Абдулла Адыгамов: Из религиозных книг и авторов мне импонирует известный исламский ученый Мухаммад Саид Рамадан Аль Буты

15 августа 2012 года 09:39
Абдулла Адыгамов: Из религиозных книг и авторов мне импонирует  известный исламский ученый Мухаммад Саид Рамадан Аль Буты

Islam-today.ru: Абдулла хазрат, не откроем Америку, если скажем, что для большинства мусульманского сообщества России вы остаетесь теневой фигурой, о Вас мало знают. Естесственно, в Татарстане дела обстоят несколько иным образом, вы долгое время работали и в самом знаменитом медресе РТ – "Мухаммадия", возглавляли факультет в Российском Исламском Университете. Российские читатели Ислам Сегодня.ру интересуются Вашей биографией, им интересно - кто вы, откуда Вы, как пришли к Исламу?

В любом случае на истинный путь  наставляет только Аллах Тааля, вся милость исходит от Него. Конечно, в советские времена у меня была не такая религиозная семья, чтобы все ее члены совершали пятикратный намаз. Но бабушка со стороны мамы, которая получила образование до революции, самостоятельно читала много религиозной литературы. В осознанном возрасте я бабушку, конечно, не застал, но ее уроки, полученные через родителей, оказали на меня большое влияние. Мои родители на тот период религиозные предписания выполняли в минимальном объеме. Например, у нас в семье было принято, что после принятия еды обязательно нужно делать дуа, также в детстве мы с отцом ходили в мечеть на праздники. После того как отец вышел на пенсию, он стал читать «Гыйбадате исламия», совершать намаз, и мы постепенно стали тянуться к этому.

В Алма-Ате, откуда я родом, я посещал татарский культурный центр, который работал в разных направлениях. С него, наверное, все и началось. А точнее, с дагвата одного молодого человека, который посещал культурный центр. Он жил в общежитии с арабами, благодаря которым стал на путь религии и довел эту истину до нас.

Islam-today.ru: Как известно, потом вы получали образование в медресе «Мухаммадия». Почему вы предпочли его другим российским и зарубежным учебным заведениям?

Это тоже можно назвать божественным провидением. Поступление в медресе нельзя назвать случайным. Когда появился интерес к религии, появилось и желание систематизировать образование. Поскольку в Казахстане на тот момент не было сильных медресе, было принято решение ехать в Россию. К тому же, в Казани были родственники, которые могли предоставить жилье. По приезде я принял участие в лагере, который организовал Валиулла хазрат Якупов. Потом прошел собеседование и поступил в «Мухаммадию».

Islam-today.ru: Вопрос от нашей читательницы Светланы: Ас-салам алейкум. Спасибо заранее за ответ. Уважаемый Абдулла хазрат, расскажите, пожалуйста, каким был в жизни Валиулла хазрат Якупов. Мир его душе за добро, оставленное людям. Он огорчил всех мусульман трагичным уходом из жизни. Абдулла хазрат, обычно такие случаи несведующие связывают с Богом, мол на то была Его воля. Как Вы трактуете произошедшее в свете шариата, неужели воля Всевышнего была против служителя ислама? Или Бог испытывал обезумевшего нелюдя, стрелявшего многократно в безоружного богослова, проповедника? Извините, пожалуйста, я понимаю, Вам непросто говорить о нем. Благословения Всевышнего Вам и Татарстану.

Алейкум ассалам. Про Валиуллу хазрата говорить непросто. За него говорят его деяния. Он внес большой вклад в становление и развитие Ислама в нашей республике - это и его издательский центр, и огромные тиражи книг, которые он издавал, и студенты медресе «Мухаммадия», которые учились и выпускались под его началом. Он всего себя посвятил служению Исламу. У него была динамичная жизнь – постоянные командировки по всему миру. Это был человек энциклопедист, имеющий хорошее образование, умеющий рассуждать на любую тему. Что касается его трагического ухода, то с точки зрения шариата это очень осуждаемый порицаемый поступок. Преднамеренное убийство верующего в Коране обозначено как грех, незаслуживающий прощения, то есть Аллах Тааля обещает для убийцы верующего и наказание ада, и Свой гнев. А что касается божественного предопределения, то срок ухода из этого мира каждого человека уже известен, есть только различия в причинах, по которым он с этим миром расстается. Некоторые люди уходят по причине болезни, другие, как нам кажется, покидают мир насильственной смертью. Важна не причина, а важен сам факт смерти. Если время пришло, то человека в этом мире ничто не удержит.

Islam-today.ru: Вопрос от нашего читателя Исхака Батыршина: Какие книги вы любите читать? Светские книги читаете? Какой исламский автор религиозной литературы вам наиболее импонирует?

- Когда я был чуть моложе, я очень любил научную фантастику. Из религиозных книг и авторов мне импонирует  известный исламский ученый Мухаммад Саид Рамадан Аль Буты. Я с удовольствием слушаю его аудиолекции и читаю книги, потому что в них дается глубокий анализ проблем ислама. Он каждое свое слово подкрепляет веским шариатским доказательством.

Islam-today.ru: Вопрос от нашего читателя Раиса: Изменится ли политика ДУМ РТ после терактов? Чего нам ожидать – дальнейшее усиление борьбы с ваххабизмом и ХТ или, как трусливые, крысы мы двинемся назад?

- ДУМ РТ продолжает, и будет продолжать свою работу в штатном режиме. Есть план мероприятий, которые будут проводиться. Мы за единство мусульман, мы за мир в республике, мы за единство всей мировой мусульманской уммы, мы за то, чтобы мусульмане выстраивали между собой диалог, чтобы приходили к взаимопониманию. Естественно, сколько людей - столько мнений и мы можем различаться по своему мировоззрению. Но есть термин, придуманный не нами, а авторитетными исламскими деятелями – ахлю ал-кыйбла. Это те люди, которые при поклонении своему Господу обращаются в сторону Кыйблы. Мы - все мусульмане - верим в одного единого Аллаха, направляемся в сторону одной кыйблы, мы все исполняем пятикратный намаз, поэтому какие- то незначительные спорные вопросы шариата нас не должны разделять. Что касается деятельности ДУМ РТ, то она, естественно, должна соответствовать уставу. Мы готовы сотрудничать с любыми мусульманскими организациями и готовы принять в свой штат любого верующего, который готов работать согласно этим правилам.

Islam-today.ru: Вопрос от нашего читателя Раиля Калимуллина: Много раз из уст чиновников и имамов мы слышали о том, что нужно проповедовать ханафитский мазхаб? Почему именно ханафитский, а не другой суннитский, например, джаффаритский? (джаффаритский мазхаб не является суннитским – прим. Islam-Today.ru)

- В уставе ДУМ РТ прописано, что он в своей деятельности руководствуется Кораном и сунной, понимание которых отражено в ханафитском мазхабе. Этот мазхаб ничем не хуже других правовых школ. В ханафитском мазхабе все законоположения, все хукмы основаны на веских шариатских доказательствах. В основе лежит либо аят Корана, либо сунна Пророка (саллаху алейхи вассалям). Поэтому мы имеем полное право действовать согласно положениям данного мазхаба. Более того, нужно сказать, что ханафитский мазхаб сложился одним из первых, что Абу Ханифа лично встречался с сахабами, он был ближе к временам Пророка. По этой причине ханафитский мазхаб имеет больше шансов быть достоверным. Поэтому мы будем продолжать работать согласно уставу, соблюдая ханафитский мазхаб и гордимся принадлежностью к этому мазхабу.

Islam-today.ru: Вопрос от нашей читательницы Алсу: Во всем плохом, что происходит в мире, обвиняют мусульман, даже тогда, когда мусульман убивают, все равно, виноватыми хотят показать мусульман?

- К сожалению, в мире сложилась такая тенденция. Но это может быть как целенаправленной деятельностью против ислама или же чистой случайностью. У нас нет фактов, которые доказывали бы, что весь мир ополчился против нас. Тем, кто задал этот вопрос, мне хотелось бы напомнить аят и Корана, в котором Аллах Тааля говорит: «Воистину, в трудности – легкость». В истории Ислама были различные периоды – и взлеты, и падения. На данный момент Аллах дал нам такое испытание. Я верю, что мы это испытание пройдем, и что после трудностей обязательно будет легкость.

Islam-today.ru: Вопрос от нашего читателя Альфреда Шакирова: Много слышим  о традиционном Исламе. А что это такое - никто не может объяснить! Как этот термин понимаете Вы?  Раньше татарские имамы до революции учились в Саудовской Аравии, Бухаре, Афганистане, они теперь тоже представители нетрадиционного Ислама?

- На этот вопрос нельзя дать однозначный ответ. Если речь идет о том Исламе, которого традиционно придерживаются мусульмане, не исполняющие предписания шариата или если он ограничивается поминками и посещением мечети только два раза в год, то это не тот Ислам, который проповедовал Пророк. Если речь идет о том Исламе, которого придерживались наши предки татары, то можно смело сказать, что это тот ислам, который проповедовал Пророк (саг). Поскольку, мы прекрасно знаем, что до революции большинство татар совершали пятикратный намаз, в деревнях осуждалось употребление алкоголя, совершение прелюбодеяния, работали мечети, медресе, издавалась исламская литература. Имамы вели проповеди в мечетях, казыйи решали различные гражданские вопросы, было множество меценатов из числа татар, которые большую часть своего заработанного имущества тратили на строительство медресе, мечетей, содержание и оплату труда преподавателей медресе, стипендии шакирдам медресе. Во время беседы с историками - исследователями выяснился такой интересный факт, что наиболее богатыми из числа купцов - татар были те, которые вели свою торговлю наиболее честно. Если речь о таком Исламе то это тот ислам, который проповедовал Пророк (саг). Также хочется добавить, что традиционный для татар ислам – это любовь к труду, уважение к старшим и представителям духовенства, это крепкая гармоничная семья и все высокие духовные ценности, проповедуемые в Коране и сунне.

Islam-today.ru: Вопрос от нашей читательницы Патимат Алиевой: Как вы понимаете термин «татарский ислам», этот термин пиарят в СМИ.  Но ведь ислам один и един! Как вы считаете, хазрат?

- Я бы не выделял понятия «татарский ислам» как отдельный термин. Ислам является достоянием всех народов мира, которые придерживаются этой религии. Но следует не забывать о том, что в зависимости от географического положения, социально-политического устройства государства могут быть те или иные фетвы, которые регулируют жизнь мусульман на той или иной территории. Ярким примером является тот факт, что, например, у имама Шафии два мазхаба. Один мазхаб иракский, второй - египетский. Это связано с тем, что первую часть жизни имам Шафии прожил в Ираке и на заданные ему вопросы, связанные с шариатом, он давал одни ответы, когда же он переселился в Египет, то во второй половине жизни он на те же вопросы давал совсем другие ответы. Это яркая иллюстрация того, что географическое положение, национальные традиции могут вносить свои коррективы в законоположения шариата. Поэтому термин «татарский ислам» считаю неправильным. Ислам наше общее достояние, но поскольку мы живем в Российском государстве у нас естественно есть свои особенности, связанные с условиями нашей жизни. Что касается дореволюционных богословов, которые получали образование за границей, то нельзя сказать что все они возвращались с радикальными идеями. Да у Российского государства дореволюционного периода была своя внутренняя социальная политика, которая ущемляла права мусульман и это, конечно, вызывало недовольство за рубежом. И возможно некоторых шакирдов, которые учились за границей, настраивали таким образом. Но речь идет не обо всех. Если мы возьмем того же Марджани, который учился в Средней Азии, того же Баруди, то в их трудах мы не видим никаких радикальных идей.

Islam-today.ru: Вопрос от нашего читателя Ильшата: Многие эксперты, востоковеды обвиняют после взрывов правительство РТ, что оно не оценило роль и влияние экстремистов в Татарстане. Согласны ли в этом? Мусульманам России в отличии от других стран как живется? Может, сравним?

- Я думаю, было бы неправильно обвинять правительство РТ в том, что оно не поддерживает Духовное управление мусульман. Поскольку даже было создано специальное управление по взаимодействию с религиозными организациями, с которыми духовное управление тесно ведет свою работу. В произошедших событиях, я думаю, вину никогда не надо искать в ком-то другом, вину надо искать в себе. К сожалению, мы, мусульмане, не смогли оценить всех тех возможностей, которые нам были даны. Если сравним различные периоды существования мусульман в рамках Российского государства, то настоящий период для мусульман можно считать наилучшим. В царской России, например, шла политика христианизации, на данный момент такого нет. В царской России, действительно, религия никакой поддержки не имела, а на данный момент в Москве есть фонд поддержки исламской культуры науки и образования, который оказывает даже финансовую поддержку религиозным организациям России. Даже если сравнивать с Францией, можно сказать, что наше положение намного демократичнее. Все слышали о том, что там был принят закон против хиджаба, закон запрещающий мусульманам совершать праздничные молитвы – Курбан и Рамазан на улицах. У нас же в республике такого нет. Наоборот, при проведении этих праздников выставляются даже посты ГАИ, которые, например, оцепляют улицу, на которой находится мечеть аль – Марджани и верующие имеют возможность на улице совершать намаз. Государство идет нам навстречу.

Islam-today.ru: Вопрос от нашего читателя Салмана Богровский: Вы наверняка были во многих мусульманских странах, имамы нынче путешествуют много! В умру раза 3 в год ездят). Какая мусульманская страна Вам больше всего понравилась?

- Нельзя сказать, что мне удалось много путешествовать по миру. Из мусульманских стран я был в Иордании, Саудовской Аравии и в Сирии. В Турции, к сожалению, был только транзитом. Из перечисленных стран мне больше понравилась Сирия, потому что там очень много действительно авторитетных грамотных исламских богословов, во – вторых, это огромное историческое наследие. На каждом шагу медресе, мечеть, которой присвоено имя какого-нибудь ученого, сахаба. Или мечеть, которая была построена рядом с могилой этого человека. Это огромный исторический пласт. И не стоит забывать хадис Пророка (с.г.в.), в котором упоминается Шам.

Islam-today.ru: Сирия? Но ведь там сейчас война, беспорядки!

- Здесь много факторов. Не следует забывать, что власти Сирии – шииты алавитского направления. Это тоже может оказывать свое влияние. С другой стороны, это могут быть и действия иностранных государств, в частности, и провокации со стороны США.

Islam-today.ru: Вы упомянули, что любите читать книги Мухаммада Саид Рамадан Аль Буты, он ведь как раз из Сирии, хотя сам курд по национальности, бывали ли Вы на его лекциях, уроках?

- С ним была личная одна встреча. Я присутствовал в его мечети на одной из лекций.

Islam-today.ru: Могли бы Вы адресовать Ваше пожелание мусульманам России и читателям Islam-Today.ru?
- Мое пожелание и читателям, и себе лично, чтобы мы считали, что стакан наполовину полный. В нашей жизни могут быть трудности, но нужно проявить терпение. Инша Аллах, нас ждет хорошее будущее и процветание.

islam-today.ru

Персона
Избран 17 апреля 2013 года
Персона
с 1992 года по 1998 год
Персона
с 1998 года по 2011 год
Персона
с 2011 года по 2013 год

Расписание намазов

Фaджр
Шурук
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Архив новостей
Tatarstan.Net - все сайты Татарстана