Издательский дом «Хузур» по инициативе Председателя ДУМ РТ Камиля Самигуллина объявил акцию «Китапка кылыйк хисап – Подари книге вечность» по сбору старотатарских книг. Акция назрела благодаря глубоким проблемам, которые окутали мусульманскую умму. Среди них: отсутствие достойных авторов среди современных татарских богословов, проникновение экстремисткой литературы на издательский рынок и глубокая пропасть в знании собственного наследия. Муфтий Татарстана рассказывает, как обратить общественность к истокам, насколько популярны татарские авторы прошлых веков за рубежом и за какими книгами охотится он сам.
- Муфтий хазрат, как Вы оцениваете сегодняшнее состояние рынка мусульманской литературы?
- Сегодня издательскому рынку довольно сложно конкурировать с электронными носителями. Тем не менее, люди не перестают посещать книжные магазины. Да, их не так много, как раньше, но есть еще такие книги, которые всегда купят. Например, энциклопедические или классические издания, которыми у нас до сих пор принято заполнять книжные полки в домах. Или дарить кому-то. К сожалению, не более того. Хотя каких-то 7-8 лет назад только через Казань приходило до 50 000 экземпляров Куръана в год! Сейчас основная масса читателей ушла в Интернет, в гаджеты, в планшеты.
- А Вы сами предпочитаете читать книги с запахом типографской краски и свежеотпечатанной бумаги или же на модном электронном носителе?
- Мне приятнее читать печатную книгу. Можно подчеркнуть, перелистнуть, выписать… А в электронном формате - будто ничего не прочел. Сухая информация. Ты даже не можешь себе представить, в начале ты или в конце книги. Нет связи с книгой. Она не проникает в сердце.
- И все же, может быть, не так важно на каком носителе книга: разве главным является не содержание или даже просто желание читать?
- В том-то и дело, что читают все меньше. Да, на фоне всей российской общественности, представители мусульманской уммы читают больше, поскольку стремление к знаниям является обязанностью каждого мусульманина. А большая доля знаний заключается в книгах. Даже первый ниспосланный аят Куръана повелевает читать. Но проведите эксперимент: пройдите по 10 мечетям Казани, найдете ли вы там хотя бы кого-нибудь, кто просто сидит и читает Куръан? К сожалению, мусульмане, которые обязаны читать, перестали читать. В то же время знания – это фундамент Ислама! Фундамент, который позволил подняться мусульманской цивилизации до величественных высот. Изначально веление читать было обращено к невежественному обществу, в котором грамотность была большой редкостью. Чтение было неотъемлемым занятием наших предшественников. История нашей религии сохранила множество фактов об этом. Мы мечтаем о величии Ислама, но почему-то не осознаем, что религия не может утвердиться, если в ней нет знаний.
- Но сейчас на рынке литературы, особенно религиозной, такое разнообразие книг, в котором обывателю очень сложно разобраться. И не секрет, что на полки магазинов проникают издания экстремистского содержания…
- Это правда - сейчас распространяется очень много ненадежной литературы. Поэтому Духовное управление мусульман Татарстана рекомендует читать издания с грифом Экспертного Совета ЦРО - ДУМ РТ. Нельзя пить воду, не зная ее источника. Точно так же нельзя читать непроверенную литературу, которая может оказаться экстремисткой и даже преступной по содержанию. Особенно тем, кто не имеет достаточных знаний по Исламу, чтобы оценить насколько серьезным может быть вред от распространения нетрадиционных для мусульман ценностей.
- А кого из авторов Вы лично могли бы порекомендовать читателям? Есть ли сегодня татарские богословы, которых стоит почитать?
- Людям не свойственно ценить своих современников. Возможно, через какое-то время мы и будем взахлеб читать непризнанных сегодня авторов. Но сейчас я могу сказать, что после того, как упал «железный занавес», в России практически не осталось ученых в области Ислама, которые соответствовали бы международному классу. У татар есть пословица: ат булмаган җирдә, ишәкне дә ат диләр. Русские сказали бы: на безрыбье и рак рыба. Откуда взяться авторам, если даже у имамов наблюдается плохое чтение Куръана, несерьезные знания арабского языка и даже родного татарского?!
- Может быть, в силу разных причин несправедливо оценивать татарскую богословскую литературу на уровне международных стандартов? Ведь у нас даже художественная литература пока не дозрела до такого уровня…
- Нет, мы должны оценивать себя именно в мировом масштабе! Шигабуддина Марджани весь мир оценил! О каких причинах можно говорить, если прошло уже 30 лет после падения советского строя, полностью исключающего религию. Да, это немного для развития таких институтов как литература и конфессия. Но можно было бы хотя бы начать! Поэтому одной из важнейших задач Духовного управления мусульман РТ является воспитание ученых. Тем более, что татарская культура зиждется на мощнейших глыбах - именах, которые не забываются веками, известны далеко за пределами России и представляют интерес для зарубежных ученых. Наши богословы сумели выйти на этот уровень. И мы должны. Например, Муса Бигиев написал книгу «Ваши’а». Кроме того, что она в свое время была самой популярной в арабском мире, эта книга является первым научным изданием по идеологии шиитов. Шигабуддин Марджани выпустил книгу «Усуль аль-фикх» («Основы фикха»), которая до сих пор переиздается в Египте и используется в качестве учебника в одном из старейших в мире университетов и наиболее престижном мусульманском духовном учебном заведении Аль-Азхаре. А его «Назурутуль хакк» признана во всем мире и по сегодняшний день издается в Турции, Пакистане и Бейруте. Перечислять такие примеры можно бесконечно. Это наследие нужно восстановить, впитать как губка и транслировать следующим поколениям.
- А в чем их секрет? Почему они интереснее современных книг?
- Чем книга старее, тем она надежнее. Ведь раньше ученые не были подвергнуты каким-то политическим веяниям, как сегодня. Они выражали свои мысли, не боясь и искренне. Во-вторых, важно, что их писали именно татарские богословы, их книги ближе нам по духу, чем труды зарубежных авторов. Также важно знать и помнить, что наши ученые оставили огромный пласт в самых различных науках и его нужно найти.
- Видимо, именно этой целью и было продиктовано создание электронной библиотеки «Даруль-кутуб». Но чем она отличается от всех других библиотек, где можно найти практически все?
- К сожалению, не все. В научных библиотеках Татарстана и России непросто получить доступ к редким книгам. А электронная библиотека «Даруль-кутуб» позволяет всем без исключения по одному клику мыши найти и изучить, прочесть труды выдающихся ученых как современных, так и предшественников. Электронная библиотека Darul-kutub создана Издательским домом «Хузур» для консолидации энциклопедической информации об Исламе в сети Интернет с возможностью ознакомления с полными текстами наиболее значительных работ татарских ученых и богословов. Кроме того, возможность работы с цифровыми копиями существенно снижает потребности в работе с печатными материалами и увековечивает «жизнь» раритетных изданий. Пока поиск осуществлялся спонтанно, а мы планируем упорядочить эти процессы и привлечь широкую общественность.
- Вы об акции «Китапка кылыйк хисап – Подари книге вечность»?
- Да, Духовное управление мусульман совместно с Издательским домом «Хузур» инициировали такую акцию по пополнению электронной библиотеки «Даруль-кутуб» всеобщими усилиями. Эта такая своеобразная перепись старинных книг татарских богословов, хранящихся в домашних условиях, которая позволит создать реестр редких изданий и сохранить историческую ценность. Мы хотим спасти уникальное литературное достояние, ценные рукописи и книги, собираемые веками, от ветхости, пожаров и халатности. Бумага – материал не вечный, и очень важно принять меры, чтобы это наследие не пропало для будущего поколения. Старинные издания, до сих пор неизвестные и доступные лишь их владельцам, отсканируют и разместят в интернете. Мы считаем, что редкие книжные экземпляры будут интересны не только специалистам — историкам и краеведам, но и самому широкому кругу читателей: школьникам и студентам, учителям и преподавателям, журналистам, писателям, а также всем, кто интересуется Исламом и историей его развития в России. Кроме того, с помощью электронных копий книг мы рассчитываем возвратить забытые имена и произведения татарских богословов и привлечь ученых из других регионов России к исследованию истории и культуры татарского богословского наследия. Это огромный труд с прицелом на будущее. В поддержку этой инициативы я лично обращаюсь ко всем с просьбой принять участие в акции и продлить жизнь бесценным семейным реликвиям. Принести старинные книги можно в Издательский дом «Хузур» (г.Казань, ул.Сафьян, д.8), ДУМ РТ (Казань, ул.Тукая, д.38) и во все мухтасибаты по Республике Татарстан.
- Откликнутся ли люди? Все-таки подобные книги хранятся как семейная реликвия.
- Когда Ибрахим Алейхиссалям пришел в Мекку, Господь приказал ему оставить жену и сына в месте, где не было ничего для жизни, даже воды. Но он полностью положился на Всевышнего. И пришло время, когда люди стали со временем активно заселять территорию. Сегодня Мекка - это самое посещаемое место в мире. Будем надеяться, что и наша акция найдет единомышленников. Главное начать. Первый шаг – уже полдела. Все те, кому дорого наше наследие, могут поделиться своими книгами с мусульманами всего мира.
- Сколько старинных книг уже на счету у библиотеки «Даруль-кутуб»?
- На сегодняшний день нами опубликовано уже несколько сотен, около 600 книг, представляющих татарское богословское наследие. Недавно нашли рукопись Габденнасыра Курсави в Тюмени. Сейчас усиленно «охотимся» еще за одной книгой. Выяснилось, что в Пакистане у одного видного ученого находится книга отца Шигабуддина Марджани – Багаутдина. Издание является рукописным и представляет собой тафсир на арабском языке. Мы нашли и связались с этим ученым, который сейчас проживает в Медине. Думаю, мы все-таки съездим к нему и вернем эту книгу.
- Расскажите историю этой ценной находки.
- Нашли ее мы совершенно случайно. Я читал книгу под названием «Ахсануль Хидая», в которой автор ссылается в нескольких местах на труд Багаутдина Марджани. Кстати, есть вероятность, что эта рукопись не одна. Кто знает, где могут быть другие ее экземпляры…
- А татарские богословы, действительно, представляют интерес за рубежом?
- И очень активный интерес, им любопытны мысли, которыми были увлечены наши ученые! Есть арабские исследователи, которые защищают свои магистерские научные работы по теме татарского наследия. Например, ученый из Йемена написал научный труд по книге Мусы Бигиева об идеологии шиитов, сделал толкование по ней на арабском и защитился. Или, например, Габдерахим утыз-Имяни написал «Послание о порицании распития чая». Мы, татары, даже не слышали о существовании такого труда, а за рубежом его уже изучают. Можно снова вспомнить Марджани и его книгу «Назурутуль хакк», которую высоко оценивали ведущий исламский ученый современности, муфтий Пакистана Таки Усмани и великий эксперт, последний верховный муфтий Османской империи Мухаммад Захид Каусари. Кстати, в своей книге «Хуснуль Такады» он отметил, что казанские издания более редкие, чем рукописи исламского мира.
- То есть их очень мало?
- Я думаю, что их великое множество! Татарское наследие очень богато. Мы просто поздно начали возрождать его. Надеемся, что хотя бы не опоздали.
- Спасибо за беседу, муфтий хазрат!
Резеда Закирова