Первый духовный руководитель постсоветского Татарстана, проработавший главным мухтасибом республики вплоть до осени 1994. Мударрис первого в Татарстане медресе, автор многих книг, редактор популярных руководств по азам религии, изданных Азимовской мечетью, прекрасный проповедник. Он был неоспоримым лидером всей мусульманской уммы Татарстана, сыгравшим огромную роль в возрождении религии татарского народа, при этом занимая активную общественную позицию. Габдулхак хазрат Саматов был первым главным мухтасибом Татарстана, первым главным казыем республики. Вступив на должность казыя в 1998 году, Саматов не только старался донести до народа ценности ислама, свойственные для татарского народа, но и издал немалое количество текстов, представляющих собой бесценное теологическое наследие. Его деятельность оставила весомый вклад в возрождение национальных исламских традиций мусульман Волго-Уральского региона. Об этом говорили в рамках уже VII традиционных Саматовских чтений.
- Габдулхак хазрат, несомненно, был ярчайшим служителем Ислама в СССР и постсоветское время. К нему за советом или наставлением приезжали со всех уголков страны. Его книгами, написанными простым и вместе с тем фундаментальным по своему содержанию языком, зачитывалось все татароязычное население, - отметил во вступительном слове муфтий РТ, председатель Духовного управления мусульман РТ Камиль хазрат Самигуллин. В резиденции Духовного управления мусульман Республики Татарстан собрались видные богословы и ученые, не понаслышке знакомы с деятельностью Габдулхак хазрата Саматова. Среди участников научно-практической конференции были заместитель муфтия, ректор РИИ и КИУ Рафик хазрат Мухаметшин, Муфтий Ханты-Мансийского автономного округа Тахир хазрат Саматов, Главный казый Республики Татарстан Джалиль хазрат Фазлыев, руководитель направления дагвата ЦРО-ДУМ РТ Нияз хазрат Сабиров, а также директора религиозных учебных заведения, шакирды, теологи.
- Многие знают Габдулхака хазрата как очень талантливого оратора, который всегда умел простым языком разъяснят религиозные каноны. Множество его трудов, вагазов свидетельствуют о том, что он был очень образованным и являлся продолжателем богатейшего традиционного ханафитского религиозно-богословского наследия. Следует отметить и его роль в системе мусульманского религиозного образования. Он первым добился разрешения на учреждение медресе в Чистополе, а потом и в Казани.
После своего выступления Камиль хазрат вручил депутату Государственного Совета РТ пятого созыва, председателю Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Разилю Валееву премию ДУМ РТ "Рухи мирас", которая ежегодно присуждается за наиболее выдающиеся достижения в сфере развития мусульманской теологии, проповеднической деятельности и организационном укреплении мусульманских религиозных объединений, направленных на сохранение духовного наследия татарского народа, основанного на ханафитском мазхабе. Радик Забиров, старший преподаватель кафедры религиозных дисциплин РИИ, отметил, что современной молодежи в реалиях глобализации и повсеместной информатизации общества не хватает такого духовного наставника, как Габудлхак хазрат.
- Какие задачи у создания мусульманского богословия? Хочется отметить, что богословская работа идет непрерывно. Она начинается с того самого момента, когда к имаму обращаются с вопросом, - обратился к собравшимся Камиль Насибуллов, старший сотрудник Центра исламоведческих исследований АН РТ. – Сам человек развивается в рамках своей деятельности различными способами. Как себя вести, как строить жизнь, кем ты являешься – на все эти вопросы отвечает Ислам. К этому еще добавить духовное развитие. По мнению докладчика, нужно адаптировать эти знания, модели поведения для проживания в Российской Федерации. - Необходимо применять и светский запас знаний, который лишь поможет мусульманскому возрождению богословского наследия. Габдулхак Саматов – основатель целой династии религиозных деятелей: его сын Тахир хазрат Саматов является муфтием Ханты-Мансийского автономного округа, второй сын Халиль хазрат Саматов – имам-мухтасиб г. Когалым, а внук Камиль хазрат Саматов – имам соборной мечети г. Сургута. Среди учеников хазрата такие известные религиозные деятели, как муфтий Москвы и Центральной части России, муфтий Чувашии Альбир хазрат Крганов, ректор казанского медресе «Мухаммадия» Наиль хазрат Яруллин и Верховный муфтий ЦДУМ России Талгат хазрат Таджуддин.
Первого казыя Татарстана по праву называют продолжателем богатейшего дореволюционного религиозно-богословского наследия татар. Историческое значение его деятельности заключается в миссии сохранения и передачи мусульманской духовной традиции в сложнейшие годы атеистического доминирования. К тому же он всю свою жизнь положил на возрождение ислама в постсоветскую эпоху.
Ильмира Гафиятуллина