Сегодня в «Корстоне» продолжила свою работу II Международная научно-богословская конференция «Духовный шелковый путь. Созидание. Интеграция», которая стала продолжением официальной церемонии открытия Болгарской исламской академии. Конференция стала площадкой взаимодействия духовных управлений и профильных государственных ведомств России, Китая и стран Центральной Азии в деле выработки единой позиции в отношении вызовов современности.
Сегодня в рамках конференции прошли четыре секционных заседания и два круглых стола, по итогам которых была принята резолюция.
Так, на секции «Созидание и интеграция как фундаментальные ценности ислама» представители муфтиятов регионов России, стран центральной Азии, а также Китая поделились опытом реализации мусульманских духовных ценностей и обсудили факторы, которые препятствуют их развитию в условиях межнационального общества. В работе секции приняли участие ученые из Кыргызстана, Литвы, Узбекистана, Китая и России.
Среди участников секции был и профессор Саид Кямилов, внесший значительный вклад в возрождение исламской философской мысли. В своём выступлении директор Института исламской цивилизации отметил, что одной из главных проблем мусульманского общества является массовое невежество последователей ислама. Он подчеркнул, что средневековые наслоения должны быть реформированы, то есть подвержены ижтихаду. Причём реформирование должно быть согласно тем условиям и вызовам, которые бросает современность мусульманской умме. «Это является подспорьем здорового развития уммы и духовного возрождения мусульман», - отметил он. При этом Саид Хайбуллович предупредил, что любая крайность нежелательна в исламе: «Важно сочетать исламские традиции и современные запросы, так как религия провозглашает серединность и открытость разным культурам».
Проректор по науке Болгарской исламской академии Дамир Шагавиев акцентировал внимание на том, что одним из препятствий в развитии мусульманской уммы является неправильное понимание хадиса о разделении уммы на 73 течения. «Основная масса понимает хадис буквально и каждая группа мусульман стала считать только себя спасенной, а других идущими в ад. Я же призываю понимать хадис в более широком русле. Под уммой подразумевается все человечество периода времени пророчества. То есть из всех народов спасутся те, кто принял учение ислама, с которым пришёл пророк Мухаммад ﷺ. Такое понимание хадиса спасёт мусульман от разьединения и взаимной вражды», - сказал он.
Особенно ярким было выступление было муфтия Киргизии Максатажы Токтомушева. Говоря о важности единении уммы, он отметил: «Когда между мусульманами возникает раздор и разобщенность, уходит помощь Всевышнего Аллаха. Мусульман должна обьединять одна цель, единые задачи и понимание ценностей ислама».
Участники конференции не оставили без внимания вопросы противодействия терроризму и экстремизму. Во время секции «Опыт взаимодействия с религиозными организациями и профилактика экстремизма в мусульманских сообществах» участники делились опытом практических методов профилактики данных явлений. Модератором данной секции выступил Рушан Аббясов, первый заместитель председателя Совета муфтиев России и Духовного управления мусульман Российской Федерации. Среди докладчиков были гости из Кыргызстана, Китая, Казахстана, а также Республики Крым, Саратовской области, Чечни. По результатам обсуждений участники подчеркнули необходимость проведения системной работы с молодежью в части профилактики экстремизма, повышения религиозной и духовной грамотности. Наиболее интересным для слушателей секции стал опыт гостей из Китая. «Развитие экстремизма напрямую зависит от уровня экономического развития государства. Поэтому в Китае задачи по профилактике религиозной нетерпимости всегда рассматриваются в одном ряду с повышением экономической мощи страны», - отметили гости.
Заместитель муфтия РТ, ректор Болгарской исламской академии Рафик Мухаметшин выступил модератором на секции «Развитие исламского образования на евразийском пространстве: между традицией и новацией». В своей речи он поделился мнением относительно модернизации системы религиозного образования и ее усовершенствования. В частности, он отметил, что кадимизм позволил сохранить традиции татарского народа. По его словам, выдающиеся татарские богословы и ученые получили образование в кадимистских медресе и заслужили мировое признание.
- Если бы татарская общественность существовала только на основе джадидитских идей, она бы давно потеряла свои корни и традиции. Не сохранился бы даже ханафитский мазхаб. Джадидизм - не более чем реформаторство. В начале XX века можно было наблюдать, как кадимисты преданно защищали наши национальные ценности и традиции, - сказал Рафик хазрат.
О том, как Шелковый путь поспособствовал распространению ислама и на духовную жизнь народов, проживающих на территориях, лежащих по этому великому маршруту, рассказывали ученые и эксперты, принявшие участие в секции «Ислам на Шелковом пути: история и современность» и в круглом столе «Духовное наследие и культурные центры Шелкового пути». Состав участников секции был международным: в ее работе приняли участие ученые и богословы из США, Финляндии, Китая, Ирана, Узбекистана и, конечно, России.
В своих докладах гости поделились своими научными исследованиями в области истории развития ислама и подчеркнули, большую роль Великого шелкового пути в распространении ислама, отметив, что его экспансия была довольно успешной на территории Центральной Азии.
Так, заведующий кафедрой «Реставрация архитектурного наследия» КГУСТА им. Н.Исанова, доктор архитектуры, директор Научно-Исследовательского Проектного Института (НИПИ) Кыргызреставрация Министерства культуры и туризма КР Джумамедель Иманкулов рассказал о минаретах Средней Азии, как об особом искусстве в пространстве Шелкового пути. Он продемонстрировал сохранившиеся до наших дней уникальные памятники архитектуры в виде минаретов, которые расположены на территории современного Афганистана, Бухары и Кыргызстана. По словам специалиста, тема минаретов - одна из больших граней духовного наследия, также как и мавзолеи, храмы и медресе. «С появлением Шелкового пути стали появляться и минареты, своебразные символы ислама и каждый зодчий в своём регионе вкладывал в них свои культурные коды", - отметил Имангулов. О культурных памятниках северной части Шелкового пути рассказала директор Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории Валентина Тугужекова. «Северный путь сыграл важную роль не только в культурно-экономической, но и в духовной жизни местных жителей, а именно в распространении религии», - сказала Валентина Николаевна.
Сегодня же в рамках конференции презентовали уникальное произведение, перевод труда эпохи Средневековья – книгу «Каландар-наме» Абу Бакра Каландара, рукопись которого несколько лет назад была найдена исследователями Института истории АН РТ им. Марджани. Это единственное известное полноценное богословское сочинение на персидском языке, созданное в XIV веке в Золотой Орде – государстве, в котором сформировалась этническая и религиозная идентичность многих коренных мусульманских народов Российской Федерации, Центральной Азии и Закавказья. Его автор – имам города Солхат Абу Бакр Каландар Руми.
Во время завершающего круглого стола «Каландар-наме» Абу Бакра Каландара: богословские и исторические аспекты», российские и иранские специалисты поделились результатами своих исследований данной персидской поэмы в свете религии, истории и культуры. О смыслах “Каландар-наме” в ключе метафизического учения, а также об истории суфизма в Иране рассказал кандидат исторических наук, координатор научно-исследовательских программ Представительства международного университета Аль-Мустафа Исмагил Гибадуллин. По словам ст.научного сотрудника Центра письменного и музыкального наследия Института языка, литературы и искусств им. Г.Ибрагимова АН РТ Алсу Хасавнех, эта книга имеет глубокую метафизическую суть и таит в себе много скрытых смыслов. Поэтому книга рассчитана не на рядового верующего, а на посвященного в суфизм мусульманина.
Руководитель отдела истории общественной мысли и исламоведения Института истории АН РТ Дамир Шагавиев рассказал о четырех основных источниках богословских глав сочинения. Первый - это Коран, второй - сунна Пророка Мухаммада ﷺ, третий - догматические произведения, то есть сочинения по суннитской теологии, четвертый - различные суфийские сочинения, от поэм до теоретических трактатов. Предполагается, что автор указанного произведения черпал свое вдохновение в знаменитом труде «Маснави» Мавляны Руми.
Профессор департамента языков культур Азии Висконсинского университета в Мадисоне Юлай Шамильоглу уверен, что поэму Абу Бакра Каландара нужно изучать не только через призму исламской теологии, но и с точки зрения социально- экономических и политических условий того времени, когда было написано произведение. «Дело в том, что в средневековье свирепствовала чума, которая унесла миллионы жизней . Богословы того времени, и мусульмане, и христиане разных стран рассматривали чуму, как наказание Свыше. Поэтому многие труды того времени пронизаны страхом и авторы, в том числе и Абу Бакр Каландар писали о спасении человека и общества от наказаний за грехи». Кроме того, ученый заметил, что поэма была написана на древне-персидском, то есть мертвом языке который, практически, исчез по причине чумы.
Также на круглом столе всеми исследователями было отмечено, что поэма является не простым переводом на русский язык, но научным исследованием, которое еще долго будет привлекать внимание мирового научного сообщества. По окончанию круглого стола участники конференции рассмотрели резолюцию, делегаты внесли поправки к документу. В следующем году конференция пройдет в Бишкеке.