Байская, Вторая Соборная, построенная с личного разрешения Екатерины II, проводившей политику веротерпимости, и восстановленная лишь к концу 2011 года. Расположенная в самом историческом сердце Казани – Старо-Татарской слободе – и являющаяся памятником федерального значения. Сегодня мы проведем для Вас экскурсию по Апанаевской мечети.
С приходом на российский престол Екатерины II (1762-96) для мусульман Российской империи, в том числе и Поволжья, наступили счастливые времена. Политика самодержавия в отношении мусульманского населения России существенно изменилась. Екатерина II как просвещенная правительница предпочитала добиваться покорности татар и других мусульманских народов не силой, а «добрым обхождением», учитывая их национально-религиозные интересы.
В 1766 году императрица совершила путешествие по Волге, посетив город Казань. Здесь она приняла депутацию татар, внимательно выслушала их просьбы. По возвращении в Петербург Екатерина II, откликаясь на одну из просьб, издала указ о разрешении строить в Татарской слободе Казани каменную мечеть. В 1767 году за Булаком, в начале Старой Татарской слободы, развернулось строительство большой двухэтажной каменной мечети в стиле русского провинциального барокко. Примерно в эти же годы за озером Кабан, в Новой Татарской слободе, на средства богатого купца Якуба Султангалиева началось строительство еще одной мечети, которая впоследствии стала называться Апанаевской.
– После взятия Казани в 1552 году началось массовое разрушение мечетей и медресе. В течение 200 лет нельзя было их строить, – вспоминает имам-хатыйб Апанаевской мечети, руководитель отдела дагвата ДУМ РТ, Нияз хазрат Сабиров.
В 1768 году началось строительство Апанаевской мечети. Годом раньше начали возводить мечеть Марджани (1767). В 1769 году Апанаевская мечеть была готова, на следующий год – Марджани. Если последняя строилась на деньги мусульманской уммы, то Апанаевская – на деньги купца. Отсюда и возникло ее второе название – Байская. Основная часть прихожан были люди состоятельные, интеллигентные. Мечеть получила название Апанаевская в честь династии купцов Апанаевых, которые содержали её.
Изначально мечеть была однозальной, с восьмигранным минаретом. В декоре религиозного сооружения можно было найти элементы русского «московского» барокко и татарского декоративного искусства. В 1872 году по проекту архитектора Романова возводится двухэтажный пристрой с северной стороны. В 1882 – вокруг мечети вырастает кирпичная ограда и одноэтажная лавка. Годами позже лавка расширяется – возникает второй этаж.
К сожалению, и эта мечеть на территории Татарстана не избежала закрытия – 6 февраля 1930 года двери Апанаевской мечети закрылись для верующих. В советское время минарет и михраб были разрушены, а в здании расположился детский сад. Лишь спустя несколько десятков лет, в 1995 году мечеть была возвращена мусульманской общине. Некоторое время здесь располагалось медресе «Мухаммадия». В 2000 годах началась комплексная реставрация.
– Большую роль в воссоздании нашей мечети сыграли Валиулла хазрат Якупов и его заместитель Ахмад хазрат Сабиров. Нужно было не просто восстановить здание, но и доказать, что это исторический памятник федерального значения. В ходе реставрации вся работа основывалась на имеющихся архитектурных документах. Обратите внимание, что нынешние узоры на стенах очень похожи на те, что были раньше. Пытались все воссоздать с точностью до мелочей.
Первым имамом возвращенной и вновь отстроенной мечети стал Валиулла хазрат Якупов, который являлся известным религиозным и общественным деятелем, создателем издательства «Иман». С декабря 2013 года имам-хатыйбом мечети стал Нияз хазрат Сабиров, который продолжил работу, начатую Валиуллой хазратом.
– Каждое воскресенье у нас проходят уроки по основам ислама и чтению благородного Корана для взрослых и детей. Каждую среду – лекции на актуальные темы ислама. Лекции ведутся по книге известного ханафитского ученого Бурхан ад-дина ал-Маргинани (1123–1196) «Ал-Хидая» («Руководство»). Радостно, что на такие встречи приходит много молодежи. Продолжает свою работу и издательство «Иман», которое выпускает книги брошюры, которые призваны знакомить с историей и основами ислама. К слову, это первое в России мусульманское издательство постсоветского периода.
В этом году издательству исполняется 25 лет. В преддверии этого, как отметил Нияз хазрат, планируется провести научно-практическую конференцию на тему «Этнорелигиозные факторы в развитии книгопечатания у татар».
С наступлением летних каникул работа в мечети не прекращается – начинают действовать лагеря для девочек и для мальчиков.
– Мы стараемся донести до детей не только основы и принципы нашей религии, но и показать богатую культуру нашего народа. Все это мы делаем через уроки, посещение музеев, мечетей Старо-татарской слободы, через встречи с известными людьми – историками, деятелями культуры. Уделяем внимание и спортивной составляющей жизни детей. Приятно, что с каждым годом ребят становится все больше и больше.
Стоит отметить, что в стенах второй Соборной мечети проводится много различных мероприятий. Так, сравнительно недавно, прошла встреча с участием глухонемых и слабослышащих, посвященная месяцу Мухаррам.
– Мы прочитали проповедь, рассказали о достоинствах месяца Мухаррам и угостили блюдами из жертвенного животного. По окончании многие изъявили желание приходить к нам и обучаться исламу. Думаю, в ближайшее время мы откроем отдельные уроки для слабослышащих.
Также каждый год проводят вечера, посвященные Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха), исполняют нашиды и салаваты, читают проповеди.
– Нужно показать, что ислам – это религия, которая является очень богатой, красивой, которая учит нас жить так, чтобы быть счастливым в обоих мирах. Мы хотим показать, что в исламе кроме трех великих праздников (Курбан-байрам, Ураза-байрам и благословенная пятница) есть и благословенные вечера, месяца, о которых тоже надо знать. В такие дни нужно не просто прийти, прочитать молитву, вознести дуа, но проводить их более масштабно, чтобы люди узнавали об этом больше. К сожалению, есть такие мусульмане, которые не знают, что такое ночь Рагаиб, ночь Мирадж или ночь Бараат. Аллах в некоторые дни открывает свои врата милости и ждет, когда к нему обратятся, чтобы одарить каждого своей милостью. Сегодня, когда идет процесс глобализации, смешения культур очень важно распространять достоверные знания, возрождать многовековые религиозные и национальные традиции, которые помогают нам сохранить свою самобытность.