Сегодня в музее-заповеднике «Казанский Кремль» состоялась торжественная церемония награждения победителей Второго Всероссийского художественного конкурса «Шамаиль моей семьи».
Также как и в прошлом году, организаторы данного конкурса Духовное управление мусульман Татарстана и Музей-заповедник «Казанский Кремль» поставили перед собой вновь большую, но достижимую цель – содействовать возрождению шамаиля как символа духовных ценностей татарской семьи. Именно поэтому было объявлено о проведении Второго художественного конкурса, на который всего лишь за пару месяцев было прислано свыше 200 заявок в четырех номинациях.
Свои работы художники присылали не только Казани и татарстанских городов, но из регионов России - из Владимира, Екатеринбурга, Ижевска, Москвы, Петербурга, Уфы.
География участников и их огромное желание внести свой вклад в старинное искусство мусульманской каллиграфии – шамаиль – поистине демонстрирует нетленность этого вида духовного наследия татарского народа. Не смотря ни на что, семейные традиции люди до сих пор чтут и стараются передавать старинные реликвии из поколения в поколение. Сегодня очень часто уже современные шамаили дарят новоиспеченным семьям во время никаха со словами молитвы, с пожеланиями любви, счастья и благополучия.
Напомним, что лучшие работы конкурсантов с 24 июня можно увидеть на выставке, представленной стразу на трех площадках: Музея-заповедника «Казанский Кремль», Галереи татарского шамаиля, в конференц-зале Центра «Эрмитаж-Казань». На суд зрителей здесь представлены как старинные шамаили, так и работы современных авторов и эксперименты художников в живописи на стекле с применением подсветки из фольги.
Сегодня на торжественной церемонии в Музее исламской культуры музея-заповедника «Казанский Кремль» приняли участие первый заместитель муфтия РТ, председатель Всероссийского художественного конкурса «Шамаиль моей семьи» Рустам хазрат Батров, заместитель директора Музея-заповедника «Казанский Кремль» по научной работе Светлана Коновалова, директор Музея исламской культуры Нурия Гараева, кандидат искусствоведения и член Союза художников Республики Татарстан и России Рустем Шамсутов, члены жюри конкурса, общественные и религиозные деятели.
Рустам хазрат Батров в своей речи выразил благодарность руководству Республики Татарстан, Музея-заповедника «Казанский Кремль» и особенно директору Музея исламской культуры Нурие Гараевой за совместную работу по возрождению народного искусства и организацию церемонии награждения победителей.
«От всего сердца хочу особо поблагодарить всех мастеров, художников, каллиграфов, которые прислали работы на конкурс. Вы действительно делаете очень значимую, очень нужную работу для нашего народа, через вас татарская культура, душа татарского народа обретает свои зримые черты, - отметил Рустам хазрат Батров и добавил. - Если это искусство у народа живет – значит, у народа этого есть будущее, и, благодаря вам, татарский народ обретает ещё одну опору, опираясь на которую он уверенно шагает в будущее, поэтому это искусство - очень значимо, это действительно один из инструментов самосохранения татарской нации. Я считаю, что татарский шамаиль – это то, вокруг чего собирается родовая память».
Также хазрат отметил уже первые большие итоги работы по возрождению шамаилей.
«В этом году в стенах Казанского федерального университета начинают обучать татарскому шамаилю, картинам нурани, то есть картинам, выполненным в технике татарского шамаиля и, причем, это делается в рамках основных часов базовой программы. Мы выражаем огромную благодарность руководству КФУ за понимание ценности данного вида искусства. Кроме того, в Казани в Старо-татарской слободе появился Музей татарского шамаиля, который призван помогать мастерам профессионально расти и находить заказчиков для своих работ», - рассказал председатель конкурса Рустам хазрат Батров.
По мнению члена жюри, знаменитого каллиграфа, Лауреата Тукаевской премии-2016 Наджипа Наккаша профессиональный уровень работ конкурсантов в этом году намного выше прежнего, и это очень радует.
«Я выражаю огромную благодарность Духовному управлению мусульман РТ за эту инициативу и за то, что выставка и итоги конкурса проходят в именно в Музее-заповеднике «Казанский Кремль», – сказала слова признательности, обращаясь к собравшимся гостям, заместитель директора Музея-заповедника «Казанский Кремль» по научной работе Светлана Коновалова. - Нам, музейным работникам очень важно, чтобы вы поняли, мы все поняли, что реликвии, хранимые дома, в семьях, многие из этих работ имеют музейное значение. Пройдет время и экземпляры шамаилей, попавшие в наши музейные собрания, обязательно будут оценены нашими потомками».
После официальных речей состоялась торжественное объявление имен победителей в трех конкурсных номинациях. Ими стали:
В номинации – "Современный традиционный татарский шамаиль”
1 место – Чулпан Шарифуллина “Зимняя Азимовская мечеть”
2 место – Альфия Исхакова “99 Прекрасных имен Всевышнего Аллаха”
3 место –Вагапов Равиль “Он-живой, который не умирает” (Аят аль-Курсий)
В номинации – “Каллиграфический и вышитый шамаиль”
1 место – Гульназ Исмагилова “Вера, надежда, любовь” (Өмет, ышаныч һәм мәхәббәт) станковая графика
2 место – Гудаерова Айсылу “Райские птицы” (Өҗмах кошлары) вышивка в технике изонити (изобразительной нити)
3 место – Сабитова Алия “Бабам рухы мәчетләрдә” (Эхо предков в мечетях) компьютерная графика
В номинации – “Светское направление – реверсная живопись на стекле с использованием фольги”
1 место – Мильгизина Альфия Триптих “В лесу Кырлая”, “Рассвет”, “Теплый вечер”
2 место – Рина Ариадна (Арина Кузнецова) Триптих “Балбалы. Духи предков”, “Любовь-Мәхәббәт”, “Камланье”
3 место – Резеда Юнысова “Пророк Юныс и кит”
Все победители конкурса в соответствии с его Положением получили денежные вознаграждения. Впрочем, история шамаилей на этом совсем не заканчивается, а всего лишь продолжается. Все участники конкурса, их преподаватели, да и сами организаторы желают, чтобы еще больше людей во всех уголках мира узнали о проведении столь уникального конкурса и обязательно в нем смогли принять участие.
В своей заключительной речи директор Музея исламской культуры Нурия Гараева отметила, что на следующий год совместная работа с Духовным управлением мусульман РТ по возрождению шамаиля как символа духовных ценностей татар продолжится, а в какой именно форме, об этом сообщат позже.
Для всех желающих приобщиться к данному искусству и познакомиться с разнообразием шамаилей - есть возможность это сделать до 10 августа.
Музей исламской культуры представляет работы в номинации «Шамаиль как семейная реликвия». В конкурсе этого года большинство шамаилей этой номинации принадлежит собранию мечети деревни Кестым в Удмуртии. В процессе подготовки выставки специалисты выяснили, что три произведения относятся к рубежу XIX-XX веков. Если сравнивать, то на первой выставке шамаилей, проводимой в музее в 2015 году, самые ранние работы датировались лишь второй половиной XX века. Еще один вклад выставки в историю шамаиля – имена создавших их мастеров родом из Удмуртии. Среди них – Нурислям Гибаев (город Ижевск), мастер Габдулла хазрат Хамитов-Ушмави (деревня Татарские Парзи), Руф Шарафутдинов (деревня Кестым) и многие другие.Галерея татарского шамаиля экспонирует работы современных художников в двух номинациях: «Современный татарский традиционный шамаиль» и «Графический и вышитый шамаиль». Как известные мастера, так и молодые художники создавали свои работы специально к этому конкурсу. Наряду с шамаилями на стекле, посетители знакомятся и с работами, выполненными в компьютерной графике и в смешанных техниках печати (офорта, монотипии, шелкографии); произведениями станковой графики; увидели вышитые композиции (золотое шитье и техника «изонить»).
По мнению специалистов традиционная для татар техника живописи на стекле стимулирует профессиональных художников на новые эксперименты, выходящие за пределы границ религиозного искусства. Так в Центре «Эрмитаж-Казань» представлены работы номинации «Картины в технике живописи на стекле». Здесь картины современных художников, которые обращаются в своем творчестве к реверсной живописи на стекле с применением фольги как в татарских шамаилях. Что только здесь не увидишь: от вида мечети Кул Шариф и пейзажей до розового кадиллака.