Накануне татарстанская делегация во главе с Муфтием РТ Камилем хазратом Самигуллиным вернулась с официального визита в Республику Дагестан. Председателя ДУМ РТ, Муфтия в поездке сопровождали ГЛАВНЫЙ Казый Республики Джалиль хазрат Татарстана Фазлыев, директор ИД «Хузур» Ришат Хамидуллин, Имам-махтасиб Н.Челнов Альфас хазрат Гайфуллин и ЧЛЕН улемов Дум Совета РТ Саид хазрат Шагавиев.
В составе большой делегации был и д.полит.наук, профессор, ректор РИИ, заместитель Муфтия Рафик Мухаметшин РТ. Мы решили узнать у него об итогах поездки в Дагестан и планах дальнейшего сотрудничества с коллегами.
Рафик Мухаметшович, расскажите, пожалуйста, какова был самая главная цель поездки в Дагестан у татарстанской делегации?
- Самая большая причина поездки в Дагестан, да еще таким большим составом, было открытие сразу двух новых мечетей в Махачкале, да ещё названные именами двух татарских богословов, шейхов Баязита хазрата Хайруллина и Зайнулла-ишана Расулева. это очень
значимые события, ведь отношения Северного Кавказа и в первую очередь Дагестана с татарами имеют глубокие корни. Еще в 18 веке, среди учителей, шейхов татарских встречаются ученые именно в Дагестане. Татарские богословы ездили учиться у них, поскольку здесь во второй половине 16 века многие традиции были утеряны и татары искали источники возрождения исламских знаний. И в первую очередь, они обращались в Дагестан, потому что там Дербент, в котором начиная с 7 века распространялся ислам. Здесь были крупнейшие шейхи, и не случайно эти отношения, скорее всего, начались уже сразу же после завоевания татарских ханств русскими и присоединения их к русскому государству. В 18 веке это в источниках упоминается, а в 19 веке мы видим, что появляются крупные фигуры из татар, которые получив образование в Дагестане и в других регионах, сами стали шейхами крупнейших дагестанских богословов. Это очень интересная история взаимоотношения личных традиций. Казалось бы, Дагестан и Северный Кавказ - это старый этнический регион, где суфиты, а мы ханафиты, и какими бы разными мы не были, объединяющим был суфизм. Шейхи, Накшбандийский тарикат, различные его ветви - все это нас объединяло, и потому эти традиции не исчезали. Вот Зайнулла-ишан Расулев - самый крупный татарский богослов начала 20 века (умер в 1917 году), у него учился шейх Сайфулла-кади Башларов - крупнейший дагестанский богослов, общественный, политический деятель. К сожалению, эти традиции в годы Советской власти сошли на нет, а в 90-е годы редко наши ученики ездили учиться в Дагестан. Кстати, Муфтий РТ Камиль хазрат Самигуллин тоже год учился в Дагестане.
- Эта поездка стала для Вас знаковым событием в отношениях с дагестанскими коллегами ?!
- Открытие двух мечетей - это, несомненно, знаковое событие и знаково оно, в первую очередь, со стороны Республики Дагестан - это признание ими наших крупнейших богословов, внесших свой вклад в развитие богословской мысли, суфистской практики в Дагестане. И с этой точки зрения, это не просто мероприятия - это открытие двух мечетей в честь наших татарских богословов.
На Кавказе, конечно, всегда ценили наших религиозных деятелей, об этом всегда говорили, но чтобы было официальное признание на таком уровне - такого еще не было. Ведь именно наши ученые богословы - учили их богословов, давали иджазу на продолжение суфистских традиций.
- Будет ли в Татарстане продолжена дагестанская традиция называния мечей именами выдающихся религиозных деятелей?
- В татарской традиции такое не было сильно распространено, вот только мечеть Марджани называлась так, а остальные назывались чисто символически, будь-то мечеть «5 махалли» или «Розовая» и другие. Так у нас не было принято, потому, как в одной мечети трудилось много крупнейших богословов. Именем кого именно называть ?! Это же дилемма. Марджани ладно, очень долго работал, а в других мечетях их там десятки в одной мечети работали? Кого выбрать ?! Должны быть очень веские аргументы.
- Скажите, а как строится сотрудничество с дагестанскими мусульманами в сфере религиозного образования ?!
- В рамках Совета по исламскому образованию мы очень тесно с ними сотрудничаем. В Дагестане классические богословские традиции очень развиты и сильны. Если, допустим, студенты Дагестанского исламского университета принимают участие в наших олимпиадах в Казани, они всегда занимают очень почетные места. И сейчас мы с ними совместную образовательную программу сделали по стандарту высшего религиозного образования, мы пользовались в работе их богатым опытом. В системе образования идёт активное сотрудничество, но нужно всегда помнить, что богословские традиции у нас немного разные, поэтому у них акыйда отличается, по фикху отличается. В этот раз мы для наших теологов у них взяли очень интересные учебники арабского языка, у них есть замечательные книги по сире (истории Пророка), Корану, то, что нам можно использовать в рамках нашей богословской традиции.
- Что вас больше всего удивило во время пребывания у братьев-дагестанцев ?!
- Меня всегда удивляет, что там гостеприимные, приветливые, открытые и очень искренние люди. Вот во время Международной научно-практической богословской конференции гостей там встречали очень много людей. И это не простые работники, а солидные люди, руководители организаций, заводов, и им не зазорно встретить гостей в аэропорту. Они там, наоборот, в очередь встают, чтобы только попасть в список людей, которые будут лично встречать гостей. Они не просто отдают на пользование свой джип, а лично за рулем каждый сидит и встречает. Вот такой человек сопровождал нас в древний Дербент, для него это было счастье. Дагестанцы - люди очень открытые и богобоязненные, они хотят помочь мусульманам, исламу, своему шейху. К сожалению, у татар этого нет. И этому у них можно только учиться.
- На ваш взгляд, татарских шейхов в честь которых открыли в Дагестане мечети, мусульмане нашей Республики меньше знают?
- К сожалению, это так и есть. Вот когда в Чистополе был знаменитый тоже шейх Закир шейх Камалов, его могила в 90- е годы была восстановлена именно силами дагестанцев. Они специально сюда для этого приехали, но сейчас, конечно, уже сами татары поддерживают там порядок. Про Баязита хазрата Хайруллина тоже мало что знаем, он долго там (в Дагестане) служил и будучи татарином, нес суфизм на Северном Кавказе. Естественно, они должны больше знать, поскольку он там работал, у нас суфийские традиции и персоналии в принципе сошли на нет, потому и историю не так уже хорошо знаем. Вообще среди других мусульманских народов уровень религиозности у татар был не очень высок. У нас здесь очень много работало крупнейших татарских богословов и медресе у нас были знаменитые. Просто выжить в регионах, в провинции, в Средней Азии, на Кавказе было легче, а в центральной России выжить, а особенно духовенству, и тем более татарам, было довольно сложно.
- Каковы ближайшие планы сотрудничества с дагестанцами?
- Мы решили совместно изучать наше наследие, кроме того по итогам конференции мы, как соорганизаторы, поможем издать материалы богословского мероприятия. После такого признания, думаю, работать нам вместе будет легче. Мы никогда, конечно, не воевали, но и нельзя сказать, что особо дружили. Кавказ всегда был Кавказ, татары были татары, но сейчас мы, как единая умма мусульман, должны продолжать эти традиции.
Пресс-служба ДУМ РТ, Гузалия Биктимирова