"Прошу Всевышнего ниспослать нашей стране и Республике благополучие и процветание!"

01 сентября 2017 года 18:07
"Прошу Всевышнего ниспослать нашей стране и Республике благополучие и процветание!"

Бисмилляхир-Рахманир-рахим!

Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху!

Мир вам, милость Всевышнего и Его нескончаемые блага!

Уважаемые мусульмане!

***

Сегодня мы с молитвами отмечаем два великих исламских праздника: первый, - священная пятница, а второй праздник - ’Ид аль-адха, Курбан-Байрам, благословенный праздник Жертвоприношения! Да примет Аллах все наши добрые деяния, приумножит награду за поклонения и воздаст Своей безграничной милостью в обоих мирах! Пусть этот  замечательный праздник будет благословенным и принесет в каждый дом радость, мир, благополучие и благословение Всевышнего Аллаха!

Курбан – это священная заповедь Аллаха, проявление высшей покорности и благодарности Аллаху за нескончаемые блага и милости, которыми Он наделил нас.

Также, сегодня по григорианскому календарю 1 сентября (день Знаний). Ежегодно 1 сентября знаменует начало нового учебного года для российских школьников, студентов, учителей и преподавателей.

***

Сегодня мы празднуем Курбан байрам – данный исламский праздник широко отмечается во всех уголках земного шара.

В Достопочтимом Куръане сказано: «Так совершай обрядовую молитву и закалывай жертвенное животное» (сура «аль-Каусар», аят 2).

Истинный смысл жертвоприношения кроется не в жертвенном животном, не в его мясе, а в покорности, набожности и богобоязненности, ведь в Достопочтимом Куръане сказано: «Ни мясо, ни кровь жертвоприношений не достигнет Аллаха, но достигнут Его благочестие и набожность ваших сердец» (сура «аль-Хадж», аят 37).  Ежегодное приношение в жертву животных – это символическое выражение готовности жертвовать всем своим имуществом ради поклонения и подчинения велениям Всевышнего Аллаха.

Обряд жертвоприношения напоминает обеспеченным людям о том, что они несут определенные обязательства, как перед Всевышним Аллахом, так и перед мусульманской уммой в целом. Если человек обладает какими-нибудь возможностями, то их необходимо использовать в благих целях, а не только ради своего собственного обогащения. Всевышний Аллах велит обеспеченным людям заботиться о бедных и неимущих, об их пропитании, о поддержании хороших отношений со всеми людьми.

В Достопочтимом Куръане говорится:

«И служите Богу и не уподобляйте никого Ему, и будьте добры с родителями и близкими родственниками, и сиротами, и нуждающимися, и с соседом из вашей родни, и с чужаком-соседом, и со спутником в дороге, и со странником, и с теми, кем владеют ваши десницы. Воистину, Господь не любит гордых и хвастливых» (сура «ан-Ниса», аят 36).

***

Поэтому не случайно Пророк Мухаммад (саллялаху алейхи вассалям) сказал: «Тот, кто сыт в то время, когда его сосед голоден, не из нас».

Из этого хадиса Посланника Аллаха (саллялаху алейхи вассалям) вытекает, что на человека возложена ответственность в помощи людям, если у него есть на это возможности.

Обряд жертвоприношения стирает все различия между людьми, сближает их и способствует укреплению единства и дружбы между ними, поскольку в праздничные дни верующие стремятся к совершению благих и добрых дел не только в отношении к своим близким, но и ко всем людям, торопятся раздать милостыню, а также преподнести мясо жертвенного животного в качестве подарка. В доме каждого мусульманина в этот праздник царит дух гостеприимства, радости и щедрости. Желательно детям в эти дни дарить подарки и угощать сладостями, для того, чтобы мусульманские праздники, а не иные дни, у них ассоциировались с радостью, счастьем и весельем.

В течение праздника  ’Ид аль-адха мудрый и щедрый человек может принести радость и довольство многим людям вокруг, а самое главное – обрести довольство Всевышнего Аллаха и духовное удовлетворение, которое не каждый человек сможет испытать даже на протяжении всей своей жизни.

В одном из хадисов приводятся слова Пророка Мухаммада (саллялаху алейхи вассалям), который сказал: «Самые худшие из скупых людей – это те, которые не совершают заклания жертвенного животного, хотя должны были бы это сделать».

Сам Посланник Аллаха (саллялаху алейхи вассалям) в праздник Курбан-байрам совершал заклание двух животных – одного за себя, а второго – за всю мусульманскую умму. Поэтому, мусульмане, имеющие соответствующий достаток, возможность и желающие заслужить ещё большего вознаграждения от Господа миров, также могут принести в жертву 2-х и более животных.

Таким образом, обряд жертвоприношения не только способствует духовному очищению самого верующего, но и обеспечивает пропитание бедной части населения земли хотя бы на некоторое время.

***

А теперь давайте коротко остановимся на истории появления праздника Курбан байрам. Это действие уходит вглубь веков и связано с великим Пророком, другом Аллаха - Ибрахимом (алейхи салям) и его сыном Исмаилом (алейхи салям)!

Всевышний подверг Пророка Ибрахима (алейхи салям) большому испытанию. Божьим Откровением Ибрахиму (алейхи салям)  было велено принести своего сына в жертву. Ибрахим понимал, что от него требуется пожертвовать самым дорогим, долгожданным и близким его сердцу — своим сыном. Ведь Аллах даровал Ибрахиму (алейхи салям)  сына тогда, когда он и его супруга были уже в преклонном возрасте.

Не смотря на все сложность ситуации, Ибрахим (алейхи салям) положился на волю Всевышнего Аллаха и последовал Его повелению. Но, Господь миров, Которому принадлежит абсолютно все, не нуждается ни в чьей жертве, и более того — не желает смерти человека! Ибрахим (алейхи салям), готовый покорно исполнить повеление Всевышнего, подняв нож над подчинившимся сыном Исмаилом (алейхи салям), услышал призыв:

«Ты оправдал Наше внушение (через видение) и не колебался в выполнении Нашего повеления. Этого с тебя достаточно. Мы Своё испытание облегчим награждением за твоё добродеяние. Так Мы награждаем добродеющих!» (Достопочтимый Куръан, сура «ас-Саффат», аят 105).

Таким образом, жертва сыном была заменена жертвенным животным, а Ибрахиму (алейхи салям) было даровано благополучное рождение второго сына — Исхака (алейхи салям), который впоследствии тоже стал великим Пророком.

Пророк Ибрахим (алейхи салям) с честью прошел все тяжкие испытания на прочность и на верность Господу. Испытывая чувство величайшего смирения перед Богом, и достигнув величайшей точки абсолютной преданности и служения Всевышнему, он стал Халилюллахом, то есть истинным другом Аллаха.

История Ибрахима (алейхи салям) учит нас жертвовать на пути Всевышнего Аллаха своим имуществом, временем, силами. Это большой пример, назидание и урок для каждого правоверного верующего. Я призываю каждого мусульманина задавать себе перед сном такой вопрос: «Что я сделал сегодня ради Аллаха?».

***

Отрадно, что во время праздничного намаза по случаю Курбан байрама и Ураза байрама наши мечети полны прихожанами, хотя шариатское заключение (хукм) данных молитв – ваджиб. А хукм ежедневной пятикратной молитвы – фарз. Имам нашего мазхаба имам Абу Ханифа (рахматтулахи алейхи) сказал: «фарз отличается от ваджиба так же, как небо от земли». Иными словами любой обычный пятикратный намаз более ценен Всевышнему Аллаху, чем праздничный Курбан и Ураза байрам намаз вместе взятые.

Поэтому, о, мусульмане, призывая вас всем приходить в мечети, которые являются домами Всевышнего Аллаха, на каждую молитву, а если у вас не получается, то приходите каждую пятницу на праздничную молитву. Жизнь проходит стремительно, а намаз это самое важное поклонение, о котором нас спросят в первую очередь в Судный День.

***

Возвращаясь к теме Курбан байрама давайте рассмотрим вопрос, для кого же обязателен Курбан байрам?

Совершающий жертвоприношение должен быть:

1. Мусульманином;

2. Разумным;

3. Совершеннолетним;

4. Свободным от рабства;

5. Не находящимся в путешествии;

6. Владеющим имуществом в размере нисаба - имущество, эквивалентное 80 граммам золота (не обязательно владеть нисабом год).

Как и когда выполняется жертвоприношение?

Жертвоприношение совершают в первые три дня Курбан-Байрама, но лучше в первый день. В городах и других населенных пунктах, где читается праздничный намаз, курбан совершают после этого намаза. А в сельской местности, где праздничный намаз не совершают, жертвоприношение делают с наступлением рассвета. В достоверном хадисе сказано: «Сегодня (т.е. в праздник) наше первое дело – это чтение (праздничного) намаза, потом – совершение курбана. Кто так сделает, тот выполнит нашу Сунну. Если кто-то сделает курбан раньше этого (намаза), это будет считаться простым мясом, отданным своей семье» (Бухари и Муслим).

Делать курбан ночью макрух, так как из-за темноты человек может допустить ошибку, а если место хорошо освещено, то нежелательность данного действия спадает.

После вечернего (ахшам) намаза третьего дня праздника резать курбан нельзя.

Тот, кто умеет, режет курбан сам, кто не умеет, может поручить другому мусульманину. Запрещено, чтобы курбан резали атеисты и язычники.

Следует хорошо относиться к животному, предназначенному для курбана. Чтобы не мучить его, нож должен быть острым. Желательно, чтобы животное лежало на левом боку головой в направлении Кыблы. Со словами «Бисмиллях, Аллаху Акбар» надо перерезать животному пищевод, дыхательные пути и основные вены.

Пока душа животного не покинет тела, нежелательно отделять голову или начинать снимать шкуру. Во время жертвоприношения недостаточно сказать «Бисмиллях», обязательно сказать «Бисмиллях, Аллаху Акбар». Если режущий сознательно не сказал «Бисмиллях, Аллаху Акбар», мясо животного становится запретным. А если не сказал по забывчивости, то это прощается.

***

Сегодня 1 сентября «День знаний», поэтому в своей проповеди я хотел бы также остановиться на вопросе отношения Ислама к знаниям и науке.

Всевышний Аллах в Благородном Куръане говорит:

«Сравнятся ли те, которые знают, и те, которые не знают?» (сура «Аз-Зумар», аят 9)

Также Пророк Мухаммад (саллялаху алейхи вассалям) сказал: «Кому Аллах желает добра, тому Он даст понимание религии» (аль-Бухари 71, Муслим 1038).

Великий имам, гордость уммы - имам аль Агзам Абу Ханифа (рахматуллахи алейхи) также изрек: «Аллах уважает только своих слуг - ученых». Ислам всегда призывал мусульман быть образованными и воспитанными. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи вассалям) изрек: «Получайте знания от колыбели до могилы», он же также сказал: «Получайте знания, даже если для этого придется отправиться в Китай».

Сегодня, некоторые недруги Ислама пытаются представить нашу религию отсталой, архаичной и не способной на развитие. Хотя дело обстоит совсем по иному – Ислам призывает образованности, призывает к развитию науки, мысли и культуры. Приведу ряд научных открытий совершенных мусульманами:

Формирование сферической тригонометрии, систематическое использование десятичных дробей, введение в тригонометрию понятия «функция», точное определение географических координат местностей, построение сферического глобуса Земли, определение удельных весов твердых тел и жидкостей, классификация минералов, идеи мобилизма (концепция горизонтального перемещения участков земной коры или литосферы) и образования пород, теория морей и расположение материков, систематизация медицинских и фармакологических знаний, изобретение новых методов диагностики и терапии, критика возможности трансмутации металлов.

А вот ряд более конкретных примеров доказывающие, что Ислам одобряет и поощряет науку:

Великий мусульманский ученый Абу Абдуллах Мухаммад ибн Муса Хорезми – является создателем алгебры. Так в своей книге «аль Китаб аль-мухтасар фи хисаб аль-джабр ва-л-мукабала» алгебра была обоснована как наука и получила название. Также он ввел понятие «алгоритм», обосновал и ввел в обиход десятичную позиционную систему счисления с девятью цифрами и знаком нуля, что позволило обеспечить переход к операциям с отрицательными числами. Кроме того, известно, что он впервые использовал полярные координаты.

Еще один известный мусульманский астроном и математик Ахмад Фергани, наибольшую известность принесла ему книга «Элементы астрономии», которая вплоть до 17 века использовалась в европейских университетах в качестве основного учебника по астрономии.

Так же большой вклад в мировую науку внес и Абунаср Мансур ибн Ирак, он является основоположником сферической тригонометрии, также он впервые сформировал и доказал плоскую и сферическую теорему синусов.

Мусульманский физик, математик и астроном Абу Райхан Беруни впервые в тригонометрии ввел в научный оборот окружность с единичным радиусом, тригонометрические линии начал рассматривать как функции и ввел понятие «функция».

Знаменитый врач, ученый, философ, написавший около 500 трудов в 29 областях науки, Абу Али Ибн Сина – первый в мире человек, который сделал хирургическую операцию. 

Математик и астроном XV века по милади, Джамшид Каши впервые разработал способ приближенного нахождения корней произвольных степеней, основанный на формуле, которая сейчас носит название «бином Ньютона» и разработал метод вычисления значений многочлена, который сейчас известен как «схема Горнера».

Приведу несколько примеров из экономики:

Имам Абу Йусуф (ученик Абу Ханифы) написал книгу «Китаб аль харадж», которая считается одной из первых в мире книг по финансовому менеджменту.

Теория оптимумов Парето возникла из работ четвертого праведного халифа Али ибн Абу Талиба (карамаллаху ваджхаху) под названием «Нахджул-Балага».

Труд Адама Смита «Богатство народов» имеет много общего с произведениями Абу Убайда аль-Касим ибн Саллама «Китаб ал-амвал».

Даже столь популярный среди лингвистов инновационный «Метод чтения Ильи Франка»[1] является на деле лишь одним из видов классического изучения мусульманской литературы принятым в Османской империи.

Я думаю, что приведенные мною считанные примеры из нескольких тысяч возможных станут явным доказательством того, что Ислам – всецело поддерживает науку! И это не удивительно, ведь еще в IX веке (по милади) открылся первый исламский университет – «Байт аль-Хикма» в городе Багдад. А в городе Булгар университет открылся в 1080 году по милади. Университет «Даруль Улюм» («Обитель знаний») был открыт ученым по имени Якуб ибн Нугман и имел статус международного, в нем учились студенты со всего исламского мира.

Плеяда блистательных гениев, ученых мирового уровня была дополнена и ведущими татарскими богословами, общественными деятелями и философами, такими как Кул Гали, Кул Шариф, Шигабутдин Марджани, Габдрахим Утыз Имяни, Галимджан Баруди, Мурат Рамзи, Курсави, Ризаитдин Фахретдин, Муса Биги, Зайнулла Расулев и многие другие.

Мы татары – «китаплы халык» и пока мы держимся за наши книги, за бесценное наследие наших предком наш народ будет жить и развиваться. До революции 1917 года татары издали свыше 30 тысяч книг. Задача Духовного управления мусульман Республики Татарстан в ближайшее время восстановить классическое татарское богословие и воспитать новую блистательную плеяду татарских богословов, мыслителей и философов, для этого у нас есть кадры, есть Булгарская Исламская Академия. И ин ша Аллах, по милости Всевышнего Аллаха у нас все получится. Амин!

Пользуясь случаем, что сегодня 1 сентября «День знаний» я хотел бы обратиться к подрастающему поколению – школьникам и студентам. Республики Татарстан нуждается в талантливой, креативной и ответственной молодеже, поэтому учитесь, совершенствуйтесь, становитесь мастерами и профессионалами своего дела, изменяйте мир к лучшему. Будьте инноваторами, открывайте новые «голубые океаны»[2],  вносите ценность и новизну во все, что вы делаете!

Великий татарский просветитель Каюм Насыйри в одной из своих книг дает следующий совет молодому поколению, который не потерял актуальности и по сей день:

 «О, милые дети, послушайтесь моего совета — учитесь ремеслу. Имущество и деньги так ненадежны на этом свете. Золото и серебро — лишь опасность для путника; а у живущего дома их могут отнять грабители и огонь. Ремесло же неиссякаемо, как источник. Умелец не познает невзгод, даже если лишится всех богатств своих. Верьте, дети мои, это не пустые разговоры. Постигайте же ремесла, учитесь приличиям».

Дорогие школьники и студенты! Помните, что первый аят который был ниспослан Пророку Мухаммаду (салляллаху алейхи вассалям) был: «Читай!» (сура «аль-Алак», аят 1). Поэтому известные слова Ленина «учиться, учиться и учиться» являются лишь заимствованием и копированием Исламских заповедей.

Дорогие школьники и студенты! Будьте гармонично развитыми людьми: изучайте и светские и религиозные знания, будьте сильны и физически и духовно. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи вассалям) говоря о гармонии в Исламе сказал: «Лучшие из вас — это те, кто не оставляет вечное ради мирского, а также мирское ради вечного».

Зачастую мне родители рассказывают о сложности изучения языков в школе. Я бы здесь хотел выразить свое мнение – в современном глобальном мире, чем больше языков ты знаешь, тем лучше. Об этом верно сказал российский писатель, прозаик и драматург Антон Чехов: «Сколько языков ты знаешь - столько раз ты человек». Действительно, коммуникация, общение, понимание друг друга это секрет успеха в XXI веке, поэтому я призываю всех учащихся и их родителей обратить пристальное внимание к изучения татарского языка, который является ключом к пониманию традиций всего тюркского и мусульманского мира.

***

Сейчас на праздничной молитве рядом с нами находятся мусульмане из разных городов, стран и континентов и, несмотря на внешние различия, разные языки, цвет кожи, мы стоим бок о бок, приветствуя друг друга словами мира и вместе совершаем намаз одному Всевышнему. Ислам объединил наши сердца и сделал всех мусульман - братьями.

Пусть Аллах в этот день позволит нам искренне совершить молитву для того, чтобы мы с вами почувствовали душевную радость и проявление Его милости. Прошу Всевышнего Аллаха принять наше жертвоприношение (курбан). Прошу Господа миров принять хадж татарстанских паломников и чтобы они все живы и здоровы вернулись на родную землю! Прошу Аллаха, чтобы наше подрастающее поколение выросло образованным, разумным, талантливым, культурным и принесло пользу для всего народа Республики Татарстан.

Прошу Всевышнего Аллаха, чтобы Он ниспослал нам свое благословение, счастье и здоровье, а нашей стране и Республике Татарстан спокойствие, мир, благополучие и процветание! С праздником Вас дорогие мусульмане!

[1] Метод чтения Ильи Франка — метод, облегчающий чтение книг на иностранном языке благодаря особому расположению оригинального текста и перевода. В книгах, изданных с использованием данного метода, текст разбит на небольшие отрывки. Сначала идёт адаптированный отрывок — текст с вкраплённым в него дословным русским переводом и небольшим лексико-грамматическим комментарием.

[2] Стратегия голубого океана (англ. Blue Ocean Strategy) —бизнес стратегия, где компаниям, чтобы достичь успеха, нужно не бороться с конкурентами, а создавать «голубые океаны» бесконкурентных рынков.

Персона
Избран 17 апреля 2013 года
Персона
с 1992 года по 1998 год
Персона
с 1998 года по 2011 год
Персона
с 2011 года по 2013 год

Расписание намазов

Фaджр
Шурук
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Архив новостей