Жить по исламу в рамках светских законов

08 августа 2011 года 16:44
Жить по исламу в рамках светских законов

Беседа с Ильсуром Ильгизовичем Салиховым – кандидатом юридических наук, доцентом кафедры гражданского и предпринимательского права юридического факультета Казанского (Приволжского) федерального университета, выпускником Программы Президента РФ по подготовке управленческих кадров, членом квалификационной комиссии Росреестра РТ, официальным представителем международного конкурса «ICCC Competition» в России.

- Ильсур Ильгизович, известно, что в 2010 году был создан Центр исследований исламского права, научно-методологическую базу которого обеспечивают преподаватели Российского исламского университета и Казанского (Приволжского) федерального университета специализирующиеся в вопросах исламского права. В чем заключается современное взаимодействие ислама с современными правовыми системами, в том числе и с правовой системой Российской Федерации?

- Вопрос о таком взаимодействии нужно рассматривать в контексте как минимум двух пониманий самого ислама - ислама как религии и как правовой системы. Ислам, как и другие мировые религии,  дополняет общую систему социальной регуляции, сложившуюся в современном мире.  Человек в своей жизни руководствуется не только светским законом, но и нормами морали нравственности, которые во многом основаны на религиозных писаниях.  Религия и право должны стремиться к гармоничному взаимодействию.

В данном контексте взаимодействие норм исламского права и норм светского права России не предполагает применения в России религиозных норм в качестве правовых.Безусловно, такое возможно в современных правовых системах других стран. В странах исламской правовой группы имеет место прямое взаимодействие ислама с современной правовой системой. В частности, в конституции Йемена прямо сказано, что Коран и сунна пророка являются источником права. Эти источники имеют высшую юридическую силу. Аналогичная ситуация имеется во многих  мусульманских странах.

Мне кажется, что сама постановка вопроса о взаимодействии Ислама с современной системой права России уже является дискуссионной. Вместе с тем, я глубоко убежден в том, что нормы ислама, как и других мировых религий должны служить нравственной основой светской правовой регуляции и обеспечивать реальное, жизненное наполнение  правовых норм. Как это может выглядеть в практической плоскости? Например, существует статья 169 Гражданского кодекса РФ, которая говорит о ничтожности сделок, цель которых противоречит основам правопорядка и нравственности. Если какая либо сделка входит в противоречие с этими основами, то она не влечет никаких правовых последствий.  При наличии умысла обеих сторон сделки все ими полученное взыскивается в доход государства. Что же в данном смысле понимается под «основами нравственности»?  На этот вопрос нам отвечает, в том числе и религия.

Регулятивный опыт ислама, имеющий многовековую апробацию в странах исламского мира,  может учитываться и в отечественной договорной практике. Совместно с  Мухаммедом Рустямовичем Муратовым  - научным руководителем Центра, заведующим кафедрой исламского права Российского исламского университета мы проводим исследование данной научной проблемы. Применение постулатов ислама в отечественной договорной практике, на самом деле, принципиально не противоречит российскому законодательству. Следуя нормам Корана и сунныа тивная практикаиодействию  Пророка (мир ему и благословление) предприниматели должны стремиться к устранению неопределенности в своих взаимоотношениях, к четкому определению предмета договора, к четкому формулированию положительной цели сделки. Они должны заботиться об интересах партнера не меньше, чем о своих.

Безусловно, многие нормы уже заложены в гражданском кодексе России. Но в отсутствии четкой связки правового содержания с этическими основами  часто они эффективно не работают. К сожалению, наша правовая ментальность нередко основывается исключительно на стремлении  избежать юридической ответственности. Мы исполняем то или иное правое предписание под давлением потенциально возможного применения мер юридической ответственности. На примере налогов можно провести интересные параллели. Некоторое время назад в стране был популярен слоган – «Заплати налоги и спи спокойно». Почему человек платит налог – чтобы избежать государственного принуждения – спать спокойно. Более справедливым с точки зрения ислама,  и это укладывается и в западно-европейскую традицию, был бы слоган примерно такого содержания - «Заплати налоги и дороги станут лучше», «…. помоги пенсионерам», «…. Помоги сиротам» и т.п.  В данном случае мы бы увидели честное взаимодействие морально-этической стороны социальной регуляции и формально юридической. В светской части мы забываем, что мотивация – это не только принуждение. Человек должен вести себя правильно не потому,  что он боится привлечения к уголовной или имущественной ответственности. Он должен делать это исходя из добрых побуждений, из собственного понимания представления об общем благе и, в конечном счете, в надежде на вознаграждение, которое последует в следующей жизни, и на прощение Всевышнего.

Таким образом речь идет об иррациональной мотивации в правовой культуре. Осознанное игнорирование религиозных норм в теории и практике правового регулирования, на мой взгляд, ограничивает возможности его совершенствования. Людям должно быть просто стыдно нарушать закон. Я не выступаю за то, чтобы придавать светским  законам божественную силу  и ссылаться на то, что наше сегодняшнее законодательство ниспослано свыше. Тем не менее мы наблюдаем совпадение системы базовых ценностей права и религии. В основе своей между светскими и религиозными законами нет противоречий и нужно всячески пропагандировать имеющиеся тождества. Нужно показывать то, что человек не может себя считать добропорядочным правоверным, нарушая светское законодательство.

Если брать локальные примеры применительно к мусульманскому бизнесу, то на территории республики Татарстан мы имеем прекрасную возможность формирования бизнес-субкультуры, через создание сообщества предпринимателей-мусульман. Такие предприниматели осознанно позиционируют себя как предприниматели, ведущие бизнес по высоким морально-этическим стандартам, имеющие общую идеологию ведения бизнеса. Создание такой атмосферы внутри  бизнес-сообщества, в том числе атмосферы неприятия нарушителей договорной дисциплины, нетерпимости к обману, злоупотреблению правом  - это пока  мечта, но к ней нужно стремиться.

Светская правовая регламентация должна дополняться  деятельностью хорошо развитых институтов гражданского общества, частью которого является и религиозные общественные образования. В указанном смысле можно развивать проблематику взаимодействия ислама и гражданского права  непосредственно в юридическом плане. Статья 5 Гражданского кодекса, «Обычаи делового оборота»  позволяет нам задействовать при определенных условиях исламские нормы в предпринимательской практике. Обычаем согласно статье признается широко применяемые на практике, устоявшиеся, сложившиеся правила поведения, которые не зафиксированы в каких-либо нормативно-правовых актах. Таким образом, если мусульманское  бизнес – сообщество Татарстана  с годами подтвердит практику ведения бизнеса по исламским нормам, выработает действующие модели хозяйственных отношений, в том числе выраженных в типовых формах контрактов, согласованных в виде «фетв», то этот результат вполне можно облечь в светскую форму и придать ему силу «обычая». А это значит, что религиозные нормы при определенных условиях могут быть фактически признаны источником светского права и будут применяться государственными судами наряду с законами. 

Нам представляется, что проблема взаимодействия исламского права и права России сегодня кроется не в слабости или недоразвитости российского законодательства, и не в готовности норм ислама быть внедренными в отечественную практику, а в самой практике. Сегодня необходимо прилагать усилия по развитию мусульманской экономической инфраструктуры региона, формированию культуры предпринимателя – мусульманина и мусульманина-потребителя, повышению уровня правовой культуры уммы в целом.  

- Расскажите нам о вашей работе в Центре исследований исламского права и созданном Вами же Центре «Аль-Мизан». Какими исламскими правовыми источниками вы пользуетесь в своих исследованиях?

- Эти два центра, как две стороны одной медали, теория и практика.  Центр исследований исламского права находится в начальной стадии своего формирования. Есть группа инициативных молодых ученых, увлеченных исламским правом, которые объединились для совместного изучения исламского частного права и для проведения в дальнейшем научных исследований в данной сфере.  Мы не позиционируем себя как религиозный научный кружок. В состав научной группы входят представители различных религий. Задачей центра является  мирское научное исследование исламского права как богатейшей с точки зрения опыта регулятивной системы. Мы пытаемся понять, имеются ли противоречия и насколько они принципиальны, между тем, что было ниспослано Всевышним, и мирским правом России. Возможно ли исламско-правовой опыт применять в современной договорной практике?  Может ли предприниматель, например, позволить себе вести свой бизнес по правилам ислама, не нарушая закон РФ?

Что касается источников, то сегодня мы накапливаем материал и формируем общую электронную библиотеку. Библиотека функционирует по принципу «кассы взаимопомощи». Тот, кто присылает на наш электронный ящик новый материал, получает электронный реестр библиотеки и может запросить любой из имеющихся источников. Кроме того, мы самостоятельно готовим специальные справочники. Первый - сборник аятов Корана, которые мы классифицировали по структуре Гражданского кодекса РФ. Юрист сможет посмотреть, какие есть аяты Корана по отдельным гражданско-правовым институтам. Аналогичная работа запланирована и по хадисам Сунны Пророка (мир ему и благословение).

Важно отметить, что деятельность Центра возрождает дореволюционные традиции Казанского университета. Исламское право в Казанском университете активно исследовали и такие ученые как Жузе, Пантелеймон Крестович, Шайх-Аттар Иманаев.

В рамках деятельности Центра ежегодно проводятся доступные для всех открытые лекции по основам исламского права. С этого года в рамках магистратуры юридического факультета КФУ мы начинаем преподавать специальный курс «Исламское частное право».

Центр «Аль-Мизан», в свою очередь, ориентирован на практику и решает насущные проблемы, возникающие перед предпринимателями-мусульманами. К нам обращаются предприниматели, стремящиеся обеспечить соответствие своей деятельности не только нормам законодательства России, но и требованиям исламского права.

- Какова конкурентоспособность Центра «Аль-Мизан»?

В центре работают квалифицированные специалисты. Уникальность его и в том, что мы можем себе позволить анализ сделки не только с точки зрения мирского права РФ, но и исламского права. Для этого есть специалисты с должным образованием, включая тех, кто практиковался в странах исламской группы. Мы можем сопроводить договорный процесс на уровне переговоров и составлении договоров на английском и арабских языках. Потенциал центра «Аль-Мизан» позволяет обеспечить комплексное правовое сопровождение крупных инвестиционных проектов с участием иностранных компаний и, прежде всего, из исламского мира.

- Во что все это выльется в будущем, по-вашему мнению?

- Основная идея создания двух центров  - повышение правового сознания и культуры предпринимателей-мусульман России. Наши усилия направлены на формирование уникального опыта реализации идей исламского права в правовой системе России, создание теоретико-практического фундамента успешного сотрудничества предпринимателей России и стран исламского мира.

 У Республики Татарстан есть уникальные исторические предпосылки, удобное геополитическое расположение для осуществления этой идеи. Татарстан - то самое место, где цивилизации сталкиваются, не конфликтуя, гармонично сосуществуют. Именно здесь мы можем и должны заниматься гармонизацией правовых систем.  Полагаем, что многовековой опыт народов России по мирному сосуществованию представителей различных конфессий – это основа идентичности России на глобальном уровне, часть ее миссии. Хотелось бы, чтобы наши научные и практические усилия  внесли бы и свой посильный вклад в это важное дело.

Источник: www.e-umma.ru

Последние новости

Нужно ли поднимать руки в намазе до и после поясного поклона?

Необходимо ли поднимать руки (раф’уль-ядейн) в намазе, до и после поясного поклона (руку’) и вставая...

18 апреля 2016 года 13:53

Как правильно совершать дуа?

Как правильно совершать дуа? Нужно ли поднимать руки во время мольбы и после проводить ими по лицу...

18 марта 2016 года 10:25

Разрешено ли употреблять в пищу конину?

Разрешено ли употреблять в пищу конину? Просто я слышал, что по ханафитскому мазхабу нельзя есть...

14 марта 2016 года 17:26
Персона
Избран 17 апреля 2013 года
Персона
с 1992 года по 1998 год
Персона
с 1998 года по 2011 год
Персона
с 2011 года по 2013 год

Расписание намазов

Фaджр
Шурук
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Архив новостей
Tatarstan.Net - все сайты Татарстана