В ночь с 15 на 16 мая мусульмане отмечают Миградж - праздник в ознаменование чудесного путешествия пророка Мухаммада из Мекки в Иерусалим и его вознесения на седьмое небо к престолу Аллаха. Пост в Миградж в ритуальном отношении равен 100 ночам поста.
Это ночное путешествие произошло 27 раджаба 621 года. Эта дата отмечается сегодня в мусульманских странах. Ночь 27 раджаба проводят в бдении, читают Коран, молятся и пересказывают предание о чудесном вознесении пророка.
Как передается в предании, Анас ибн Малик рассказывал со слов Малика ибн Са‘са‘а, да будет доволен ими Аллах, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда я находился в доме в полусонном состоянии, ангел назвал меня человеком, лежащим между двумя людьми. Мне преподнесли золотой таз, наполненный мудростью и верой.
Затем он рассек мое тело от горла до нижней части живота, и затем мой живот был помыт водой из источника Замзам, а мое сердце было заполнено мудростью и верой. Затем ко мне привели белое животное, которое было ниже мула и выше осла. Его звали Бурак. Затем я отправился в путь вместе с Джибрилем.
Когда мы достигли ближайшего неба, нас спросили: “Кто это?” Он ответил: “Это – Джибриль”. Тогда его спросили: “А кто с тобой?” Он ответил: “Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха”. Его спросили: “Его вызывали?” Он ответил: “Да”. Тогда они сказали: “Добро пожаловать! Какой прекрасный посетитель!” Затем я дошел до Адама и поприветствовал его. Он ответил: “Добро пожаловать, о сын и пророк!”
Затем мы добрались до второго неба, и нас спросили: “Кто это?” Джибриль ответил: “Это – Джибриль”. Тогда его спросили: “А кто с тобой?” Он ответил: “Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха”. Его спросили: “Его вызывали?” Он ответил: “Да”. Тогда они сказали: “Добро пожаловать! Какой прекрасный посетитель!” Затем я дошел до ‘Исы с Йахйой и поприветствовал их. Они ответили: “Добро пожаловать, о брат и пророк!”
Затем мы добрались до третьего неба, и нас спросили: “Кто это?” Джибриль ответил: “Это – Джибриль”. Тогда его спросили: “А кто с тобой?” Он ответил: “Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха”. Его спросили: “Его вызывали?” Он ответил: “Да”. Тогда они сказали: “Добро пожаловать! Какой прекрасный посетитель!” Затем я дошел до Йусуфа и поприветствовал его. Он ответил: “Добро пожаловать, о брат и пророк!”
Затем мы добрались до четвертого неба, и нас спросили: “Кто это?” Джибриль ответил: “Это – Джибриль”. Тогда его спросили: “А кто с тобой?” Он ответил: “Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха”. Его спросили: “Его вызывали?” Он ответил: “Да”. Тогда они сказали: “Добро пожаловать! Какой прекрасный посетитель!” Затем я дошел до Идриса и поприветствовал его. Он ответил: “Добро пожаловать, о брат и пророк!”
Затем мы добрались до пятого неба, и нас спросили: “Кто это?” Джибриль ответил: “Это – Джибриль”. Тогда его спросили: “А кто с тобой?” Он ответил: “Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха”. Его спросили: “Его вызывали?” Он ответил: “Да”. Тогда они сказали: “Добро пожаловать! Какой прекрасный посетитель!” Затем мы дошли до Харуна, и я поприветствовал его. Он ответил: “Добро пожаловать, о брат и пророк!”
Затем мы добрались до шестого неба, и нас спросили: “Кто это?” Джибриль ответил: “Это – Джибриль”. Тогда его спросили: “А кто с тобой?” Он ответил: “Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха”. Его спросили: “Его вызывали?” Он ответил: “Да”. Тогда они сказали: “Добро пожаловать! Какой прекрасный посетитель!” Затем я дошел до Мусы и поприветствовал его. Он ответил: “Добро пожаловать, о брат и пророк!” Когда же я миновал его, он заплакал. Его спросили: “Почему ты плачешь?” Он ответил: “Господи! У этого юноши, который отправлен после меня, будет больше последователей, которые войдут в рай, чем у меня”.
Затем мы добрались до седьмого неба, и нас спросили: “Кто это?” Джибриль ответил: “Это – Джибриль”. Тогда его спросили: “А кто с тобой?” Он ответил: “Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха”. Его спросили: “Его вызывали?” Он ответил: “Да”. Тогда они сказали: “Добро пожаловать! Какой прекрасный посетитель!” Затем я дошел до Ибрахима и поприветствовал его. Он ответил: “Добро пожаловать, о сын и пророк!”
Затем мне показали храм “Бейт аль-Ма‘мур”. Когда я спросил о нем у Джибриля, он ответил: “Это – храм “Бейт аль-Ма‘мур”. Ежедневно в нем молятся семьдесят тысяч ангелов, а затем они выходят и никогда больше не возвращаются сюда”.
Затем мне показали дерево “Сидрат аль-Мунтаха”. Это – самый дальний лотус, плоды которого похожи на хаджарские глиняные кувшины, а листья которого подобны слоновым ушам. У основания этого дерева текут четыре реки, две из которых можно увидеть, а две из которых незримы. Когда я спросил о них Джибриля, он сказал: “Незримые реки текут из рая, а видимые реки – это Нил и Ефрат”.
Затем мне было велено совершать пятьдесят намазов. Затем я отправился назад и дошел до Мусы. Он спросил меня: “Что произошло?” Я ответил: “Мне было велено совершать пятьдесят намазов”. Он сказал: “Я знаю людей лучше тебя, потому что я прошел тяжелый путь, пока не привел сынов Исраила к повиновению. Твои последователи не справятся с этим. Вернись к своему Господу и умоли Его”.
Я вернулся и обратился с мольбой к Аллаху. Он сократил число обязательных намазов до сорока. Затем произошло то же самое, и тогда Аллах сократил число обязательных намазов до тридцати, затем – до двадцати, затем – до десяти. Затем я вновь дошел до Мусы, и он еще раз повторил мне свои слова. Тогда Аллах сократил число обязательных намазов до пяти.
Когда я вновь встретился с Мусой, он спросил меня: “Что произошло?” Я ответил: “Он сократил их до пяти”. Муса попытался вернуть меня, но я сказал: “Я уже покорился Его воле”. Тут раздался глас: “Я ниспослал предписание и облегчил бремя своих рабов. Но за каждое благодеяние Я буду вознаграждать их в десятикратном размере”».
Этот хадис передали аль-Бухари в главе об ангелах раздела “Китаб Бидъ аль-Хальк” (3393), (3430), (3777), а также Муслим в главе о ночном путешествии Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, на небеса раздела “Китаб аль-Иман” (162). См. также “Шарх аль-‘Акида ат-Тахавийа”, стр. 213-220.