В Королевстве Марокко состоялись ежегодные «Хасанийские чтения», на которые собрались более 300 ученых со всего исламского мира.
В числе гостей Короля Марокко Мухаммада VI была и российская делегация, в состав которой вошли мусульманские ученые из Татарстана: главный секретарь Совета улемов ДУМ РТ, проректор по учебной работе РИУ Рустам хазрат Нургалеев, член Совета улемов ДУМ РТ Рамиль Гиззатуллин.
Отметим, что в чтениях приняли участие также директор Института исламской цивилизации Саид Кямилев, Председатель Духовного управления мусульман Азиатской части России Нафигулла Аширов, Муфтий Сибири, сопредседатель Совета муфтиев России Зулькарнай Шакирзянов, преподаватель Московского исламского университета Ренат Ислямов.
Суть «Хасанийских чтениях» заключается в том, что в присутствии Короля проводятся открытые лекции по шариатским наукам. От года к году самые лучшие богословы мира имеют честь преподать урок лично Королю и его гостям по одной из исламских отраслей знаний.
Приветствие от имени мусульман России Королю Марокко Мухаммаду VI передал главный секретарь Совета улемов ДУМ РТ, проректор по учебной работе РИУ Рустам хазрат Нургалеев. Он пожелал его Превосходительству здравствия, благостности и долгих лет жизни.
Напомним, что «Хасанийские чтения» носят такое название в честь покойного Короля Марокко Хасана II, который выступил инициатором открытия трибуны регулярных международных Собраний мусульманских ученых в Священный месяц Рамадан, восстанавливая, таким образом, научные традиции и похвальные обычаи, что зародились и развивались в лоне этого государства.
Хасанийские чтения организуются до наступления предвечерней (закатной) молитвы Магриб и проходят в торжественной обстановке высокого научного мусульманского собрания. По-арабски оно буквально называется уроком (дарс). Все его участники вместе с королем располагаются на полу, скрестив по-восточному ноги. Ученый, дающий при этом урок на какую-нибудь заданную тему из Священного Корана или хадисов Пророка Мухаммада (саллаллаху алейхи вассалам), подчеркнуто возвышается всем собранием, сидя на высоком кресле, и все присутствующие оказываются даже ниже уровня его ног, чем символически подчеркивается высший приоритет ЗНАНИЯ перед всем остальным в земной жизни человека…
«Хасанийские чтения» стали в наше время заметным явлением мирового масштаба. Они транслируются сегодня на весь мир в прямом эфире с использованием самых современных коммуникационных средств и технологий. Их перевод осуществляется на ведущие мировые языки для их распространения среди неарабоязычной читательской аудитории.
Среди важных причин, вызывающих большой интерес к «Хасанийским чтениям», следует выделить прежде всего тот заслуженный авторитет, которым неизменно пользуется Марокканское королевство как у мусульманских, так и у немусульманских народов. И, конечно же, к причинам международной популярности Хасанийских мусульманских собраний относится их высочайший академический уровень, обеспечиваемый участием в них элиты из числа крупнейших мусульманских ученых, прибывающих в Марокко со всех концов земли и представляющих основные идейные течения и научные направления современного ислама.
Последнее обстоятельство дает «Хасанийским чтениям» возможность вносить свой эффективный вклад в строительство прочного здания подлинно исламской солидарности и сотрудничества на основе истинного учения ислама, базирующегося на Священном Коране, благородной Сунне и великих мусульманских принципах шýра и иджма, обязательных при принятии тех или иных фундаментальных решений или установлений, касающихся важнейших сторон жизни мусульман и их разнообразных сообществ – национальных, региональных, государственных.
В немалой степени популярность «Хасанийских чтений» связана также и с сохранением в наши дни практики проведения этих величественных мусульманских собраний под руководством и при непосредственном участии в них достойного сына и верного последователя Хасана II – Его Величества Короля Мухаммада VI, уверенно продолжающего эту замечательную мусульманскую научную традицию, восстановленную во второй половине прошлого века его славным отцом, и увеличивающего таким образом награду покойному от Всевышнего согласно хадису Пророка Мухам-мада (саллаллаху алейхи вассалам): «Установившему добрый обычай в исламе – награда за него и еще награда того, кто следовал ему вплоть до Судного Дня».