Сегодня в ИА «Татар-информ» прошла пресс-конференция, посвященная итогам сбора и распределения гушр-садаки в Республике Татарстан в 2018 году. На вопросы журналистов отвечали главный казый Татарстана Джалиль хазрат Фазлыев и начальник отдела социального развития ДУМ РТ Айгуль Биктимирова.
Джалиль хазрат подчеркнул, что гушр-садака является составляющей одного из пяти столпов ислама – закята.
«Этот вид приношения рассчитывают из общего объема урожая – как пшеницы, так и овощей, фруктов, меда. Десятую часть урожая, выращенного без искусственного орошения, необходимо отдать сиротам, неимущим, бедным. А если приходилось поливать – тогда в качестве садаки следует раздать одну двадцатую часть. Если мы не платим гушр-садаку, то это будет считаться таким же грехом, как и оставленный намаз», – сказал главный казый республики.
Отвечая на вопрос о сроках сдачи гушр, Джалиль хазрат отметил, что соответствующую часть урожая приветствуется передавать сразу после его сбора. Однако не у всех есть условия для хранения овощей и фруктов. Поэтому обеспечивать продовольствием нуждающихся можно и позднее, например, зимой и весной.
По словам Джалиля хазрата, гушр-садака также можно продать, а вырученные деньги раздать нуждающимся слоям населения. Это делается для того, чтобы продукты долго не лежали и не портились.
Подводя итоги традиционной кампании по сбору гушр-садаки в Татарстане, Айгуль Биктимирова обратила внимание на увеличение объема собранного гушра.
«Если в прошлом году общий объем гушр-садаки составил около 160 тонн, то в этом году результатом активного участия татарстанцев в этой социальной акции стали 600 тонн овощей, в том числе картофеля, лука, моркови, свеклы, капусты, тыквы, а также яблок, меда, солений и варений. Это свидетельствует о том, что с каждым годом уровень религиозного знания жителей республики повышается. Они более добросовестно начали относиться к выплате гуш-садаки», – сказала Айгуль ханум.
По ее словам, наиболее активное участие в кампании по сбору гушр-садаки приняли жители Балтасинского (60 т), Тюлячинского (50т), Рыбно-Слободского (32 т), Сабинского (31 т), Арского, Кукморского, Атнинского (по 30 т) районов.
Продовольственный сбор был передан в адрес благотворительных организаций (реабилитационный центр «Ярдэм» и БФ «Закят» ДУМ РТ), мусульманских учебных заведений (Российский исламский университет, медресе «Мухаммадия», медресе 1000-летия принятия ислама, Буинское, Кукморское, Мамадышское медресе, Набережночелнинское медресе «Ак мечеть», медресе им. Р.Фахретдина в г. Альметьевске, Уруссинское медресе «Фанис», Казанский исламский колледж, Центр подготовки хафизов Куръана, Нижнекамский центр изучения Куръана, мусульманский пансионат «Ярдэм» в д.Бурбаш Балтасинского района, Закамский просветительский центр им.Таджутдина Ялчыгола, просветительский центр имени Ахмадхади Максуди и школа «Усмания»), социальных учреждений (Лаишевский детский дом, Елабужский детский дом, Кинерский детский дом приют Арского района, дома-интернаты для пожилых и инвалидов в Верхнеуслонском, Актанышском, Сармановском, Кайбицком, Алексеевском, Алькеевском, Арском и других районах республики, общество инвалидов пос. Юдино, Всероссийское общество слепых, Всероссийское общество глухих, АНО «Центр социальной реабилитации и адаптации», Нижнекамский центр для слепых «Ихлас», районные больницы), а также нуждающимся семьям на местах. Так, благотворительный фонд «Закят» ДУМ РТ обеспечил продовольствием около 100 малоимущих семей.
Айгуль Биктимирова подчеркнула, что обеспечение населения продовольствием осуществлялось совместно с органами социальной защиты муниципальных районов. Она напомнила, что традиционная кампания по сбору гушр-садаки в Татарстане завершилась 15 октября. Однако те, кто не успел поучаствовать в данной социальной акции, могут обратиться в благотворительные фонды, социальные учреждения, мусульманские учебные и внести свой вклад в обеспечение малоимущих продовольствием.
На вопрос о том, как в одном только Балтасинком районе удалось собрать 60 тонн гушра, Джалиль хазрат ответил: «В нашем районе живет очень трудолюбивый народ. Кроме того, урожай в этом году был особенно богатым. В мечетях района имамы выступили с вагазами о значимости сдачи гушр. Некоторые приходы собрали по 100, 200 мешков картофеля».
Главный казый также напомнил, что традиция сбора гушр-садаки по всему Татарстану была заложена покойным Валиуллой хазратом Якуповым.
«В 1990-х годах именно Валиулла хазрат предложил проводить праздник, посвященный сбору садаки, в одной из деревень республики. Впервые провели такое мероприятие в селе Хасаншаех Арского района республики. Следующий праздник прошел в селе Ядыгар Кукморского района, затем – в селе Алан Балтасинского района. Объясняли людям, что такое гушр, на лошадях с повозками обходили дома и собирали продовольственный сбор» - поделился воспоминаниями Джалиль хазрат.
Гушр – это закят с урожая посевов и фруктовых садов, взращенных дождевой или речной водой, сена, а также меда. При наличии этого урожая обязательным является раздача десятой ее части тем бедным, кому положен закят, или благотворительным организациям. На обязательство выплаты гушр-садаки указывает 267-ой аят суры «Корова»: «О те, которые уверовали! Расходуйте (ради Аллаха) из благоприобретенного вами, а также из того, что Мы вывели для вас из земли…». Обязательность гушр-садаки обусловлена тем, что подлинной причиной любого урожая является милость Аллаха, которая проявляется благоприятствованием природных факторов. Чтобы достигнуть этой милости и обеспечить надежду на будущий урожай необходимо, подчиняясь Его воле, выделять гошер (десятину), как об этом сказано в Благородном Коране.
До революции у татар-мусульман сбор гушр-садаки был обычной практикой и за счёт него содержались мечети, а в советское время праздники гушра заменили праздниками урожая. Сейчас этот благотворительный сбор постепенно стал возвращаться в религиозную практику мусульман республики.