Мы продолжаем цикл репортажей из казанский мечетей. Каждую пятницу мы посещаем одну или несколько из них. Спонтанно. Без предупреждения.
В минувшую пятницу мусульманский «Ревизорро» посетил одну из самых популярных мечетей в столице Татарстана – «Казан нуры». Мечеть «Казан нуры» – современный памятник татарского деревянного зодчества. Не только сама мечеть, но и медресе при ней, а также зал для проведения никахов построены полностью из дерева. В старинных татарских традициях. Такое не часто встретишь нынче в Казани. Мечеть построена в 1999 году.
«Казан нуры» помимо прочего была в свое время известна тем, что ее возглавлял Шамиль хазрат Исхаков, отец экс-мэра Казани Камиля Исхакова, во время правления которого мечеть и была построена. Бывший мэр продолжил дело отца после его смерти и сам возглавил мечеть в качестве председателя религиозного объединения.
Мечеть находится в престижном Новосавиновском районе, на пересечении проспекта Амирхана и улицы Чистопольской, недалеко от аквапарка «Ривьера», в непосредственной близости с торговым комплексом «Леруа мерлен». У мечети есть своя парковочная зона.
Официальным имамом в «Казан нуры» служит Алмаз хазрат Мухлисов. Мечеть входит в мухтасибат Авиастроительного и Новосавиновского районов г. Казани (мухтасиб – Фанис хазрат Зарипов). В народе «Казан нуры» известна как мечеть, которая «специализируется» на проведении никахов. Шикарный торжественный зал, построенный специально для этого, создает ощущение подлинной праздничной атмосферы в один из самых важных дней в жизни людей. Здесь все организовано на высшем уровне.
***
«Проходите наверх, там есть место» – встречает дежурный пришедших на пятничную молитву. Прихожан в «Казан нуры» много. В основном зале всем места не хватает и люди расходятся по вспомогательным помещениям. В молитвенных залах работают кондиционеры, но все равно внутри жарковато.
Заходя внутрь молитвенного зала, возникает ощущение того, что ты находишься не в Казани, а где-то в далекой татарской деревне: деревянные стены, цветы на подоконниках, сумбур шамаилей разных стилей и прочих исламских атрибутов. Даже азан звучит так, как это делают бабаи-самоучки в глухих татарских аулах. Да и минбар находится внутри михраба, что является нарушением принятых в исламской культуре традиций убранства храмов. Такое тоже частенько можно встретить в татарских деревнях: там ведь люди часто руководствуют практическими соображениями, а не каноническими мотивами.
В мечети весьма интересный, смешанный контингент. С одной стороны, достаточно много бабаев в татарских тюбетейках, с другой – молодых парней с бородой по сунне, многие из которых читают намаз с многократным поднятием рук, т.е. не по ханафитскому мазхабу. Видимо, это наследие предыдущего имама Рустема хазрата Зиннурова.
Впрочем, в отличие от Закабанной мечети, которую мы посещали в прошлый раз, в «Казан нуры» достаточно большое число (порядка 30-40%) присутствующих в тюбетейках. Сам имам без чалмы, хоть и в татарском чапане.
Проповедь длилась около 20 минут. Тема была посвящена известному хадису Пророка о том, что семерых людей Всевышний укроет Своей тенью в день Суда. Проповедь шла на татарском языке. Однако периодически хазрат вставлял по 1-2 предложения на русском. Вагаз читал официальный имам мечети Алмаз хазрат Мухлисов.
Опытная рука бывшего мэра чувствуется в мечети практически во всем, прежде всего в высоком уровне организации сотрудников. На стене даже висит план-график дежурств имамов, чего не часто встретишь в других мечетях. Однако низовые сотрудники не успевают уследить за всем: так в общественном туалете только один кусок мыла на четыре мыльницы, а из четырех настенных мыльниц две были вообще сломаны. Как говорится, и на старуху бывает проруха.
В целом же мечеть оставляет благоприятное впечатление. Ее татарскость, наверное, играет в этом не последнюю роль. В «Казан нуры» по-настоящему отдыхаешь душой.
Рустам Батыр