Сегодня в Казани десятки мечетей. Старинных и современных, больших и не очень. У каждой из них есть свое неповторимое лицо. В каждой – своя атмосфера. Мы решили запустить новый проект: «Куда сходить на джума?». Суть проекта состоит в том, что каждую пятницу наши авторы будут посещать одну или несколько казанских мечетей. Как самые обычные прихожане и делиться с читателями впечатлениями от увиденного и услышанного. Первая мечеть, которую мы посетили в рамках нового проекта – Апаневская. Второй репортаж о Закабанной мечети.
У Закабанной мечети необычная история. Решение о ее постройке было принято в рамках обсуждения 1000-летия принятия ислама Волжской Булгарией на Съезде мусульман, который вел Ризаэтдин Фахретдин, бывший на тот момент муфтием нашей страны. Таким образом, Закабанная мечеть стала первой мечетью, построенной в Советское время (1926 год) и, что интересно, с личного разрешения Иосифа Сталина, бывшего в то время наркомом по национальным вопросам. К сожалению, мечеть просуществовала недолго – уже в 1930 году постановлением ТатЦИКа ее закрыли.
Вновь Закабанная мечеть открыла свои двери для мусульман лишь спустя более полувека: в 1991 году. Ее возглавил легендарный Исхак хазрат Лутфуллин, один из самых ярких лидеров исламского возрождения в татарском народе. При мечети было организовано медресе им. 1000-летия ислама, которое подготовило многих известных религиозных деятелей Татарстана. Позднее медресе переехало в Розовую мечеть в Ново-Татарской Слободе. Сегодня мечеть возглавляет сын Исхака хазрата Лутфуллина – Сейджагфар хазрат. Мечеть относится к мухтасибату Вахитовского и Приволжского районов г. Казани (мухтасиб – Мансур харат Джалялетдинов).
Закабанная мечеть находится на улице Хади Такташа, как видно из ее названия, за озером Кабан, чем, кстати, она тоже выделяется на фоне других исторических мечетей Казани. Рядом с ней – престижный торгово-развлекательный комплекс «Сувар плаза», респектабельный спортивный комплекс «Планета фитнес» и фешенебельный ресторан «Пашмир».
***
Мечеть встречает прихожан настенным монитором и большим стендом, который рассказывает о деятельности руководства и немного о ее истории. Интересная деталь. Над входом в женский молитвенный зал висит кусочек кисвы – черного покрывала Св.Каабы.
В мечети сделан свежий ремонт, на полу лежит новое ковровое покрытие. Совершать намаз на таком ковре приятно. В молитвенном зале работает большой кондиционер, что очень актуально для нынешней летней жары.
Минбар расположен внутри михраба. Это не соответствует общепринятой исламской традиции убранства мечетей. К сожалению, такого рода несуразицы нет-нет да случаются в наших мечетях. Подобное происходит из-за незнания некоторыми нашими имамами тех фундаментальных вопросов, изучение которых еще Анри Корбен обозначал как отдельную науку – теменология. Теологическая семантика храмового пространства остается, увы, для некоторых татарстанских имамов тайной за семью печатью. Туман в голове – мамай в мечети.
Внутри михраба также висят электронные часы, что с точки зрения каноничности тоже выглядит весьма сомнительно. У стены позади молящихся установлены деревянные ящики, куда пришедшие складывают личные вещи, которые могут их отвлекать во время молитвы. Почему-то помимо телефонов и документов многие оставляли там на хранение сигареты.
Пятничную проповедь прочитал Ринат Габбасов, преподаватель экономики в Российском исламском институте. Как известно, по Шариату одним из условий действительности пятничного намаза является т.н. рухса, т.е. дозволение на его проведение. На практике это предписание ислама реализуется через шахаданамэ, выдаваемые Муфтием имамам. У Рината Габбасова шахаданамэ нет. И потому вопрос о том, будет ли действительным такой намаз с точки зрения шариата остается открытым. Некоторые члены Совета улемов ДУМ РТ, с которыми мы специально консультировались по данному поводу, в этой части весьма категоричны: подобный джума-намаз, считают они, нужно перечитывать как зухр.
Несанкционированный имам стоял перед собравшимися в арабском чапане (черный с золотом), с посохом в руках, но без чалмы – в тюбетейке. При этом подавляющее большинство присутствующих на молитве были без тюбетеек на голове.
Проповедь длилась около 20 минут. И была посвящена теме зульма («несправедливость», «притесненение»). Габбасов не счел нужным освятить тему, которую журнал Шура определил для официальных имамов ДУМ РТ на минувшую пятницу. Лично меня ораторские способности Рината эфенди не тронули. Но это, как говорится, дело вкуса. В оценке таких вещей мы всегда субъективны. Впрочем, проповедь он читал уверенно, воодушевленно.
Проповедь целиком велась на русском языке. Без единого татарского слова. Удивило и другое. Сразу после завершения обязательной части (фарз) намаза Габбасов не стал читать сунну. Протискиваясь среди молящихся, он поспешил к выходу. Службу завершили другие люди. Кстати, официальный имам мечети Сейджагфар хазрат, присутствовавший в зале, никак не проявил себя на этом пятничном намазе, чего не скажешь о его периодической активности в социальных сетях.
К слову, о последнем. Как оказалось, Закабанная мечеть оборудована камерами видеослежения. На тех, кто их устанавливал, недавние гневные проклятия ее имама, вызвавшие большой общественный резонанс, стоит полагать, не распространяются.
Вокруг мечети достаточно благоустроенная территория. Работает кафе. Во дворе есть скамейки, где прихожане мечети отдыхают и общаются после пятничного намаза.
Резюмируя, отметим, что для тех, кому важна в первую очередь новизна ковров и прохлада в молитвенном зале, Закабанная мечеть – неплохой выбор. Кто же дорожит соблюдением исламской традиции даже в мелочах, тому стоит быть осмотрительнее. Впрочем, надеемся, выявленные в Закабанной мечети нарушения и недоработки будут устранены. Насколько быстро это случится, зависит от мухтасиба Вахитовского и Приволжского районов Мансура хазрата Джалялетдинова.
Рустам Батыр