Камиль хазрат Самигуллин дал интервью газете "Бизнес Онлайн"

23 октября 2018 года 13:28
Камиль хазрат Самигуллин дал интервью газете "Бизнес Онлайн"

Сегодня на странице электронной газеты «БИЗНЕС Online» вышло расширенное интервью муфтия Татарстана Камиля хазрата Самигуллина. Отвечая на вопросы редакции и читателей издания, глава мусульман республики рассказал в первой части беседы о самых масштабных и фундаментальных проектах Духовного управления мусульман РТ, пояснил ситуацию, сложившуюся на рынке халяль-индустрии, поделился своим мнением о месте татарского народа в мусульманском мире, посетовал на исчезающие традиции татар-мусульман, дал отпор своим оппонентам и разъяснил свою позицию по ряду богословских тем.

О работе по изучению Куръана и подготовке тафсиров: "Самый хороший перевод на русский язык еще не издан"

В частности, Камиль хазрат подробно познакомил читателей с деятельностью муфтията по изучению Священного Куръана и подготовке тафсиров: «Татары – народ, возвеличенный исламом. Нам оказана честь служить Аллаху, следовать Корану и сунне пророка (с.а.с.). Это есть великое благо и счастье! Именно поэтому очень важным направлением деятельности ДУМ РТ является изучение Корана, подготовка тафсиров (толкований), возрождение классической татарской школы Коран-хафизов. Структура по изучению Корана была организована нами в 2013 году. Мы когда-то имели сильнейшую школу Коран-хафизов. Татары первыми в мире выпустили печатный Коран, подготовленный к печати самими мусульманами и ставший популярным во всем мире под названием «Казан басмасы». Мы продолжили традицию печати Корана в столице РТ и подготовили свое издание этой книги».

Стоит отметить, что последнее издание «Казан басмасы» успешно прошло проверку Высшей комиссии по делам Досточтимого Куръана при министерстве вакфов Сирии. В результате Священная книга, которую подготовили и выпустили в Казани, впервые в России получила свидетельство о соответствии международным стандартам. В нем указывается, что издание ДУМ РТ соответствует древнему списку Расм Усмани (согласно принятым канонам по количеству букв и слов). Новое издание Корана ДУМ РТ также признано удобным для чтения, заучивания текста, что особенно важно для читателей, не владеющих арабским языком. Кроме того, в 2017 году муфтиятом достигнута договоренность с центром высшей подготовки «Хасеки» о подготовке специалистов по 10 кираатам Куръана (стили чтения) для Татарстана. Казанские шакирды будут первыми специалистами со знанием 10 стилей чтения Куръана. Наряду с этим специалисты духовного управления ведут работу по переводу Куръана на татарский и русский языки.

Камиль хазрат также рассказал, что ДУМ РТ ведет работу по написанию истории татар и развития ислама на территории современного Татарстана. К слову, первый том издания – с древнейших времен до XVI века – уже готов. Второй том будет с XVI века до сегодняшнего дня. Эту работу выполняет доктор исторических наук Дамир Исхаков, проинформировал он.

О развитии халяль-индустрии: "Стандарты должны быть едиными для всех в Россиии и утверждены на государственном уровне!"

В ходе интервью в расширенном формате речь шла и о теме развития халяль-индустрии. Камиль хазрат впервые прокомментировал ситуацию с продукцией ООО «Челны-Мясо»: – «Мы и сами не поверили собственным глазам. Давно работаем с этой компанией, доверяли им, а тут один человек берет и пишет слово «халяль» на этикетке, предназначенной для свинины, и эта продукция расходится по магазинам. Удивило то, насколько просто у них принимаются решения о смене этикеток и отсутствует многоступенчатая процедура согласований, как это бывает на крупных предприятиях. Ладно хоть они наш логотип туда не поставили, а просто написали слово «халяль». Пришлось делать проверку: а вдруг они это слово еще и на другой продукции пишут, которая не соответствуют понятию «халяль»? Была создана комиссия, в которую вошли профильные ведомства республики. Эта неприятная история оказалось недоразумением, то есть мы не увидели в ней признаков умысла. Но в любом случае они очень сильно оскорбили своими действиями мусульман республики. Руководитель предприятия публично извинился. Мы вернули им отозванный сертификат, но компании придется приложить немало усилий для того, чтобы вернуть себе утраченное доверие со стороны потребителей».

Далее он подробно разъяснил проблему смешанных производств: «Раньше ДУМ РТ допускало использование одного и того же оборудования для производства халяльной и нехаляльной продукции. Чаны для закладки фарша, столы и другое оборудование, конечно же, тщательно отмывались перед закладкой халяльной партии мяса, но такая ситуация меня в корне не устраивала. После своего избрания на пост муфтия Татарстана я поднял вопрос об ужесточении требований для производителей халяльной продукции. Комитет по стандарту «Халяль» обязал предприятия закупить отдельные линии для производства продукции, маркируемой нашим логотипом. Сам переход на новые стандарты «Халяль» занял два года и в 2018-м практически завершился». Далее он резюмирует: «В нынешних условиях, когда мы говорим про «смешанное производство», подразумеваем, что данное предприятие наряду с халяльной выпускает и нехаляльную продукцию, но на разном оборудовании. Мы допускаем нахождение этих станков под одной крышей и в одном цехе – по воздуху ДНК животных не передается. Постепенно будем добиваться разделения цехов, эта задача уже сегодняшнего дня. Кстати, на «Челны-Мясо» для халяльного производства выделили отдельный цех. Если речь идет об использовании одного и того же оборудования, то мы откажем в сертификации такой продукции – для нас это принципиальный вопрос, и мы будем распространять эту практику на всю Россию. В 2017 году ДУМ РТ инициировал создание технического комитета в Росстандарте по стандартизации «Продукция и услуги халяль». Мы намерены разработать общефедеральные стандартизированные методы оказания услуг и производства продуктов халяль, то есть ГОСТов. Заодно технический комитет стандартизирует и процессы оказания гостиничных, медицинских, туристических и других услуг. Стандарты должны быть едиными для всех на территории России и утверждены на государственном уровне! Это значительно усложнит деятельность «лжехаляль-производителей».

О "коммерциализации" мечети: "Мечеть не магазин, здесь верой не торгуют"

В интервью Камиль хазрат также ответил на вопросы о тенгрианстве, школе «Музаффария», так называемом «татарском исламе» и многом другом. Стоит отдельного внимания и его мнение по вопросу «коммерциализации» мечетей: «Любой человек может прийти в мечеть, прочитать намаз и уйти. Мечеть не магазин, здесь верой не торгуют. Но кто-то же должен оплачивать коммунальные услуги, текущий и капитальный ремонт здания, работу уборщиц, дворников, сторожей, имама в конце концов! У нас при мечетях еще работают курсы, где знания также даются абсолютно бесплатно. Не у каждой мечети есть крупные меценаты, но практически в каждой махалля имеются свои активисты – неравнодушные люди, которые ищут способы заработать деньги на содержание мечети. Кто-то организует кафе, магазинчики, ритуальные услуги, чтобы покрывать потребности мечети, кто-то приходит бесплатно выполнять определенные работы. Большую финансовую поддержку оказывают обычные татары, которые приходят в мечеть, чтобы за них прочитали дога (молитву). С точки зрения ислама было бы лучше, если это дога они прочитают сами, для этого и в мечеть идти не надо. Но большинство татар не умеют этого делать. В исламе разрешается мусульманину по просьбе другого мусульманина прочитать за него дога. В какой-то мере это уже услуга. Но даже за эту услугу мы не просим денег, каждый волен оставить милостыню в мечети, исходя из своих возможностей или даже просто поблагодарить того, кто прочитал за него молитву. Никто не осудит человека, оказавшегося в сложной финансовой ситуации, но нуждающегося в помощи Всевышнего».

О необходимости строительства центральной соборной мечети в Казани: "Для проведения праздничных мероприятий Кул Шариф слишком мал".
 

В ходе беседы с корреспондентом «Бизнес Онлайн» хазрат также прокомментировал возможность строительства центральной соборной мечети в Казани. «Мечеть Кул Шариф – это красивейшая мечеть республики, визитная карточка Татарстана, но она никогда не была центральной мечетью, - сказал Камиль хазрат. - Почему Кул Шариф должен быть главнее, чем, например, мечеть «Марджани» или любая другая? Главную мечеть нам еще предстоит построить. В Казани нет ни одной мечети, которая может на праздник вместить всех мусульман под одной крышей. Почему в других республиках есть, а у нас нет? Минимум на 10 тысяч. А Кул Шариф вмещает примерно 1,5 тысячи человек, даже по пятницам туда с трудом вмещаются все желающие. Для проведения праздничных мероприятий она слишком мала…»

О "татарском исламе": "Сможем ли мы сохранить остатки татарского моң в нашей исламской культуре..."

"Как считаете, сегодня есть такое понятие, как татарский ислам?" - спросил муфтия корреспондент. "У нашего ислама есть свое лицо в исламском мире, - ответил хазрат. - Наши особенности – это и есть татарский ислам, но эти отличия, обусловленные культурными традициями, не делают наш ислам каким-то обособленным. Татары – неотъемлемая часть мусульманского мира. К сожалению, мы многое растеряли из нашего наследия, поэтому непросто собирать его по крупицам. Например, так называемый татарский макам – это наша национальная манера чтения Корана и произнесения азана, которая исчезает на наших глазах. Это серьезная потеря для нашей национальной культуры. Современная молодежь, которая грамотно читает Коран, использует макамы других народов. Те немногие мусульмане, владеющие национальной манерой чтения, из людей более старшего поколения, зачастую безграмотны в произношении арабских звуков. Даже не знаю, сможем ли мы сохранить остатки татарского моң в нашей исламской культуре".

Далее он отметил: "У нашего народа, несомненно, есть потенциал, это показала история много раз. Я верю, мы вернемся на правильный путь и возвратим себе былую славу. Но, к сожалению, пока что гордимся только теми, кто под землей. Нужно не забывать и о национальной гордости". При этом он дал свою оценку религиозности современного татарского народа: "У каждого татарина свой уровень понимания ислама. Есть в вопросах веры полные невежды, а есть те, кто вроде бы все знают, но не могут побороть свои страсти и становятся на греховный путь. Когда мы говорим о верующих людях, то имеем в виду тех, кто как минимум не отрицает существование Аллаха и того, что пророк Мухаммад (с.а.с.) является его посланником. Но мусульманин должен не просто верить в Аллаха, а стремиться руководствоваться его предписаниями в повседневной жизни. А вот это уже не так просто, учитывая, что мы живем в «мире вседозволенности». Есть такое понятие – «практикующий мусульманин». Это, конечно же, не святой человек, но тот, который, по крайне мере, встал на путь нравственного очищения. Человек, который практикует ислам в своей жизни, это тот, кто помимо веры в Аллаха как минимум читает намаз пять раз в день. Их мы видим в мечетях не только по пятницам. В большинстве своем это молодежь и пожилые люди, а среднее поколение воспитывалось в атеистическое время, его редко увидишь в мечети. Но вера в сердцах все равно есть, она проявляется в радости и в горе. Нам надо иметь мудрость показать красоту ислама. К сожалению, не всегда мы соответствуем своему статусу, не всегда мы такие, чтобы люди, глядя на нас, захотели исповедовать религию Аллаха". 
 

Полную версию интервью муфтия Татарстана Камиля хазрата Самигуллина читайте здесь.

Персона
Избран 17 апреля 2013 года
Персона
с 1992 года по 1998 год
Персона
с 1998 года по 2011 год
Персона
с 2011 года по 2013 год

Расписание намазов

Фaджр
Шурук
Зухр
Аср
Магриб
Иша
Архив новостей