«Просвещенную часть религиозного сообщества еще можно спасти»

08 сентября 2016 года 16:19
«Просвещенную часть религиозного сообщества еще можно спасти»

Эксперты: террористы используют 25-й кадр и накачивают своих жертв наркотиками

«В природе не существует таких понятий, как «добро» и «зло». Добрые и злые поступки творит сам человек» - эту мысль нужно донести до каждого человека, вне зависимости от его религиозных убеждений, национальной и гражданственной принадлежности. Ведь терроризм не имеет лица и национальности, экстремизм проявляется не только в религиозной сфере жизни, но и в каждом поступке, в каждой сфере деятельности.

Только ленивый не знает о том, что первопричиной попадания в радикальные организации является именно проблема религиозной безграмотности населения, особую роль в ликвидации которой играют светские и религиозные образовательные учреждения.

Как бороться с религиозным невежеством, где грань между патриотизмом и экстремизмом, кто такие экстремисты – жертвы вербовки или преступники, как эффективно противостоять вербовке и что говорить об этом антитеррористическое законодательство – это лишь малая часть вопросов которые были подняты в рамках прошедшего круглого стола «Стоп: экстремизм», проведенного в рамках республиканского месячника «Нет – экстремизму». Активное участие в дискуссии приняли имамы, Духовное управление мусульман Республики Татарстан, сотрудники религиозных учебных заведений и преподаватели светских вузов, психологи и журналисты. В роли модератора форума выступил директор Издательского дома «Хузур» Ришат Хамидуллин.

«Просвещенную часть религиозного сообщества еще можно спасти»

- Проблема экстремизма и терроризма – одна из самых актуальный сегодня, это ни для кого не секрет. Задача исламских религиозных деятелей и гуманитарного сообщества в том, чтобы понять корни этого феномена, который представляет угрозу будущему нашей страны и всего человечества. Здесь можно найти много разных подходов, - обратился к участникам круглого стола первый заместитель муфтия, председателя ДУМ РТ Рустам хазрат Батров.

Эксперты: террористы используют 25-й кадр и накачивают своих жертв наркотиками

– Здесь есть и геополитические, и психологические, и политические, и богословские факторы. Сводить все к проблеме религии было бы не верно: религия выступает как внешний способ выражения глубинных идей. Будучи движимым собственными мотивами, внешне выглядит, что человека в радикализм привела его религиозная идентичность. Это иллюзия, которую необходимо разрушить.

Яркий пример этому – разрушенный памятник Будды в Афганистане. Как результат – весь ислам заклеймили как религию, не терпящую инакомыслия. Каким же образом тогда эти статуи дошли до наших дней? Если бы ислам пропагандировал агрессивное отношение к другому мировоззрению, к иной культуре, то эти памятники давно были бы стерты с лица земли. Однако там жили мусульманские ученые, богословы.

Такое восприятие происходит из-за отсутствия знаний, из-за невежества большей части населения. В этом ключе крайне важным становится не просто обмен опытом на уровне проведения массовых мероприятий, встреч, круглый столов и конференций. Важно уделить здесь внимание уровню образования и повысить национальную и религиозную грамотность людей.

- Анализируя проблему наличия радикальных движений, нужно в первую очередь определить ключевые понятия, в каком богословском правовом пространстве нужно организовать эту работу по борьбе с экстремизмом и терроризмом? Где эта правовая среда, это пространство? Вот этот вопрос для нас до сих пор открыт, -посетовал Рафик Мухаметшин, ректор Российского Исламского института.

Эксперты: террористы используют 25-й кадр и накачивают своих жертв наркотиками

– Работа в области религиозного образования, борьба против радикальных организаций должна опираться на какие-то инструменты. Мы должны изучать мировой опыт. Всю нашу предстоящую работу надо разделить на две части. 

В первую очередь, есть те религиозные организации, Духовные управления, в уставе которых четко записано, что сегодня они придерживаются определенного мазхаба определенной акыйды. То есть Духовное управление должно определить для себя это пространство. С другой стороны, есть проблема мусульманской духовной молодежи, которая не вписывается в эти традиции. Для них нужно создать отдельную площадку, в рамках которой и надо вести работу. Нужно и важно придерживаться мазхабической традиции. Это не значит, что необходимо набрасываться на тех, кто вне мазхаба. С этими людьми тоже надо работать, вести разъяснительные беседы. Для всего этого надо иметь четкий инструмент, которого, к сожалению, у нас сегодня не имеется. Проблема понимания, где наши границы, есть.

По словам Рафика Мухаметшина, религиозное мировосприятие не сводится только к чтению намаза и где он держит в это время свои руки. Как только человек встал на намаз, он выстраивает свои мировоззренческие установки, устанавливает вокруг себя другую, уже мусульманскую субкультуру. Он пытается привлечь с других культур, с тех, которые ему близки. Вот эта попытка сформировать другие культуры приводит к тому, что традиционные духовные ценности переживают кризис.

- За Кораном и сунной у этого человека нет никаких богословских традиционных ценностей. Здесь не надо упрощать проблему.

Эксперты: террористы используют 25-й кадр и накачивают своих жертв наркотиками

Именно поэтому так важно заниматься просвещением, особенно среди молодежи, которая пытается отвергнуть все традиции, называя их пережитком старины. Особую роль здесь играет наличие знаний о представителях иных культур, последователях других религиозных верований. В этом направлении не так давно в Казанской православной духовной семинарии была создана абсолютно новая кафедра – кафедра исламоведения, заведующим которой стал отец Иоанн Васильев.

- Проблема исламского экстремизма это проблема не только мусульман, а всеобщая проблема. Здесь крайне важен вопрос межрелигиозного диалога. Именно поэтому мы приняли решение создать в нашей школе кафедру исламоведения. Теперь все наши студенты с первого курса изучают арабский и персидский языки, что позволит им хотя бы читать тексты. Проект это не миссионерский, а образовательный. Наша цель – межрелигиозный диалог. Мы хотим обезопасить нашу молодежь от заражения экстремистскими идеями.

Стоит отметить, что уже около двух лет проходят совместные мероприятия при участии мусульманской и православной молодежи и священнослужителей, проводятся дискуссии и встречи, которые являют собой яркий пример межконфессионального диалога и позволяют налаживать тесные связи.

Отдельным пластом стоит вопрос с антитеррористическим законодательством, которое, несмотря на свою серьезность, имеет некоторые противоречия и недоработки.

Эксперты: террористы используют 25-й кадр и накачивают своих жертв наркотиками

- В законе о политических партиях отмечается, что нельзя создавать партии по национальному, расовому, религиозному признаку. То есть религиозная политика неприемлема. Но ведь Коран включает в себя все: и социальную жизнь, и личную, и политик, - отметила Лейла Алмазова, доцент КФУ, преподаватель Института международных отношений, истории и востоковедения.

"Без патриотического воспитания мы обречены на поражение перед экстремистами

- Надо проблему очертить в целом. Когда мы используем термин «религиозной безграмотности», мы обозначаем лишь часть. На самом деле мы сегодня в обществе наблюдаем и этнографическую безграмотность: люди плохо представляют, как этнически устроено наше общество. Религиозная безграмотность – это лишь часть некоего вакуума населения о том, как устроено наше общество, наша страна, какие существуют народы и вероисповедания, - оценил ситуацию Ирек Шарипов, директор Дома дружбы народов, депутат Госсовета РТ. – Когда мы говорим о способах донесения информации, прежде нужно определиться, какую информацию мы хотим донести до населения. Надо давать какие-то базовые знания, которыми должны обладать все.

Эксперты: террористы используют 25-й кадр и накачивают своих жертв наркотиками

Три года назад был запущен проект по ликвидации этнографический безграмотности. Первоначально это были уроки толерантности, сейчас – уроки дружбы и согласия.

- По сути это уроки этнографии. Этнографической грамотностью должны владеть все, поэтому мы придумали схему, когда 100% семиклассников в течение года посещают Дом дружбы, где в течение двух часов им рассказывают об устройстве государства РФ, Республики Татарстан, знакомим с религиозным и национальным составом, что является правильным и неправильным. Это простые вещи, но их никто не доносит.

Для большего охвата и объективности нужно с другими институтами общества надо определить главные ценности, которые нужно донести до людей.

- Наши коллеги, работающие в области религии, суживают ракурс своей деятельности. Вспомните, у татар имамом всегда был самый грамотный, самый знающий, самый успешный человек. Роль имама должна быть шире, нежели просто чтение вагазов.

Эту идею поддержал и Фарид хазрат Салман, руководитель Центра изучения Корана и Пречистой Сунны.

Эксперты: террористы используют 25-й кадр и накачивают своих жертв наркотиками

- Месяц назад муфтий Камиль хазрат читал проповедь об обязательности наличия головного убора, а 75-80% прихожан сидели без головного убора. Муфтий призывал, чтобы мусульмане придерживались Сунны Пророка (мир ему и благословения). Когда я пришел через неделю, ситуация осталась прежней. Здесь речь идет о внимании паствы к пропаганде традиционных религиозных ценностей. В то же время экстремисты правят балом в интернете. Эта ситуация характерна для мечетей разных регионов России. Какую же ситуацию мы наблюдаем?! В пятницу, после жомга намаз молодежь кучкуется, делятся своими проблемами, получают советы друг у друга.

Ранее выстраивалась очередь к имаму, чтобы спросить у него совета, обратиться за помощью. Все это говорит о недостаточности работы с паствой. Книг у нас много, но вот сам механизм работы не налажен, отсутствует дисциплина как среди прихожан, так и среди имамов. К тому же 800 наших имамов не имеют специального религиозного образования. Это даже хорошо, ведь то религиозное образование, которое мы имеем сейчас, является миксом. Сам по себе татарский ислам – уникальный феномен, он есть, но его обезличивают, его не изучают и не знают. Это выражается в манере одежды, в лексике.

Разбирая механизмы воздействия радикалистов на человека, Фарид хазрат привел отношение экстремистов к понятию «патриотизм».

- Экстремисты говорят, что в исламе нет патриотизма. А ведь в хадисах Мухаммада (мир ему и благословение) есть слова о том, что любовь к Родине – часть веры. Поэтому воспитание и укрепление патриотических чувств – самый большой удар по экстремизму. Пока не будет реального патриотического воспитания, даже, может быть, насаждения, экстремизм будет брать верх. В исламе патриотизм есть и он даже больше, чем выражен.

Образ «вечно скорбящей мусульманской вдовы»

- Проблема, касающаяся религиозного экстремизма, не внутрирелигиозная, а общественная. Экстремизм – это в чистом виде идеология, не имеющая отношения к вере. То, как это разделять, нужно доводить до массового сознания. Сейчас мы с вами можем наблюдать вытеснение морали из светского общества, что приводит к эстетизации восприятия реальности, - прокомментировала происходящее заведующая кафедрой журналистики Института социально-философских наук и массовых коммуникаций КФУ Светлана Шайхитдинова. – Необходимо думать о том, как люди воспринимают, общими тезисами здесь не обойтись.

Почему более восприимчивой является молодежь? Общество сделалось очень отчужденным от человека. Особо остро это чувствуют молодые люди, которые нуждаются в вере, в поддержке и помощи. Здесь особую роль играют средства массовой информации. Если углубиться в историю, то мы вспомним, что журналистика сама по себе неотрывна от человека и должна следовать принципу «не навреди». Демонстрация в роликах взрывов под музыку, использование документальных кадров вкупе с идеологическим содержанием доставляет молодежи удовлетворение от того, что они видят законченную профессиональную форму. Молодой зритель, у которого нет опыта пережитой смерти, воспринимает это как простую картинку.

Говоря о создаваемых видеороликах, которые распространяет ИГИЛ (запрещенная на территории РФ организация), стоит отметить, что зачастую они используют 25-й кадр, который действует не на всех, но все же действует. Особенно полюбился приверженцам радикальных организаций образ «вечно скорбящей вдовы». Речь идет насильственном, путем применения медикаментов, поддержания угнетенного состояния.

Эксперты: террористы используют 25-й кадр и накачивают своих жертв наркотиками

- Проблему религиозной безграмотности я отношу к четвертому типу – к экстремистам-инфантилам. Это люди, которые не обладают определенными знаниями, а мечта получить все это магическим способом их одолевает, что приводит к тому, что ими манипулируют, - разъяснил Рамиль Гарифуллин, доцент кафедры педагогики, психологии и дефектологии ЧОУ ВО «Академия социального образования». – Есть еще экстремисты-экзистенциалы, которые ищут смысл жизни, которые открыты к религии и ходят на границы жизни и смерти. На втором месте стоят экстремисты-психопаты, которые хронически страдают депрессивными синдромами, маниакальными состояниями. Для них религия становится психотерапией, имеющей вторичное значение.

Есть еще террористы-суицидники, которые хотят уйти из этого мира. Об этом прекрасно знают и манипуляторы. Пятый тип – зомби.

- Здесь зомбирование идет с помощью наркотиков. Это "исламская" психиатрия, когда людей с помощью определенного содержания психотропных веществ подсаживают на чаи, супы. Отсюда возникает феномен «вечно страдающей вдовы». Любая нормальная вдова, которая похоронила своего мужа-мусульманина, обычно восстанавливается через 3 месяца. Если ее накачивают психотропными веществами, то она страдает вечно депрессивным синдромом и всегда готова совершить террористический акт на основании мести. Известен факт, что некоторые террористки были наркоманками...

Есть еще тип солидарников, которые идут на это в силу солидарности с теми, кто в ином мире. Они считают, что обязаны попасть туда вслед за своими братьями. Террористы-эксплуатируемые поддаются манипуляции на основании того, что должны отработать свой «долг».

Это лишь малая часть вопросов, которые еще предстоит обсудить экспертам в рамках месячника "Нет - экстремизму". Планируется, что еще одна подобная встреча пройдет в конце сентября. А по итогам этого круглого стола будет принята резолюция, которая станет рекомендацией к действию не только для духовных лиц, но и для молодого поколения и их родителей.

Ильмира Гафиятуллина, Казань

Персона
Избран 17 апреля 2013 года
Персона
с 1992 года по 1998 год
Персона
с 1998 года по 2011 год
Персона
с 2011 года по 2013 год

Расписание намазов

Фaджр
Шурук
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Архив новостей