ВЕРА В СУДНЫЙ ДЕНЬ

14 января 2013 года 16:19
ВЕРА В СУДНЫЙ ДЕНЬ

В Коране и Сунне сообщается, что у человека есть две жизни: первая – жизнь мирская, временная, ограниченная определенным сроком, вторая – жизнь вечная, потусторонняя, жизнь после смерти или жизнь после Суда. Причем первая жизнь представляет собой испытание от Аллаха, экзамен, а вторая жизнь &‐ отчет и награду или наказание за успешное или неуспешное прохождение этих испытаний в первой жизни. В Исламе существует два понятия: «кыяма ас-сугра» («малый Судный день») и «кыяма аль-кубра» («великий Судный день»). Под малым Судным днем имеется в виду смерть человека и его нахождение в могиле, а под великим Судным днем имеется в виду комплекс следующих событий: вначале малые и большие признаки Судного дня, затем воскрешение умерших, расчет за деяния, взвешивание поступков на весах деяний, прохождение моста ас-Сырат и, наконец, награда в Раю или наказание в Аду.

Каждый из нас обязан верить, что Судный день действительно наступит и все живое погибнет, после чего все вновь будет воскрешено, и Аллах спросит каждого за деяния, совершенные при жизни, после чего наградит верующих и праведников райскими благами, а неверующих и грешников накажет в Аду. При этом необходимо верить во все то, что сообщено о Судном дне в Коране и Сунне. В Коране о вере в Судный день говорится:

إِنَّ الَّذِينَ آمَنُوا وَالَّذِينَ هَادُوا وَالنَّصَارَى وَالصَّابِئِينَ مَنْ آمَنَ بِاللَّهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِ وَعَمِلَ صَالِحًاوَعَمِلَ صَالِحًا فَلَهُمْ أَجْرُهُمْ عِنْدَ رَبِّهِمْ وَلَا خَوْفٌ عَلَيْهِمْ وَلَا هُمْ يَحْزَنُونَ

«Поистине, те, которые уверовали, и те, кто обратился в иудейство, и христиане, и сабии, которые уверовали в Аллаха и в последний день и творили благое, – им их награда y Господа их, нет над ними страха, и не будут они печальны» (2:62). В то же время в Коране сказано:

وَمَنْ يَكْفُرْ بِاللَّهِ وَمَلَائِكَتِهِ وَكُتُبِهِ وَرُسُلِهِ وَالْيَوْمِ الْآخِرِوَالْيَوْمِ الْآخِرِ فَقَدْ ضَلَّ ضَلَالًا بَعِيدًا

«Тот, кто не верует в Аллаха, Его ангелов, Его писания, Его посланников и в Судный день, впал в глубокое заблуждение» (4:136). Поэтому человек, не признающий Судный день, не считается мусульманином.

Для аргументации возможности наступления Судного дня Коран приводит историю о том, как один из язычников растер в пыль старую кость и, сдув эту пыль в лицо Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, спросил: «Кто же сможет оживить эту кость, превратившуюся в пыль?» Аллах велел Пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, ответить на этот вопрос следующими словами:

قُلْ يُحْيِيهَا الَّذِي أَنشَأَهَا أَوَّلَ مَرَّةٍ وَهُوَ بِكُلِّ خَلْقٍ عَلِيمٌ

«Скажи: Оживит их тот, кто создал их в первый раз, и Он сведущ во всяком творении» (36:79). Как видим, аргумент адресован людям, признающим существование Бога. Его смысл заключается в том, что Аллах Всемогущ и, поскольку Он был способен создать этот мир в первый раз, способен повторить акт сотворения и оживления второй раз.

Что же касается рациональных доводов допустимости наступления Судного дня, то богословы в основном апеллируют к доводу, именуемому «довод абсолютной справедливости». Его суть заключается в том, что жизнь людей различна. Если одни ведут праведную жизнь, трудятся на благо общества, жертвуют свое имущество для помощи нуждающимся, борются со злом, другие в то же самое время ведут совершенно противоположный образ жизни. По вине некоторых погибают сотни тысяч и даже миллионы людей. В итоге первые умирают, не получив награды, а вторые – не получив наказания. Здоровая человеческая психика требует торжества справедливости – чтобы злодеи были наказаны, а добропорядочные люди получили награду. Следовательно, должен наступить момент абсолютной справедливости Аллаха, именуемый в религии Судным днем . В данном аргументе богословы выделяют два подаргумента: первый заключается в том, что справедливость Создателя есть аргумент в пользу Судного дня, а второй заключается в том, что жажда человека к справедливости указывает на ее наличие, так же, как жажда воды указывает на наличие воды.

Поскольку Судный день в Исламе отнесен к категории «‘ильм аль-гайб» , то вера в его наступление считается особо ценной и часто упоминается в Коране и Сунне вместе с верой в существование Аллаха.

Исламское вероучение учит, что Судный день непременно наступит. В Коране по этому поводу сказано:

إِنَّ السَّاعَةَ لَآتِيَةٌ لَا رَيْبَ فِيهَا وَلَكِنَّ أَكْثَرَ النَّاسِ لَا يُؤْمِنُونَ

«Воистину, [Судный] час неотвратимо настанет, в том нет сомнения. Однако большая часть людей не верует, [несмотря на это]» (40:59). Из хадисов Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, становится известно, что Судный день близок. Однажды, выступая перед сподвижниками с проповедью, Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Он близок, как эти два пальца», – и сомкнул указательный и средний пальцы. Но в то же время никому, даже Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и да приветствует, не было известно о том, когда он наступит. Коран по этому поводу сообщает:

قُلْ هُوَ الَّذِي ذَرَأَكُمْ فِي الْأَرْضِ وَإِلَيْهِ تُحْشَرُونَ(24)وَيَقُولُونَ مَتَى هَذَا الْوَعْدُ إِنْ كُنتُمْ صَادِقِينَ(25)قُلْ إِنَّمَا الْعِلْمُ عِنْدَ اللَّهِ وَإِنَّمَا أَنَا نَذِيرٌ مُبِينٌ(26)

«Скажи: Он – Тот, Кто расселил вас по земле, и пред Ним соберут вас. Они спрашивают: Когда же [исполнится] это обещание, если правда за вами? Отвечай: Знает это только Аллах, я же – лишь ясно излагающий увещеватель» (67:24-26).

Смысл веры в Судный день заключается в том, чтобы показать человеку временность его пребывания в этом мире и сосредоточить его внимание на том, как он проживет свою жизнь. Вера в Судный день должна ослабить стремление человека к материальным благам, стимулировать его к поиску духовных ценностей, отказу от запретного и добросовестному исполнению Божественных предписаний. Что же касается общества, то вера в Судный день должна ориентировать его на духовные ценности, социальную справедливость, борьбу со злом, взаимопомощь, социальную и политическую стабильность, очистить его от преступности и пороков.

5.1. Смерть

Смерть в Исламе – это не конец, а начало. Она является событием, завершающим мирской этап в жизни человека, вехой, с которой начинается другой мир, другая форма бытия. По этому поводу богословы сказали: «Для того, кто умер, Судный день уже наступил». Коран, подтверждая неизбежность человеческой смерти, говорит:

كُلُّ نَفْسٍ ذَائِقَةُ الْمَوْتِ

«Всякая душа вкушает смерть» (3:185), – а также:

كُلُّ مَنْ عَلَيْهَا فَانٍ(26)وَيَبْقَى وَجْهُ رَبِّكَ ذُو الْجَلَالِ وَالْإِكْرَامِ(27)

«Всякий живущий на земле – смертен. Вечен лишь лик Господа твоего, преславного и достохвального» (55:26-27). Как видим, бессмертен лишь Господь, Аллах. В связи с этим Ислам акцентирует внимание человека не на самом факте смерти, а на том, с каким багажом человек пришел к этому моменту. Многие элементы мирской жизни временны, а вследствие этого иллюзорны. После смерти же человека ждет настоящая жизнь, жизнь в могиле и жизнь Судного дня. Более того, смерть есть пробуждение от иллюзий мирской жизни. В связи с этим богословы сказали: «Люди спят и просыпаются лишь со смертью». Как верующим проснуться еще при жизни? Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, в одном из своих хадисов дал совет: «Чаще вспоминайте уничтожительницу наслаждений [т. е. смерть]».

Человеческая сущность представляет собой два элемента тело и душу. Тело – это тленный элемент материального мира, состоящий из определенных химических элементов. Душа – это бессмертный элемент духовного мира, и неизвестно, что она из себя представляет. В Коране о душе говорится:

وَيَسْأَلُونَكَ عَنْ الرُّوحِ قُلْ الرُّوحُ مِنْ أَمْرِ رَبِّي وَمَا أُوتِيتُمْ مِنْ الْعِلْمِ إِلَّا قَلِيلًا

«Они станут спрашивать тебя о духе. Отвечай: Дух [нисходит] по повелению Господа моего. Но вам [об этом] дано знать очень мало» (17:85). Во время жизни человека эти обе субстанции существуют вместе, в симбиозе, а в момент смерти душа отделяется от тела. После этого существование тела прекращается, а душа продолжает жить.

Аллах точно определил для каждого человека продолжительность жизни и срок смерти , и никто не в состоянии прожить менее или более предписанного . Однако этот срок известен только Ему . В Коране по этому поводу сказано:

إِنَّ اللَّهَ عِنْدَهُ عِلْمُ السَّاعَةِ وَيُنَزِّلُ الْغَيْثَ وَيَعْلَمُ مَا فِي الْأَرْحَامِ وَمَا تَدْرِي نَفْسٌ مَاذَا تَكْسِبُ غَدًا وَمَا تَدْرِي نَفْسٌ بِأَيِّ أَرْضٍ تَمُوتُ إِنَّ اللَّهَ عَلِيمٌ خَبِيرٌ

«Воистину, только Аллах знает, когда наступит Судный час. Он ниспосылает дождь, знает, [каков плод] в утробах. Ни один человек не знает, что случится с ним завтра; ни один человек не знает, на какой земле он умрет. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий» (31:34).

5.2. Могила

Слово могила («аль-кабр») имеет два значения. Во-первых, это физически ощутимое место под поверхностью земли, в котором лежит тело усопшего. Во-вторых, это место в загробном мире, где душа человека уже начинает получать либо награду, либо наказание.

Когда наступает смертный миг человека, Аллах посылает к нему ангелов. В Коране по этому поводу сообщается:

وَهُوَ الْقَاهِرُ فَوْقَ عِبَادِهِ وَيُرْسِلُ عَلَيْكُمْ حَفَظَةً حَتَّى إِذَا جَاءَ أَحَدَكُمْ الْمَوْتُ تَوَفَّتْهُ رُسُلُنَا وَهُمْ لَا يُفَرِّطُونَ

«Он – владыка над своими рабами и посылает [ангелов], чтобы они оберегали вас, пока к кому-нибудь из вас не придет смерть. [И тогда] упокоят его наши посланцы – а они ничего не упускают» (6:61). К верующим и праведникам эти ангелы приходят в прекрасном облике, а к неверным и грешникам – в устрашающем и пугающем. О первых в хадисе Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, сообщается: «…они белолицые, солнцеликие и приносят с собой райский саван…»  О вторых в этом же хадисе сказано: «…они могучие, черноликие и приносят с собой грубую материю из Ада…»

После этого приходит ангел смерти, садится у изголовья человека и говорит верующему: «О прекрасная душа, выйди, [чтобы приблизиться] к божьему прощению и довольству» . Что же касается неверных и грешников, то ангел смерти им говорит: «О гадкая душа, выйди, [чтобы постичь] гнев Аллаха» . Тело первого душа покидает с легкостью, а тело второго – очень тяжело, доставляя страдания.

Коран сообщает о том, что душа, покинувшая тело, изъявляет желание вернуться в него, чтобы исправить ошибки, допущенные при жизни. В одном из аятов сказано:

حَتَّى إِذَا جَاءَ أَحَدَهُمْ الْمَوْتُ قَالَ رَبِّ ارْجِعُونِي(99)لَعَلِّي أَعْمَلُ صَالِحًا فِيمَا تَرَكْتُ كَلَّا إِنَّهَا كَلِمَةٌ هُوَ قَائِلُهَا وَمِنْ وَرَائِهِمْ بَرْزَخٌ إِلَى يَوْمِ يُبْعَثُونَ(100)

«Когда же перед кем-либо из них предстанет смерть, он взмолится: Господи! Верни меня [в этот мир]: быть может, я свершу праведное дело в том, чем я пренебрег. Так нет же! То, что он говорит, – всего лишь [пустые] слова. Позади тех, кто уходит из мира, [будет] преграда до того, как их воскресят» (23:99-100).

В предсмертные мгновения к человеку приходит сатана. Некоторые богословы считают, что он приходит в образе родителей умирающего, чтобы совратить его и лишить веры. Также, согласно некоторым преданиям, умирающий ощущает сильную жажду, и в этот момент сатана приходит к нему и приносит сосуд с водой, предлагая воду в обмен на веру.

Душа, покинувшая тело, устремляется в небеса. Как сказано в одном из хадисов, душа верующего достигает седьмого неба, а душу неверного не допускают даже за границы первого. После этого души возвращаются на землю, к своим телам, которые к тому времени уже бывают захоронены в могилах.

Далее в хадисах сообщается, что к душе приходят два ангела Мункар и Накир . Они заставляют покойного сесть и задают ему три вопроса: «Кто твой Господь? Какова твоя религия? Кто твой пророк? (или: Что ты говорил об этом человеке [имея в виду Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует]?)» Верующий правильно отвечает на эти вопросы, а неверный не может ответить на них.

После этого покойные, в зависимости от ответов на упомянутые вопросы и в зависимости от деяний, совершенных при жизни, начинают получать либо награду, либо воздаяние. Один из хадисов по этому поводу сообщает: «Могила – это один из садов Рая или одна из ям Ада». Кроме этого, человек, лежащий в могиле, будет видеть свое будущее место в Раю или Аду.

Человек, лежащий в могиле, может знать о событиях, происходящих в мире живых. На это указывает хадис о том, что покойный слышит шаги людей, уходящих от его могилы после похорон, а также хадис, где рассказывается, что Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, после битвы при Бадре разговаривал с погибшими язычниками и на вопрос ‘Умара ибн аль-Хаттаба ответил: «Они слышат меня лучше, чем ты, но только ответить не могут».

Согласно ханафитскому мазхабу, праведные деяния живых, адресованные покойным, могут облегчить участь или улучшить состояние последних .

В таком состоянии все усопшие будут находиться вплоть до воскрешения в Судный день.

5.3. Признаки Судного дня

(«Ашрат ас-са‘а», или «аят ас-са‘а»).

Как мы знаем, срок наступления Судного дня никому не известен. Однако в Коране и хадисах упомянуты признаки Судного дня. Под признаками имеются в виду определенные события и явления, указывающие на близость этого события. Они все должны произойти до Судного дня. Признаки Судного дня делятся на две большие группы: малые признаки и крупные признаки.

5.3.1. Малые признаки Судного дня

Малых признаков Судного дня очень много. Одним из таких признаков является пророчество Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, и его смерть. В одном из хадисов упомянуто, что Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, желая сообщить о близости Судного дня к его пророчеству, сомкнул указательный и средний пальцы . В другом хадисе сообщается о том, как Пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал одному из сподвижников: «Перед наступлением Судного дня жди шесть [признаков]: моя смерть…»

Следующим свершившимся признаком считается раскалывание луны . В Коране об этом событии сказано:

اقْتَرَبَتْ السَّاعَةُ وَانْشَقَّ الْقَمَرُ(1)وَإِنْ يَرَوْا آيَةً يُعْرِضُوا وَيَقُولُوا سِحْرٌ مُسْتَمِرٌّ(2)

«Близок Судный час, и месяц раскололся. Но они (т. е. многобожники), если увидят какое-либо знамение, то отворачиваются и говорят: Настоящее колдовство» (54:1-2). Более подробно об этом см. в разделе «Пророки и посланники» в подразделе «Чудеса».

О следующем свершившемся признаке Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, сообщил: «Не наступит час, пока не выйдет огонь из Хиджаза, который осветит шеи верблюдов в Бусре » . Известный мусульманский богослов и историк Ибн Касир сообщает об этом, описывая события 654-го г. (1256 г.). По свидетельствам очевидцев, студенты при этом свете могли заниматься .

Еще один из свершившихся признаков упомянут в хадисе: «Ирак лишится своих дирхемов  и кафизов, Шам лишится своих муддов и динаров, Египет лишится своих ирдибов и динаров. Вы вернетесь туда, откуда начали. Вы вернетесь туда, откуда начали» . Наши современные богословы считают, что в данном хадисе речь идет о завоевании и колонизации мусульманских стран.

5.3.2. Крупные признаки Судного дня

Из числа крупных признаков Судного дня еще ни один не свершился. Все эти признаки упомянуты в хадисе Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, который гласит: «…Он [Час] на наступит, пока вы не увидите десять его признаков: появление дыма, появление Даджаля (Антихриста), появление [животного] дабба, восход солнца с запада, второе пришествие ‘Исы, сына Марьям, появление [народов] Я’джудж и Ма’джудж , три земных провала (или затмения ): одно – на востоке, второе – на западе, третье – на Аравийском полуострове – и последнее – появление огня в Йемене, который будет гнать людей к месту их сбора» .

Появление дыма

В Коране об этом признаке повествуется следующим образом:

فَارْتَقِبْ يَوْمَ تَأْتِي السَّمَاءُ بِدُخَانٍ مُبِينٍ(10)يَغْشَى النَّاسَ هَذَا عَذَابٌ أَلِيمٌ(11)

«Так жди же того дня, когда небо извергнет ясно видимый дым, который окутает людей. Это и есть мучительное наказание» (44:10-11).

Появление ад-Даджаля

Появление Даджаля будет величайшей смутой, искушением и испытанием для человечества. Он будет человеком, наделенным сверхъестественной силой и провозгласит себя богом. Один из хадисов по этому поводу сообщает: «… на земле с момента сотворения Адама не было большего искушения, чем Даджаль…» 

Хадисы довольно подробно описывают качества этого человека. Например, в одном из них сказано: «Полного телосложения, с красноватой кожей, кудрявыми волосами, слеп на один глаз, и этот глаз похож на высушенную виноградину…»  Еще один хадис сообщает, что он невысокого роста. Но особо выделяются три качества: слепота на один глаз (обычно упоминается правый), надпись «кафир» («неверный») между глаз и бесплодие. Наличие этих качеств опровергает божественность Даджаля еще и потому, что Аллах совершенен, а Даджаль имеет физические недостатки.

Среди основных чудес Даджаля, при помощи которых он будет совращать людей и превращать их в своих последователей, упоминаются следующие:

•             Огромная скорость передвижения: «Подобно дождю, подгоняемому ветром…»

•             Наличие рек, символизирующих Рай и Ад. Хадисы сообщают о двух реках из воды и огня, соответственно символизирующих Рай и Ад. И Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, даже рекомендовал своим сподвижникам испить из огненной реки.

•             Использование помощи шайтанов. В качестве примера один из хадисов сообщает: «Одно из его искушений будет заключаться в том, что он скажет бедуину: «Засвидетельствуешь ли ты, что я твой господь, если я воскрешу твоих отца и мать?» – тот ответит: «Да». И тогда шайтан примет облик его родителей, которые будут говорить: «Сынок, последуй за ним, ведь он твой господь»» .

•             Подчинение животных и неживых предметов и явлений его повелениям. В качестве примеров в мусульманских религиозных книгах говорится следующее: «Он велит небесам, и они будут проливать дождь, [велит] земле, и она вырастит урожай, призовет скот, и он последует за ним, велит развалинам низвергнуть похороненные в них клады, и они подчинятся ему» .

•             Оживление умерших. В одном из хадисов подробно рассказывается о том, как ад-Даджаль рассечет пополам одного из верующих, а затем оживит его. Однако оживший ответит: «Я еще больше убедился [в твоей лживости]» .

Поскольку чудеса ад-Даджаля относятся к разряду истидрадж , такое обилие крупных чудес и будет наибольшим искушением и смутой для людей. В связи с этим численность его последователей и будет расти, в том числе и за счет мусульман.

Ад-Даджаль пробудет на земле сорок дней: один из них равен году, второй – месяцу, третий – неделе, а остальные дни будут обычными днями. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, в это время рекомендовал верующим распределять времена молитв, разделяя год на месяцы, месяцы – на дни, а дни – на часы.

Способы защиты от ад-Даджаля

Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, в отдельных хадисах указал способы защиты от Даджаля:

1. Бегство. Хадисы сообщают о необходимости бегства от ад-Даджжаля, дабы не поддаться искушению, видя его чудеса .

2. Чтение при нем первых десяти аятов суры «Аль-Кахф» («Пещера»)или, согласно некоторым хадисам, последних десяти .

3. Мольба в конце молитвы. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, советовал читать: «О Аллах, я прибегаю к Тебе от наказания в могиле и в Аду, от испытаний этого мира и последующего, и от искушения аль-Масиха ад-Даджаля» .

Хадисы сообщают, что мусульмане будут сражаться с ад-Даджалем и его последователями, однако смогут его победить только после второго пришествия ‘Исы.

Второе пришествие ‘Исы

Мы, мусульмане, считаем, что ‘Иса, мир ему, не был распят. В Коране сообщается о нем следующее:

وَقَوْلِهِمْ إِنَّا قَتَلْنَا الْمَسِيحَ عِيسَى ابْنَ مَرْيَمَ رَسُولَ اللَّهِ وَمَا قَتَلُوهُ وَمَا صَلَبُوهُ وَلَكِنْ شُبِّهَ لَهُمْ وَإِنَّ الَّذِينَ اخْتَلَفُوا فِيهِ لَفِي شَكٍّ مِنْهُ مَا لَهُمْ بِهِ مِنْ عِلْمٍ إِلَّا اتِّبَاعَ الظَّنِّ وَمَا قَتَلُوهُ يَقِينًا(157)بَلْ رَفَعَهُ اللَّهُ إِلَيْهِ وَكَانَ اللَّهُ عَزِيزًا حَكِيمًا(158)وَإِنْ مِنْ أَهْلِ الْكِتَابِ إِلَّا لَيُؤْمِنَنَّ بِهِ قَبْلَ مَوْتِهِ وَيَوْمَ الْقِيَامَةِ يَكُونُ عَلَيْهِمْ شَهِيدًا(159)

«…и за их слова: Мы ведь убили Мессию, Ису, сына Марьям, посланника Аллаха, – a они не убили его и не распяли, но это только представилось им; и, поистине, те, которые разногласят об этом, – в сомнении o нем; нет y них об этом никакого знания, кроме следования за предложением», – в продолжении этого аята Аллах сказал: «Они не убивали его и не распяли, а это только показалось им, Аллах вознес его к Себе: ведь Аллах Велик, Мудр!» (4:157-159) Наши богословы считают, что Аллах придал одному из последователей ‘Исы его облик и тот был распят вместо него. ‘Иса же был вознесен в небеса и до сих пор жив, ожидает времени своего второго пришествия.

Согласно хадисам от Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, после того как Даджаль проведет на земле отведенный ему срок, Аллах пошлет ‘Ису, для того чтобы уничтожить его. ‘Иса, мир ему, после пришествия направится в Байт аль-Макдис , начнет преследовать ад-Даджаля и, догнав, убьет его у Баб Людд . И мусульмане, последовав за ним, победят войско ад-Даджаля.

После победы ‘Иса, мир ему, будет справедливо управлять по Корану и восстанавливать забытую Сунну Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует. Люди во время ‘Исы, мир ему, будут богаты, однако они будут предпочитать богослужение богатству. На земле будет царить мир, все войны прекратятся, из человеческих душ исчезнут ненависть, зависть и другие отрицательные черты, на первом месте будет стоять мораль и духовность.

Появление народов Я’джудж и Ма’джудж

Это событие произойдет во время правления ‘Исы. Народы Я’джудж и Ма’джудж являются потомками пророка Нуха, мир ему, от его сына Яфаса . В истории человечества этот народ фигурировал и раньше. В Коране о них сообщается следующее:

ثُمَّ أَتْبَعَ سَبَبًا(92)حَتَّى إِذَا بَلَغَ بَيْنَ السَّدَّيْنِ وَجَدَ مِنْ دُونِهِمَا قَوْمًا لَا يَكَادُونَ يَفْقَهُونَ قَوْلًا(93)قَالُوا يَاذَا الْقَرْنَيْنِ إِنَّ يَأْجُوجَ وَمَأْجُوجَ مُفْسِدُونَ فِي الْأَرْضِ فَهَلْ نَجْعَلُ لَكَ خَرْجًا عَلَى أَنْ تَجْعَلَ بَيْنَنَا وَبَيْنَهُمْ سَدًّا(94)قَالَ مَا مَكَّنَنِي فِيهِ رَبِّي خَيْرٌ فَأَعِينُونِي بِقُوَّةٍ أَجْعَلْ بَيْنَكُمْ وَبَيْنَهُمْ رَدْمًا(95)آتُونِي زُبَرَ الْحَدِيدِ حَتَّى إِذَا سَاوَى بَيْنَ الصَّدَفَيْنِ قَالَ انفُخُوا حَتَّى إِذَا جَعَلَهُ نَارًا قَالَ آتُونِي أُفْرِغْ عَلَيْهِ قِطْرًا(96)فَمَا اسْتَطَاعُوا أَنْ يَظْهَرُوهُ وَمَا اسْتَطَاعُوا لَهُ نَقْبًا(97)قَالَ هَذَا رَحْمَةٌ مِنْ رَبِّي فَإِذَا جَاءَ وَعْدُ رَبِّي جَعَلَهُ دَكَّاءَ وَكَانَ وَعْدُ رَبِّي حَقًّا(98)

«Потом он следовал по пути. A когда достиг до места между двумя преградами, то нашел перед ними народ, который едва мог понимать речь. Они сказали: O Зуль-Карнайн, ведь Я’джудж и Ма’джудж распространяют нечестие по земле; не установить ли нам для тебя подать, чтобы ты устроил между нами и ними плотину? Он сказал: To, в чем укрепил меня мой Господь, лучше; помогите же мне силой, я устрою между вами и ними преграду. Принесите мне куски железа. A когда он сравнял между двумя склонами, сказал: Раздувайте! A когда он превратил его в огонь, сказал: Принесите мне, я вылью на это расплавленный металл. И не могли они взобраться на это, и не могли там продырявить. Он сказал: Это – по милости от моего Господа. A когда придет обещание Господа моего, Он сделает это порошком; обещание Господа моего бывает истиной» (18:92-98). По мнению комментаторов Корана, в этих аятах рассказывается о военных походах справедливого правителя Зуль-Карнайна. Во время одного из таких походов, в долине между двух гор, этот правитель повстречал народ, который попросил у него защиты от народов Я’джудж и Ма’джудж. Зуль-Карнайн с их помощью построил в этой долине плотину из медно-железного сплава. Однако, согласно Корану, наступит день, обещанный Аллахом, когда эти народы выйдут из своего заточения. Об этом в Коране говорится следующее:

حَتَّى إِذَا فُتِحَتْ يَأْجُوجُ وَمَأْجُوجُ وَهُمْ مِنْ كُلِّ حَدَبٍ يَنسِلُونَ

«..пока не будут открыты Я’джудж и Ма’джудж, и они устремятся c каждой возвышенности» (21:96).

Выйдя из своего заточения, эти народы будут уничтожать все, что встретят на своем пути, и никто не сможет противостоять им из-за их многочисленности. ’Иса в это время будет прятаться с мусульманами на горе Тур, находящейся в Палестине. Они обратятся к Аллаху с просьбой о помощи в борьбе с этими народами. Аллах, ответив на их просьбу, пошлет на этот народ особый вид червей , которые уничтожат их.

Появление даббы

Слово «дабба» в арабском языке используется для обозначения как просто животного, так и верхового животного. Коран по поводу появления этого животного сообщает:

وَإِذَا وَقَعَ الْقَوْلُ عَلَيْهِمْ أَخْرَجْنَا لَهُمْ دَابَّةً مِنْ الْأَرْضِ تُكَلِّمُهُمْ أَنَّ النَّاسَ كَانُوا بِآيَاتِنَا لَا يُوقِنُونَ

«A когда падет на них слово, Мы выведем им животное из земли, которое заговорит c ними о том, что люди не были убеждены в Наших знамениях» (27:82).

Три земных провала/лунных затмения

О данном признаке очень мало информации, в хадисе сообщается только следующее: «… и три земных провала: провал на востоке, провал на западе, провал на Аравийском полуострове…»

Восход солнца с запада

Об этом признаке в одном из высказываний Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, сказано: «Не наступит Судный день, пока не взойдет солнце с запада. Когда это произойдет и люди увидят это, то все уверуют. Но это произойдет, когда вера и праведные деяния не принесут человеку пользы» .

Появление огня в Йемене

Это последний из крупных признаков Судного дня. Согласно хадисам, огонь появится в Йемене и будет гнать людей к месту сбора в Шам. За этим признаком последует Судный день.

5.4. Начало Судного дня

Судный день начнется с дуновения ангела Исрафиля  в Сур (Рог), после которого все живое в небесах и на земле погибнет. В Коране по этому поводу сообщается:

وَنُفِخَ فِي الصُّورِ فَصَعِقَ مَنْ فِي السَّمَاوَاتِ وَمَنْ فِي الْأَرْضِ إِلَّا مَنْ شَاءَ اللَّهُ ثُمَّ نُفِخَ فِيهِ أُخْرَى فَإِذَا هُمْ قِيَامٌ يَنْظُرُونَ

«[В День Воскрешения] затрубят в трубу и будут повержены [словно] молнией и те, кто на небесах, и те, кто на земле, кроме тех, кого Аллах пожелает [помиловать]» (39:68).

Через некоторое время после первого дуновения последует второе, после которого все, кто когда-либо жил на земле, начнут оживать. В Коране об этом сказано:

وَنُفِخَ فِي الصُّورِ فَإِذَا هُمْ مِنْ الْأَجْدَاثِ إِلَى رَبِّهِمْ يَنسِلُونَ

«И прозвучит труба – и тогда они из могил устремятся к своему Господу» (36:51).

В Коране Судный день представлен величайшим и в то же время ужасающим событием. В частности, один из аятов сообщает:

يَوْمَ تَرَوْنَهَا تَذْهَلُ كُلُّ مُرْضِعَةٍ عَمَّا أَرْضَعَتْ وَتَضَعُ كُلُّ ذَاتِ حَمْلٍ حَمْلَهَا وَتَرَى النَّاسَ سُكَارَى وَمَا هُمْ بِسُكَارَى وَلَكِنَّ عَذَابَ اللَّهِ شَدِيدٌ

«В этот день, который вы [непременно] увидите, всякая кормящая мать отринет своего младенца и всякая беременная женщина выкинет плод свой. Увидишь ты людей, [шатающихся, как] пьяные, но не пьяны они, а [устрашены] суровым наказанием Аллаха» (22:2). В связи с этим все родственные и дружеские связи, все узы потеряют какое-либо значение. Следующие аяты очень ярко иллюстрируют состояние людей в Судный день:

فَإِذَا جَاءَتْ الصَّاخَّةُ(33)يَوْمَ يَفِرُّ الْمَرْءُ مِنْ أَخِيهِ(34)وَأُمِّهِ وَأَبِيهِ(35)وَصَاحِبَتِهِ وَبَنِيهِ(36)

«Когда раздастся [второй] трубный глас в тот день, когда брат бросит в беде своего брата, мать, отца, жену и детей своих» (80:33-36). Более того, Коран сообщает о том, что люди будут готовы пожертвовать своими родными ради собственного спасения:

يُبَصَّرُونَهُمْ يَوَدُّ الْمُجْرِمُ لَوْ يَفْتَدِي مِنْ عَذَابِ يَوْمِئِذٍ بِبَنِيهِ(11)وَصَاحِبَتِهِ وَأَخِيهِ(12)وَفَصِيلَتِهِ الَّتِي تُؤْويهِ(13)وَمَنْ فِي الْأَرْضِ جَمِيعًا ثُمَّ يُنجِيهِ(14)

«Грешник захочет откупиться от наказания своими сыновьями, своей супругой и братом, своим родом, который поддерживал его, и всеми жителями земли, чтобы спастись» (70:11-14).

Кроме этого, Коран сообщает о том, что в Судный день изменения произойдут даже во вселенной. После появления солнца с запада и первого дуновения ангел Исрафиля в Рог на земле начнутся чудовищные землетрясения, об этом в Коране говорится следующее:

إِذَا زُلْزِلَتْ الْأَرْضُ زِلْزَالَهَا(1)وَأَخْرَجَتْ الْأَرْضُ أَثْقَالَهَا(2)وَقَالَ الْإِنسَانُ مَا لَهَا(3)

«Когда сотрясется земля своим сотрясением, и изведет земля свои ноши, и скажет человек: Что c нею?» (99:1-3) По мнению комментаторов Корана, земля исторгнет все, что в ней было спрятано или похоронено: клады, полезные ископаемые, тела людей и др. Далее в Коране сказано, что горы превратятся в пыль, а моря взорвутся:

وَتَكُونُ الْجِبَالُ كَالْعِهْنِ الْمَنفُوشِ

«…и будут горы, как расщипанная шерсть…» (101:5)

وَإِذَا الْبِحَارُ فُجِّرَتْ

«…когда моря взорвутся…» (82:3)

Об изменениях в космосе Коран сообщает следующее:

وَتَسِيرُ الْجِبَالُ سَيْرًا

«…в тот день, когда небо объемлет могучим содроганием…» (52:9)

إِذَا السَّمَاءُ انفَطَرَتْ(1)وَإِذَا الْكَوَاكِبُ انتَثَرَتْ(2)

«…когда разверзнется небо, когда звезды осыплются…» (82:1-2)

فَإِذَا انشَقَّتْ السَّمَاءُ فَكَانَتْ وَرْدَةً كَالدِّهَانِ

«…когда разверзнется небо и станет багряным, как покрасневшая кожа…» (55‐nbsp;laquo;Да :37),

إِذَا الشَّمْسُ كُوِّرَتْ(1)وَإِذَا النُّجُومُ انكَدَرَتْ(2)

«…когда солнце будет свернуто, когда звезды померкнут…» (81:1-2) Судя по смыслу аятов, речь идет о глобальной вселенской катастрофе.

Воскрешение

Под воскрешением имеется в виду воссоздание человеческих тел в Судный день и возвращение в них душ. Кроме людей, также будут воскрешены и джинны, и животные, и все остальное, что было умерщвлено после первого дуновения в трубу. Хадисы сообщают, что после первого дуновения до второго пройдет «сорок», но не конкретизируют, чего именно: дней, недель или лет. После этого Аллах пошлет на землю дождь, и все начнут оживать, вырастая из земли, подобно растениям.

Сбор

После воскрешения начнется сбор живых существ к месту Суда. В Коране по этому поводу сказано:

إِنْ كُلُّ مَنْ فِي السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ إِلَّا آتِي الرَّحْمَانِ عَبْدًا(93)لَقَدْ أَحْصَاهُمْ وَعَدَّهُمْ عَدًّا(94)وَكُلُّهُمْ آتِيهِ يَوْمَ الْقِيَامَةِ فَرْدًا(95)

«Каждый, кто [обитает] на небесах и земле, предстанет пред Милостивым только как раб, ведь Он уже подвел итог числу людей и пересчитал [каждого], и каждый предстанет перед Ним в День воскрешения поодиночке» (19:93-95). Сбор коснется всех, в том числе и животных. В Коране об этом повествуется:

وَإِذَا الْوُحُوشُ حُشِرَتْ

«…когда соберутся [все] дикие звери…» (81:5)

Хотя люди и будут собраны, Суд над ними начнется не сразу. Поэтому после долгого ожидания Суда, не выдержав, люди обратятся за заступничеством к пророкам. Каждый пророк будет направлять их к следующему. Таким образом, люди дойдут до Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, и он обратится к Аллаху с просьбой о начале Суда, и Аллах, ответив на его просьбу, начнет Суд и расчет.

Расчет

Под расчетом имеется в виду момент, когда человек предстанет перед Аллахом, чтобы ответить за слова и деяния, совершенные им во время мирской жизни. В одном из хадисов кудси  по этому поводу сообщается следующее: «…О мои рабы! Воистину, это ваши деяния. Я сочту их и воздам вам за них. Если кто-либо получит хорошее воздаяние, то пусть благодарит Аллаха, а если кто-либо получит плохое воздаяние, то пусть винит только себя» . Также в хадисах сообщается, что во время расчета между человеком и Аллахом не будет никакого посредника.

В Коране сообщается о том, что каждому человеку будет дана книга его деяний. Считается, что в этих книгах или свитках будут упомянуты даже самые незначительные праведные и греховные деяния человека. В Коране по этому поводу сказано:

وَوُضِعَ الْكِتَابُ فَتَرَى الْمُجْرِمِينَ مُشْفِقِينَ مِمَّا فِيهِ وَيَقُولُونَ يَاوَيْلَتَنَا مَالِ هَذَا الْكِتَابِ لَا يُغَادِرُ صَغِيرَةً وَلَا كَبِيرَةً إِلَّا أَحْصَاهَاوَوَجَدُوا مَا عَمِلُوا حَاضِرًا وَلَا يَظْلِمُ رَبُّكَ أَحَدًا

«[Перед ними] будет положена книга [их деяний], и ты увидишь, как устрашатся грешники того, что в ней засчитано. Они скажут: Горе нам! Что это за книга! В ней не забыт ни малый, ни большой грех, все записано. Но ведь они своими глазами увидят лишь то, что вершили. Да! Господь твой никого не обидит [понапрасну]» (18:49).

Два других аята также сообщают:

فَمَنْ يَعْمَلْ مِثْقَالَ ذَرَّةٍ خَيْرًا يَرَه(7)وَمَنْ يَعْمَلْ مِثْقَالَ ذَرَّةٍ شَرًّا يَرَه(8)

«Кто бы ни совершил добро – [хотя бы] на вес пылинки, он обретет [воздаяние за] него. Кто бы ни совершил зла – [хотя бы] на вес пылинки, он обретет [возмездие] за него» (99:7-8).

Тексты Корана и хадисов сообщают о том, что праведные и верующие получат книги своих деяний справа и очень этому обрадуются. В Коране по этому поводу сказано:

فَأَمَّا مَنْ أُوتِيَ كِتَابَهُ بِيَمِينِهِ فَيَقُولُ هَاؤُمْ اقْرَءُوا كِتَابِي(19)إِنِّي ظَنَنتُ أَنِّي مُلَاقٍ حِسَابِي(20)فَهُوَ فِي عِيشَةٍ رَاضِيَةٍ(21)فِي جَنَّةٍ عَالِيَةٍ(22)قُطُوفُهَا دَانِيَةٌ(23)كُلُوا وَاشْرَبُوا هَنِيئًا بِمَا أَسْلَفْتُمْ فِي الْأَيَّامِ الْخَالِيَةِ(24)

«И вот тот, кому будет дана его книга в правую руку, скажет: Вот вам, читайте мою книгу! Я ведь думал, что встречу свой расчет. И он – в жизни довольной, в саду высоком, плоды которого близки. Ешьте и пейте во здравие за то, что вы совершили раньше в дни прошлые!» (69:19-24). А о неверующих и грешниках сообщается, что они получат книги своих деяний слева и очень огорчатся этому. В Коране по этому поводу сказано:

وَأَمَّا مَنْ أُوتِيَ كِتَابَهُ بِشِمَالِهِ فَيَقُولُ يَالَيْتَنِي لَمْ أُوتَ كِتَابِي(25)وَلَمْ أَدْرِ مَا حِسَابِي(26)يَالَيْتَهَا كَانَتْ الْقَاضِيَةَ(27)مَا أَغْنَى عَنِّي مَالِي(28)هَلَكَ عَنِّي سُلْطَانِي(29)خُذُوهُ فَغُلُّوهُ(30)ثُمَّ الْجَحِيمَ صَلُّوهُ(31)ثُمَّ فِي سِلْسِلَةٍ ذَرْعُهَا سَبْعُونَ ذِرَاعًا فَاسْلُكُوهُ(32)إِنَّهُ كَانَ لَا يُؤْمِنُ بِاللَّهِ الْعَظِيمِ(33)وَلَا يَحُضُّ عَلَى طَعَامِ الْمِسْكِينِ(34)فَلَيْسَ لَهُ الْيَوْمَ هَاهُنَا حَمِيمٌ(35)وَلَا طَعَامٌ إِلَّا مِنْ غِسْلِينٍ(36)لَا يَأْكُلُهُ إِلَّا الْخَاطِئُونَ(37)

«A тот, кому дана его книга в левую, он скажет: O, если бы мне не дана была моя книга! И я бы не знал, каков мой расчет! O, если бы это было завершающим ! He избавило меня мое достояние. Погибла y меня моя власть! Возьмите его и свяжите! Потом в огне адском сожгите! Потом в цепь, длина которой семьдесят локтей, его поместите! Ведь он не верил в Аллаха великого и не побуждал накормить бедняка. И нет для него сегодня здесь друга и нет пищи, кроме помоев. Нe ест ee никто, кроме грешников» (69:25-37).

Во время расчета все будет свидетельствовать или за, или против человека. И земля, и органы человека, и Коран, и пророки, и ангелы, и другие люди – все будут свидетелями.

Также в некоторых аятах Корана и хадисах сообщается о весах, на которых будут взвешиваться деяния людей. Например, в суре «Стучащая» по этому поводу сказано:

فَأَمَّا مَنْ ثَقُلَتْ مَوَازِينُهُ(6)فَهُوَ فِي عِيشَةٍ رَاضِيَةٍ(7)وَأَمَّا مَنْ خَفَّتْ مَوَازِينُهُ(8)فَأُمُّهُ هَاوِيَةٌ(9)

«Тогда тот, чья чаша [добрых деяний] перетягивает на весах, будет благоденствовать, тому же, чья чаша [добрых деяний] на весах окажется легче, пристанищем будет пропасть [Ада]» (101:6-9).

Сырат

Из хадисов становится ясно, что Сырат – это мост, пролегающий над Адом. По этому мосту пройдут все: и верующие, и неверные. В одном из аятов Корана сказано:

وَإِنْ مِنْكُمْ إِلَّا وَارِدُهَا كَانَ عَلَى رَبِّكَ حَتْمًا مَقْضِيًّا(71)ثُمَّ نُنَجِّي الَّذِينَ اتَّقَوْا وَنَذَرُ الظَّالِمِينَ فِيهَا جِثِيًّا(72)

«…нет среди вас того, кто бы в нее (Геенну, Ад) не вошел; для твоего Господа это решенное постановление. Потом Мы спасем тех, которые были богобоязненны, и оставим обидчиков там на коленях» (19:71-72).

Пруд

Согласно хадисам, этот пруд является подарком Аллаха Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и да приветствует. Сообщается, что вода этого пруда белее молока, ее запах приятнее мускуса , а испивший из этого пруда никогда не ощутит жажду.

5.5. Рай

Рай – место, куда попадут верующие, творившие праведные деяния и воздерживавшиеся от греховных. Рай не однороден, в нем есть различные степени. В одном из аятов по этому поводу сказано:

وَمَنْ يَأْتِهِ مُؤْمِنًا قَدْ عَمِلَ الصَّالِحَاتِ فَأُوْلَئِكَ لَهُمْ الدَّرَجَاتُ الْعُلَا

«А тем, кто предстанет [перед Ним] верующим, кто вершил праведные дела, уготованы высшие ступени [вознаграждения]» (20:75). Согласно одному из хадисов, наивысшая степень Рая называется «аль-Василя», и она будет дарована только Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и да приветствует.

В Коране и хадисах встречается много описаний Рая. Из этих описаний богословы делают следующие выводы:

                Ширина Рая сравнима с лишь с небесами.

                В Раю нет ни палящего солнца, ни мороза.

                В нем текут реки с чистейшей водой, молочные реки, которые никогда не киснут, винные реки, которые не опьяняют, и медовые реки.

                В райских садах множество различных плодовых деревьев.

                В Раю много различной дичи.

                Одежда обитателей Рая – из тонкого зеленого шелка, атласа и парчи.

                Для обитателей Рая приготовлены прекрасные жилища, ложа, слуги и супруги.

                Сердца обитателей Рая очищены от негативных качеств, например, ненависти, зависти и злобы.

В одном из коранических отрывков Рай описан следующим образом:

فِي جَنَّاتِ النَّعِيمِ(12)ثُلَّةٌ مِنْ الْأَوَّلِينَ(13)وَقَلِيلٌ مِنْ الْآخِرِينَ(14)عَلَى سُرُرٍ مَوْضُونَةٍ(15)مُتَّكِئِينَ عَلَيْهَا مُتَقَابِلِينَ(16)يَطُوفُ عَلَيْهِمْ وِلْدَانٌ مُخَلَّدُونَ(17)بِأَكْوَابٍ وَأَبَارِيقَ وَكَأْسٍ مِنْ مَعِينٍ(18)لَا يُصَدَّعُونَ عَنْهَا وَلَا يُنزِفُونَ(19)وَفَاكِهَةٍ مِمَّا يَتَخَيَّرُونَ(20)وَلَحْمِ طَيْرٍ مِمَّا يَشْتَهُونَ(21)وَحُورٌ عِينٌ(22)كَأَمْثَالِ اللُّؤْلُؤِ الْمَكْنُونِ(23)جَزَاءً بِمَا كَانُوا يَعْمَلُونَ(24)لَا يَسْمَعُونَ فِيهَا لَغْوًا وَلَا تَأْثِيمًا(25)إِلَّا قِيلًا سَلَامًا سَلَامًا(26)

«Эти – те, которые будут приближены в садах благодати, – группа первых, и немного последних на ложах расшитых, облокотившись на них, друг против друга. Обходят их мальчики вечно юные, c чашами, сосудами и кубками из текущего источника. От него не страдают головной болью и ослаблением. И плодами из тех, что они выберут, и мясом птиц из тех, что пожелают. A черноокие, большеглазые, подобные жемчугу хранимому, в воздаяние за то, что они делали. He услышат они там пустословия и укоров в грехе, a лишь слова: Мир, мир!» (56:12-26)

5.6. Ад

Ад – это противоположность Рая, это место, предназначенное для грешников и неверных. Из аятов Корана и хадисов Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, описывающих Ад, можно сделать следующие выводы:

                Адские наказания не ограничиваются огнем; там есть и холод, и тень, и вода, однако все это предназначено для наказания.

                Адский огонь не похож на земной. Во-первых, он во много раз сильнее, чем земной; во-вторых, в отличие от земного огня, огонь Ада не уничтожает, не убивает, а доставляет страдания.

                От огня Ада не спастись смертью, так как обитатели Ада бессмертны.

                Своих обитателей Ад встречает ревом, россыпями искр и пламени.

                В Аду присутствуют различные виды наказаний для грешников и неверующих.

                Обитатели Ада не увидят своего Господа.

                Адская пища не утоляет голод и жажду, а доставляет страдания.

О пище обитателей Ада Коран сообщает следующее:

لَآكِلُونَ مِنْ شَجَرٍ مِنْ زَقُّومٍ(52)فَمَالِئُونَ مِنْهَا الْبُطُونَ(53)فَشَارِبُونَ عَلَيْهِ مِنْ الْحَمِيمِ(54)فَشَارِبُونَ شُرْبَ الْهِيمِ(55)

«Потом, поистине, вы – заблудшие, обвиняющие во лжи, будете есть c дерева заккум и наполнять им животы, и пить за этим кипяток, и пить, как пьют истомленные жаждой» (56:52-55).

В другом аяте Корана встречается более подробное описание плодов этого дерева:

إِنَّ شَجَرَةَ الزَّقُّومِ(43)طَعَامُ الْأَثِيمِ(44)كَالْمُهْلِ يَغْلِي فِي الْبُطُونِ(45)كَغَلْيِ الْحَمِيمِ

«Ведь дерево заккум – пища для грешника. Как медь, кипит оно в животах, точно кипит кипяток» (44:43-46).

Еще один аят сообщает, что

طَلْعُهَا كَأَنَّهُ رُءُوسُ الشَّيَاطِينِ

«Плоды его точно головы дьяволов» (37:65).

Наказание Ада будет постоянно возобновляться. В Коране об этом сказано:

إِنَّ الَّذِينَ كَفَرُوا بِآيَاتِنَا سَوْفَ نُصْلِيهِمْ نَارًا كُلَّمَا نَضِجَتْ جُلُودُهُمْ بَدَّلْنَاهُمْ جُلُودًا غَيْرَهَا لِيَذُوقُوا الْعَذَابَ إِنَّ اللَّهَ كَانَ عَزِيزًا حَكِيمًا

«Поистине, тех, которые не веровали в Наши знамения, Мы сожжем в огне! Всякий раз, как приготовится их кожа, Мы заменим им другой кожей, чтобы они вкусили наказания. Поистине, Аллах &‐ Великий, Мудрый!» (4:56)

5.7. Заступничество

В одном из хадисов сообщается: «У каждого пророка есть мольба, которую Аллах обязательно принимает. Все пророки поспешили со своими мольбами, я же отсрочил свою мольбу о заступничестве до Судного дня. Оно коснется каждого, кто, будучи моим последователем, умер единобожником» . Выделяются следующие виды заступничества Пророка, да благословит его Аллах и да приветствует:

1.            Большое заступничество – произойдет тогда, когда люди собравшись, будут ждать начала Суда и Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и да приветствует, обратится к Аллаху с просьбой о начале Суда. Считается, что этот вид заступничества коснется и верующих, и неверующих.

2.            Заступничество за некоторых мусульман о том, чтобы они попали в Рай.

3.            Заступничество для увеличения степеней обитателей Рая.

4.            Заступничество за некоторых грешных мусульман о том, чтобы они не вошли в Ад.

5.            Заступничество за мусульман, попавших в Ад, о том, чтобы вывести их из него.

Кроме этого, в хадисах упоминается заступничество праведников, мучеников, детей, умерших в раннем возрасте, заступничество Корана, молитвы, поста и пр.

Рекомендуемая литература

 

1.            ‘Абдалгани аль-Гунайми аль-Майдани. «Шарх аль-‘акыда ат-тахавиййа аль-мусамма «Байан ахль ас-сунна валь-джамаа». – Палестина: Джамгиййа аль-бейт ли-т-турас ва аль-‘улюм аш-шар‘иййа», б.г. – 62 с.

2.            ‘Абдаль-Малик ‘Абд ар-Рахман ас-Са‘ди. Шарх ан-Насафия фи аль-‘акыда аль-исламия. – Багдад, 1988 г.

3.            Адыгамов Р.К. Исламское вероучение. – Казань: Российский исламский университет, 2011. – 236 с.

4.            ‘Умар Сулейман аль-Ашкар. Аль-Кийама аль-кубра. – Амман: Дар ан-Нафа’ис, 2002. – 287 с.

5.            ‘Умар Сулейман аль-Ашкар. Аль-Кийама ас-сугра. – Амман: Дар ан-Нафа’ис, 2004. – 310 с.

6.            Адыгамов Р.К. Мусульманское вероубеждение (Акыда). – Казань: Иман, 2003. – 79 с.

7.            Аль-Бухари. Сахих. – Электронный ресурс CD-диск «Маусугат аль-хадис аш-шариф», версия 2.00, Global Islamic Software Company (1991-1997).

8.            Ахмед Саим Кылавуз. Исламское вероучение (акыда). – М: Издательская группа «Сад», 2007. – 224 с.

9.            Валиуллин К. Гакыйда. – Казань: Иман, 1999 – 87 с.

10.          Габаши Х. Подробная историю тюрков. перев. со старо-татарского. – Казань: Иман, 2006. – 180 с.

11.          Крачковский И.Ю. Коран (перевод). – Минск, 1990.

12.          Курсави Г. Тафсир байан. – Казань: Типография Домбровского, 1915. – 192 с.

13.          Марджани Ш. Зрелая мудрость в разъяснении догматов ан-Насафи (аль-Хикма аль-балига), предисл. и пер. с араб. Д. Шагавиева. – Казань: ТКИ, 2008. – 479 с.

14.          Муслим. Сахих. – Электронный ресурс CD-диск «Маусугат аль-хадис аш-шариф», версия 2.00, Global Islamic Software Company (1991-1997).

 

Источник: Адыгамов А. Акыда (исламское вероучение), учебное пособие.- Казань: "ЦРО ДУМ РТ", 2012.-160 с.

 

Персона
Избран 17 апреля 2013 года
Персона
с 1992 года по 1998 год
Персона
с 1998 года по 2011 год
Персона
с 2011 года по 2013 год

Расписание намазов

Фaджр
Шурук
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Архив новостей
Tatarstan.Net - все сайты Татарстана