15 августа в Чистополе пройдут IV чтения имени Мухаммадзакира Камалова (Закир ишан Чистави). Этот религиозный деятель почти полвека служил имам-хатыйбом в Чистополе, занимался наукой, построил медресе и несколько светских административных зданий.
Мероприятие пройдет в мечети «Анас» и ожидается, что в чтениях примут участие ученые из Казани, Москвы, Санкт-Петербурга. В рамках мероприятия запланирована презентация книги Мухаммад-Закира Камалова «Тыбсыра аль-муршидин» (Учение наставников), которую выпустил издательский дом «Хузур» на арабском, татарском и русском языках. Они будут розданы участникам чтений.
Напомним, что 2015 год ДУМ РТ официально объявлен Годом татарских богословов. Издательство данного труда стало еще одним шагом в деле изучения и пропаганды богатого наследия религиозных деятелей прошлого. В сочинении даны краткие биографические сведения о Мухаммад-Закире Чистави, подробные разъяснения некоторых вопросов накшбандийской ритуальной практики и др.
Начало мероприятии в 9.30
Справка
Шейх Мухаммад-Закир аль-Чистави уроженец деревни Сасна, ныне входящей в Балтасинский район Республики Татарстан. Он учился в знаменитом Маскаринском медресе,а после завершения учебы вернулся в Чистополь в качестве имам-хатыйба.
Шигабутдин Марджани в своем знаменитом труде «Полезные сведения по истории Казани и Булгара» приводит такие данные: «Мулла Закир, сын Абдул-Вагапа, сын Абдул-Карима ас-Саснави. Родом из большого села Сасна Малмыжского уезда, сын купца. Получив образование в Маскаре у муллы Габдуллы, сына Яхъи, и в Сасне у муллы Тазетдина, сына Габдур-Рашида эль-Иштиряки, стал имамом в этом городе (в Чистополе. - ред). Получал поддержку муллы Махмуда, сына Мухаммеда, сына Садыка, сына Мустафы эль-Дагестани, заслужил его доверие».
Закир был хорошо сложен и ловок. В молодости, как и его братья, он пользовался в округе славой борца. Будущий имам не стоял в стороне от мирских дел - он активно занимался торговлей и стал купцом второй гильдии, что позволило ему приобрести значительное состояние. Это говорит о том, что Мухаммад-Закир умело сочетал духовные и мирские стороны жизни. В своей жизни Мухаммад-Закир никогда не стремился уйти от повседневных забот. Он посвящал много время торговле, обустраивал усадьбу, помогал жене по хозяйству. Больше того, Шейх, будучи образованным и ясно мыслящим человеком, построил на свои деньги медресе, и с 1847 г. стал преподавать в нем. Это весьма крупное по тем временам учебное заведение дало путевку в жизнь сотням молодых людей, прибывших сюда из различных уездов и губерний России для получения исламских знаний.