Когда был напечатан первый Коран? Какие татарские богословы внесли значимый вклад в развитие ислама по всему миру и в Татарстане в частности? Об этом и многом другом сегодня муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин рассказал студентам Института международных отношений, истории и востоковедения К(П)ФУ.
Несколько ранее с небольшой лекции в Ресурсном центре по развитию исламского и исламоведческого образования при ИМОИиВ КФУ состоялось рабочее совещание с участием председателя Духовного управления мусульман Республики Татарстан муфтия Камиль хазрата Самигуллина и директоров институтов вуза. В рамках совещания были затронуты вопросы взаимодействия религиозных организаций и академических учебных заведений.
В ходе лекции студенты вкратце ознакомились с идеями основных представителей татарской религиозной мысли и о том, какой значимый вклад в развитие и распространение ислама по всему миру внесли наши земляки-богословы.
- Священный Коран был ниспослан в Мекке, прочитан в Каире, написан в Стамбуле, а напечатан в Казани в 1803 году, - вспомнил Камиль хазрат. – Тогда он состоял из 575 страниц, второе издание уже из 700 страниц.
Таким образом, татарский народ вписал свое имя в историю ислама. Имена татарских богословов известны по всему миру: Муса Бигиев, Шигабутдин Марджани – как отметил лектор, зачастую во время своей учебы он сталкивался с тем, что жители Турции, Саудовской Аравии, Афганистана порой причисляли имена видных татарских богословов к своим странам. Это говорит о значимости религиозной деятельности наших земляков.
В ходе небольшой, но очень интересной и познавательной лекции Камиль хазрат отметил, что на территории Поволжья проживали и проживают только сунниты, причем все учены – ханафиты.
- Не было среди них тех, кто бы пытался вносить новшества в религию.
Отдельного внимания муфтия Татарстана заслужил видный религиозный деятель Абдурашид Ибрагимов, который объехал весь мир с проповедью, с распространением ислама. Именно он и был инициатором постройки первой мечети в Японии. Камиль хазрат продемонстрировал собравшимся книгу об этом человеке, изданную в Саудовской Аравии. Автор книги усмотрел лишь один минус в личности Ибрагимова – он не знал персидского языка. Почему это считалось и считается недочетом? Ранее, до XVII века, обучались в Дагестане, после XVIII – обучаться стали в Бухаре, где главенствовали языки персидской группы. К тому же наравне с арабским, языком религиозных изданий является и персидский.
Вопросов у аудитории к лектору было немало. Так, например, один из студентов поинтересовался, как и в какое время читать намаз в полярную ночь, которая длится несколько месяцев.
- Если так мыслить, то и уразу надо держать весь год. Когда идет полярная ночь, люди же не перестают ходить на работу?! У них есть часы, по которым они определяют начало и конец рабочего дня. Также и с намазом: время намаза в полярную ночь можно определить по близлежащим странам, ориентироваться на их время совершения ночного намаза. Так, например, у нас, в Татарстане, мы ориентируемся на Астрахань.
Не обошли стороной и тот момент, что на татарстанской земле, особенно в татарских деревнях, есть бабушки, которые читают Коран. Безусловно, хафизами они не являются: у них нет иджазы. Однако среди татарского народа довольно сильно распространены мунаджаты (религиозные песни).
По окончании встречи Камиль хазрат не только призвал к тесному сотрудничеству между Духовным управлением мусульман РТ и Казанским университетом, но и попросил ребят самих обозначить интересующие их темы, на которые в следующий раз и будет обращено внимание.
- Двери Российского исламского института и Духовного управления всегда открыты для вас!
Ильмира Гафиятуллина, Казань