Меняется ли с принятием ислама твой круг общения, откуда лучше получать знания о религии, мешают ли традиции твоего народа следованию нормам шариата? Эти и многие другие вопросы, которые возникают у человека, недавно пришедшего в религию, обсуждали представители мусульманской молодежи в стенах Российского исламского института.
В прошедшую пятницу состоялась первая встреча мусульманского дискуссионного клуба, организованного по инициативе молодежного отдела ДУМ РТ. В качестве экспертов на заседании клуба выступили муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин, заместитель муфтия Рустам хазрат Хайруллин и ректор РИИ Рафик Мухаметшин.
По словам организаторов, мусульманский дискуссионный клуб представляет собой площадку для обсуждения актуальных вопросов, в ходе которого участники могут не только обсудить наболевшие темы, но и прийти в ходе дискуссии к истине.
"Я стал мусульманином" - именно так звучала тема первой встречи. Ребята разбились на две группы, каждой из которых было предложено пять тезисов для размышлений и аргументированных доказательств. Если команда девушек отстаивала постепенное принятие ислама (к примеру, "Я выбираю гыйбадат, сохраняя традиции") то группа парней придерживалась более категоричного взгляда ("Я выбираю гыйбадат, а не традиции").
Также ребята обсуждали такие утверждения, как "Я отказываюсь от харама", "Я "меняю" круг общения", "Я меняю внешний вид" и "Я на пути к знаниям".
В ходе беседы внутри каждой группы участники дискуссии не только показали высокий уровень религиозных знаний, но и верность традициям своего народа. Так, проникая в саму суть определенных праздников и обрядов в жизни татарского народа, как Курбан, аш, никах, мусульманки пришли к выводу, что совмещение татарских традиций и норм шариата вполне возможно.
Коснулись и вопросов одежды, в том числе особенностей мусульманского одеяния в зависимости от географического положения страны проживания представителей мусульманской уммы.
Как отметил Рафик Мухаметшин, для татарских женщин дореволюционного времени было принято покрывать голову, особенного в присутствии посторонних мужчин. А навязываемый современной молодежи калфак - элемент светской городской культуры, чуждой татарскому народу. Отдельный разговор зашел и касаемо мужского головного убора - тюбетейки.
Говоря о способе получения знаний, Камиль хазрат обратил внимание молодежи на проверку достоверности знаний.
- К кому вы будете обращаться за правильной информацией? Как вы определяете авторитетность источников?
Здесь ребята вспомнили об иджазе и многочисленных трудах авторитетных богословов и ученых. Вообще же основной источник знаний об исламе - Коран и Пречистая Сунна. Все остальные книги написаны для того, чтобы понять единственно важную - Священное Писание мусульман.
В ходе дискуссии были высказаны неординарные, но интересные предложения, как, например, намаз в качестве подарка ребенку на день рождения.
По итогам первого заседания мусульманского дискуссионного клуба были выявлены многие темы для будущих встреч и обсуждений. В свете приближающегося Нового года Камиль хазрат Самигуллин предложил выбрать темой для будущей беседы именно этот праздник, рассмотреть его со всех сторон и понять, на сколько жизнь по шариату сочетается с празднованием Нового года.
- Причем хотелось бы услышать четкую аргументацию как позицию "за", так и "против", чтобы это звучало не как простой беспочвенный запрет.
Ильмира Гафиятуллина, Казань