На нашем сайте стартует новый проект – цикл публикаций «Оедым мин ошбу имамга…». В них мы расскажем о необычных судьбах обычных служителей веры – сельских имамов, которые искренне, ради довольства Всевышнего, трудятся на благо своей махалли, вкладывая все свои силы и душу в самое главное дело своей жизни. Знакомьтесь: наш первый герой – Мансур хазрат Тимеров из Кукморского района.
Когда слово имама – закон!
Приехав в село Аш-Бузи, мы угодили прямо на семинар абыстаев – преподавательниц примечетских курсов Кукморского района. В тот день они неспроста собрались в именно местной мечети – занятия по основам ислама здесь проходят с таким размахом, что позавидует любая городская мечеть. Оно и понятно: на курсы в «медресе» (так называют их местные жители) ходят аж по 100 человек - неслыханное дело для современной деревни в неполные 200 домохозяйств! Впрочем, у Аш-Бузинской махалли можно научиться и многому другому. Только вот имама такого, пожалуй, больше нигде не найти…
О Мансуре хазрате местные жители могут рассказывать часами, почти с замиранием сердца. Они тщательно подбирают слова, чтобы как можно глубже передать все почтение и любовь к нему. «Мы не отпустим тебя, хазрат», «Мы поможем тебе, только скажи», «Все благодаря вам», - окружили своего имама ашбузинцы, когда мы приехали к нему на интервью. И их можно понять: для них Мансур хазрат не просто имам, он наставник, которому удалось сформировать полноценную общину в лучших традициях татарского народа, сплотив вокруг мечети всех сельчан независимо от пола и возраста. Глядя на жизнь, которая бурлит в этой мечети, невольно начинаешь сомневаться: не из параллельного ли мира село Аш-бузи, которого будто и вовсе не коснулись постреволюционные события в истории нашей страны?
Однако, нет. Чего только стоит одно название бывшего колхоза – «К коммунизму»! Тем радостнее от того, что все трудящиеся в нем пришли в итоге к иману, к своим истокам и традициям. И огромную роль в этом, безусловно, сыграл Мансур хазрат.
Здесь он - по-настоящему народный избранник, за которым пойдут всем селом и не раздумывая замолвят за него слово. А вот сам имам-хатыйб оказался довольно скупым на слова. То ли сказывается привычка обычного механизатора работать, не отвлекаясь на разговоры, то ли просто словами все равно не передать те чувства, которые он испытывает к своему родному селу и односельчанам. С ними связана вся его жизнь. Здесь он родился, учился, женился на местной девушке, воспитал детей… Много лет работал механизатором в том же колхозе, затем стал частным фермером. Работы у сельчан невпроворот, но для духовного отдыха они найдут время всегда.
- На пятничный намаз у нас собирается около 80 человек, - рассказывает Мансур хазрат, который, по своему признанию, не очень-то доволен таким количеством прихожан – считает, что должно быть больше и мечтает увеличить их число в два раза. Не сомневаемся, что у него это получится, ведь сам глава сельского поселения обращается к нему помощью, если нужно призвать сельчан - будь то на коллективный субботник, или на собрание, или просто организовать сабантуй. В Аш-Бузи слово имама – закон! Здесь вместе убирают кладбище, следят за благоустроенностью мечети и примечетской территории, которую также строили вместе на общие средства, содержат в материальном достатке приход… Даже когда речь идет о торговле, предприниматели идут за благословением к хазрату. Удивительно, но во всех трех местных магазинах вы не сможете купить алкоголя. В Аш-Бузи его не продают. Опять же - прислушались к слову имама.
Как удалось снискать такое всеобщее уважение и неоспоримый авторитет? Мансур хазрат скромно этот секрет умалчивает. А возможно, этого секрета и нет: пожалуй, дело только в искренней богобоязненности и преданности к Аллаху и своему селу. Да и такую искренность, как у имама Аш-Бузи, невозможно не заметить и перед ней, действительно, стоит склонить голову. Сам Мансур хазрат уверен: «Сила ашбузинцев в том, что нам удалось сохранить в каждой семье и каждом доме наши истинные традиции. Аллага шөкер, наши дети воспитываются в атмосфере любви к своей религии и народу».
- Хотя было время, когда в селе не было мечети, - вспоминает Мансур хазрат. – Мечетью нам служила деревянная избушка на кладбище. И все джума-намазы и гает-намазы проходили там. Мне было так горько от осознания того, что в моем родном селе нет полноценного духовного центра. Я впервые задумался об этом, оказавшись случайно в мечети Марджани в Казани в месяц Рамадан. Она была единственной в городе и от того переполнена верующими. Они читали намаз, постились, молились…
Вернулся Мансур абый в Аш-Бузи уже другим. После увиденного хотелось изменить весь мир! И он начал с себя. В 1996 году отучился в медресе имени 1000-летия принятия ислама, в 2003 году закрепил свои знания в Кукморском медресе. Односельчане его сразу выбрали имамом. К слову, принимать приходские дела пришлось из родных рук – хазрат сменил на этом посту своего дядю. Это, наверное, самый показательный пример преемственности, когда старшее поколение поддержало собственным опытом и советом молодое во всех его начинаниях. С тех пор, без единого выходного дня Мансур хазрат трудится в этой мечети.
- У меня ненормированный рабочий день, - рассказывает он. - В месяц Рамадан, например, я даже остаюсь ночевать в мечети, чтобы вовремя проводить ранние молитвы. И где бы я ни находился, я все равно на работе. Выйдя за двери мечети, я не перестаю быть имамом. Но я не воспринимаю это как повинность: не каждому в жизни дается такое благо — нести людям слово Аллаха.
Однако Мансур хазрат, которому сейчас 60 лет, считает своим самым важным долгом воспитать и подготовить себе смену, как это в свое время сделал его родной дядя. «Иншалла, когда-нибудь в эти двери войдет молодой, образованный и высоконравственный имам, который вдохнет новую жизнь в нашу мечеть. Я непременно буду рядом, помогу словом и делом».
- Что важное в деле имам-хатыйба? – спрашиваем хазрата.
- Сохранить наши традиции и работать сообща, в дружбе и взаимопонимании с односельчанами… Это самое главное, - тихо и со свойственной ему мудростью ответил Мансур абый – настоящий «татар имамы», который своим трудом возродил иман в родном селе.
Резеда Закирова