Сегодня в Казани проходит II Международная научно-практическая конференция “Вакф в России: Современность и перспективы”. На научном форуме собрались гости из зарубежа и со всей России. Гостей на пленарном заседании поприветствовали первый заместитель муфтия РТ Рустам хазрат Валиуллин и заместитель муфтия РТ, генеральный директор фонда "Вакф РТ" Мансур хазрат Джалялетдин. Рустам хазрат передал слова благодарности муфтия Камиля хазрата Самигуллина участникам конференции и отметил, что вакф является уникальным явлением, которое миру подарил ислам.
- Казань по праву снискала звание Северной столицы исламского мира, - начал свое выступление Мансур хазрат. - Благодаря богатому татарскому духовному наследию и сильнейшим религиозным традициям с одной стороны и разумной национальной политике руководства республики и собственным инициативам ДУМ РТ, Татарстан является образцовым российским регионом, в котором процветает дружественный ислам и который задает тон развитию ислама во всей России. В том числе и в вопросе вакфов.
В пленарной части конференции также выступили председатель высшего шариатского суда в Бахрейне Ибрахим аль-Мурейхи и представитель Исламского банка развития Мохамед Салем. Далее Конференция прошла в двух секциях: “Общие положения и правила вакфа” и “Российский и зарубежный опыт развития вакфов”. Казанские, российские и зарубежные ученые и эксперты поделились своим опытом в области развития вакфов. Исмаиль Бульбуль, профессор Болгарской исламской академии, заметил, что первым кто применил практику вакфа в мире был Пророк Мухаммад (сгв), когда построил мечеть в Медине и передал ее в пользование мусульманам. "Наличие вакуфной системы указывает на мир и благополучие в стране" - подчеркнул он. Также российским коллегам рассказали о вакфах в различных отраслях экономики, в том числе в медицине, о практике судебных разбирательств по вакуфному имуществу, о приоритетных направлениях финансирования вакуфных проектов, о методиках инвестирования в них и инструментах их развития.
- Исламский банк развития заинтересован в инвестировании российских и в том числе татарстанских вакуфных проектов, - объяснил специалист в отедел инвестиций в вакуфное имущество Департамента исламских финансовых услуг Исламского банка развития Мохамед Салем. - Однако законодательные условия российского государства пока не позволяют полноценно развивать сотрудничество в этом направлении. Для того, чтобы система заработала, не обязательно создание специального закона о вакфе. Достаточно любого другого законодательного акта, который мог бы регулировать вакфы и благотворительность, максимально приближенную к вакфу.
К слову, тема отсутсвия законодательной базы в России по регулированию института вакфа красной нитью пролегла в работе конференции. Наиболее ярко эту проблему обозначил заммуфтия и гендиректор фонда "Вакф РТ" Мансур хазрат Джалялетдин: «Только закон о защищенности вакфного имущества на федеральном уровне даст нам гарантии развития института вакфа в России. Принятие закона способствовало бы повсеместному распространению вакфного имущества в России. Вакф, созданный на законодательной основе, мог бы оказывать финансовую помощь не только религиозным организациям, издательствам, но и оказывать реальную поддержку малому и среднему бизнесу, кроме прочего, и в предоставлении коммерческой недвижимости в виде арендных помещений, земель, техники. Это повлияло бы на развитие не только мусульманской, но и российской экономики в целом. Надеюсь, что мы с вами сможем по итогам нашей конференции убедить государственные органы власти в необходимости принятия закона о вакуфном имуществе". Также хазрат напомнил об истории развития вакфа в современном Татарстане: "первые шаги о необходимости узаконить вакуфное имущество были нами предприняты в 1993 году. Хочу напомнить вам, что в 1992 году на чрезвычайном съезде мусульман РТ было создано ДУМ Татарстана. Тогда духовенству, будь то мусульманское или православное, стали возвращать мечети, медресе, церкви. Вот здесь возник вопрос об их финансировании на ремонтно-восстановительные расходы. Тогда мы обратились к президенту республики, которым на тот момент был Шаймиев Минтимер Шарипович, о создании системы вакуфов, необходимой для строительства и содержания мечетей, медресе, издания богословской литературы. Он отдал распоряжение сформировать комиссию по изучению вопросов организации Вакфа. И впервые в Российском законодательстве в законе РТ "О свободе совести и религиозных объединениях" было внесено положение о вакуфном имуществе. Однако спустя некоторое время конституционный суд РФ потребовал привести этот закон в соответствие федеральному законодательству. В республиканский закон был внесён ряд поправок, но положение о вакуфном имуществе тем не менее было сохранено".
Мансур хазрат отметил, что на сегодняшний день в России, не Вакф, а садака, пожертвования от различных организаций и физических лиц является основным источником финансирования мусульманских религиозных организаций. "А вакф, созданный на законодательной основе, мог бы оказывать финансовую помощь не только религиозным организациям, издательствам, но и оказывать реальную поддержку малому и среднему бизнесу, принадлежащему не только мусульманам, не обязательно в предоставлении живых денег, но так же в предоставлении коммерческой недвижимости в виде арендных помещений, земель, техники и др. и это повлияло бы на развитие не только мусульманской, но и Российской экономики в целом". По словам Джалялетдина, самое большое имущество вакфа в России — в Татарстане. На балансе муфтията находится более 100 объектов, в том числе и земельные участки.
Российские эксперты, выслушав зарубежных коллег, поделились в свою очередь исследования в области истории развития вакфов в России. Особый интерес участников конференции вызвали выступления об особенностях существования вакуфов в Оренбурге, Башкирии, Самаре и, конечно, в Татарстане.
По результатам конференции, рассмотрен проект резолюции. Форум завершен.