Паломникам из Татарстана разъяснили, чем отличаются правила и условия совершения хаджа в разных мазхабах ислама. Занятие прошло в здании гостиницы в Мекке. Об этом сообщил имам-хатыб Галеевской мечети Казани Тимергали хазрат Юлдашев.
«Это невозможно разъяснить за один день. Чтобы понять, чем является хадж, люди учатся годами», – отметил имам.
По словам Тимергали хазрата Юлдашева, в поклонении нет больших отличий, все ученые и мазхабы придерживаются учения Абу Ханифы. «Есть моменты, в которых надо быть особенно внимательными. Например, на первый день джамарата (ритуальное побивание камнями шайтана – прим. Т-и) идут не все. А Абу Ханифа говорит, что это должны делать все, потому что за каждый брошенный камень списываются грехи, Всевышний за это прощает очень большие грехи. Камень нужно кидать с небольшой силой, плавно. Нельзя торопиться, желая быстрее избавиться от грехов», – пояснил он.
По ханафитскому мазхабу человек, достигший материального достатка для совершения хаджа, должен сделать это в том же году. По шафиитскому мазхабу хадж можно отложить на следующий год.
У ханафитов Умра (малый хадж) считается сунной (желательным действием), а у шафиитов – фардом (обязательным). У ханафитов чистота тела и одежды во время тавафа (обход вокруг Каабы – прим. Т-и) не является обязательным условием, а в шафиитском мазхабе это является основным требованием к совершающему таваф.
Таваф в два-четыре ракаата считается ваджибом (близким к обязательному – прим. Т-и) в ханафитском и маликитском мазхабах. А в шафиитском и ханбалитском мазхабах они воспринимаются как сунна.
Кроме того, есть отличия в отношении к проведению пяти ночей в долине Мина. У ханафитов это считается сунной, а у ханбалитов – ваджибом.
Шамиль Садыков