые только отталкивают обычных мусульман, на выдумывание и конструирование новых «-измов» и развешиванию ярлыков, самой эффективной профилактикой экстремизма и противодействие проникновению радикальных и еретических направлений ислама стало бы полноценное возрождение образовательной, благотворительной и просветительской (в виде СМИ) традиций нашего народа. Именно они, на платформе ханафитско-матуридитской идеологии, являются столпами возрождения ислама в нашем регионе, без примесей различных радикальных прилагательных. А разве нам еще что-то нужно?..
Источник: http://www.islam-portal.ru/communication/blog/blog_danis/tatar-islam-does-not-exist.php