Самый известный и влиятельный факих в истории Ислама ан-Нуман ибн Сабит, больше известный как Абу-Ханифа, родился во времена пятого омейядского халифа Абд-аль-Малика ибн Марвана (685-705) в Ираке. Есть ошибочные утверждения, что он был арабом, турком и даже набатеем. Говорят и то, что он был родом из Вавилона. Однако общепризнанно, что в жилах Абу-Ханифы текла персидская кровь и сам он происходил из знатного иранского рода. О генеалогии ан-Нумана повествуют его внуки: Умар ибн Хаммад и Исмаил ибн Хаммад. Оба они едины в том, что их прадеда, то есть отца Абу-Ханифы, звали по имени Сабит, однако дальше их сведения расходятся. Согласно первому, Сабит был сыном Зуты, сына Маха. Согласно второму - сыном ан-Нумана, сына Марзбана.
Будущего же иракского факиха при рождении нарекли именем Атик, которое он позднее сменил на ан-Нуман. В этом имени есть «маленькая тайна», суть которой состоит в том, что им обозначается кровь (душа), дающая жизнь телу человека. Именно душой фикха («мусульманского права») и суждено будет стать в будущем ан-Нуману. Однако это имя мало известно широкой публике.
Традиционно великого мусульманского правоведа называют по кунье - Абу-Ханифа.
Кунья - это уважительное обращение к человеку, указывающее на его отношение к своему ребенку или же родителю. В данном случае речь идет об отцовстве. Учитывая, что«Ханифа» традиционно считается женским именем, возникло утверждение о том, что Абу-Ханифа получил свою кунью по имени дочери. Стало быть, ее следует перевести как «отец Ханифы». Однако исходя из того, что в источниках упоминается лишь единственный сын Абу-Ханифы - Хаммад, такая интерпретация куньи была признана ошибочной.
Вследствие сказанного широкое распространение получило смысловое толкование куньи Абу-Ханифы через анализ лексического значения ее ключевого слова - «ханифа». Данное слово является формой женского рода от арабского «ханиф». Под последним в литературном арабском языке понимается набожный богомолец, а в иракском диалекте - письменный прибор, носимый за поясом, с которым Абу-Ханифа никогда не расставался. Таким образом, словосочетание «Абу-Ханифа» возможно перевести соответственно как «человек молитвы» и «человек с пером».
Согласно другой смысловой интерпретации, Абу-Ханифа - это сокращение от абу-аль-миллят аль-ханифа - «человек религии праведной». «Религией праведной» в Коране именуется духовный путь, исповедуемый родоначальником семитского монотеизма, пророком Авраамом.
Необычность куньи Абу-Ханифы заключается в том, что никто до него в истории Ислама не носил такого имени. Да и после, похоже, у великого факиха тоже не должно было быть тезки. «Моей куньей после меня, - повествуется со слов Абу-Ханифы, - будут нарекать разве что сумасшедшего». «Мы видели нескольких, - продолжает источник, - нареченных такой куньей, и у все у них было слабоумие». Однако в действительности в дальнейшем порядка 30 почтенных Имамов были обладателями столь необычной куньи.
Вместе с тем многие мусульмане любят именовать своего учителя его главным титулом - «величайший предстоятель» (аль-Имам алъ-а'зам), ставшим, по сути, вторым именем ученого, особенно в тюркской и персидской среде. Не случайно квартал в Багдаде, где предано земле тело великого ученого, так и называется: аль-Азамий.
Рустам Батыр